Гагарину посвящается/"Gagarin way" Волгоградского молодежного театра

Выпуск №9-139/2011, Гости Москвы

Гагарину посвящается/"Gagarin way" Волгоградского молодежного театра
В Центре им. Вс.Мейерхольда Волгоградский Молодежный театр показал спектакль по пьесе совремeнного шотландского драматурга Грегори Берка «Gagarin way» (перевод Татьяны Осколковой).
На сцене клетка - так выглядит склад завода, производящего микрочипы. Внутри сетки-рабицы, заполненной белыми картонными коробками, двое, - охранник и рабочий. Они оказались здесь ночью, так как не прочь заработать - сгрузить пару коробок, чтобы продать на черном рынке.
Такова вполне реалистическая завязка пьесы Берка, которая прославила шотландца в 2000 году. Премьеру сыграли в знаменитом шотландском театре «Траверз», после чего имя автора вошло в число наиболее многообещающих молодых драматургов Шотландии. В программке Молодежного театра написано, что пьеса «политическая». На самом же деле Берк написал пьесу остросоциальную, где в мастерских остроумных диалогах показал полную моральную деградацию фигуры рабочего и ее обесцененность в современном мире. Идея социальной справедливости, стремление рабочего движения бороться за права своего класса, когда-то (в 30-е) заставившая эту часть общества ощутить собственную значимость, как прекрасная мечта жива в некоторых головах до сих пор. Вот только можно ли обрести собственное достоинство в глобализованном мире транскорпораций, когда судьба маленького завода в шотландском городке решается где-то в Японии, да и далекие владельцы, как выясняется, уже отказались от него, сочтя более выгодным продать бизнес американцам?
Насилие - выход для тех, кто ощущает свою слабость. Эдди (Владимир Захаров) и Гари (Андрей Тушев), рабочие фабрики, решили пойти путем насилия, потому что не видят иного выхода обратить внимание на свое бедственное положение. Унылая жизнь без перспектив так достала их, что, кажется, просто необходимо сделать какое-то заявление, послать сигнал в мир о том, что они терпят бедствие. Но мир безучастен к ним, как огромный космос к полету Юрия Гагарина. Гари восхищается анархическими взглядами Нечаева. Похищение и убийство японского инспектора, по его замыслу, и будет тем самым символом начала борьбы за свои права, знаком несмирения, как забастовки столетней давности. Эдди же, его наперсник, давно ни во что не верит и готов прикрываться до поры до времени любой идеологией, лишь бы она позволила ему выпустить пар. Насилие, просто насилие без всякой идеологический нагрузки - вот что позволит ему продержаться в этом мире подольше, а не покончить с собой, как его товарищ.
Эдди поумнее своего наивного партнера. Ему милее Жан Жене, вор, сумевший стать драматургом и войти в истеблишмент, как бы обманув всех, надув своих покровителей. Его возбуждает предстоящее кровавое дело, и он весь погружен в его осуществление. В этом мире жить в общем-то незачем, так почему бы и не повеселиться - таков смысл его рассуждений с Томом (Дмитрий Матыкин). Их диалог начинает спектакль. Наивный мальчик, только что окончивший курс и пока подрабатывающий охранником, верит, что еще сможет вырваться. «Капитализм позволит найти место всем, можно выбрать», - твердит Том. Неожиданно для себя втянутый в кровавую игру, он тоже станет жертвой. Из клетки хода нет. Даже Эдди, ощущающий себя из всех присутствующих наиболее свободно, и тот добровольно возвращается в клетку - символ их безвыходного существования. И это после свободных проходов по самому ее верху, попыток тем самым как бы оказаться в «космосе» - свободном пространстве собственного выбора (именно в этот момент появляются разноцветные огни, и сцена преображается во что-то вроде планетария). Путь Гагарина - иллюзорный образ советской страны, созданной для крестьян и рабочих, чтобы они смогли реализовать свои безграничные возможности. Например, послать Гагарина в космос.
Надо ли говорить, что все идет не по плану. И захваченный инспектор оказывается вовсе не благополучным японцем, а разведенным пожилым шотландцем. «Меня никто не ждет», - говорит он. И становится понятно, что вся затея с громким скандалом пошла прахом. Фрэнк (Игорь Мишин) - такой же заложник работы, как и другие герои, только его клетка чуть комфортнее (хороший отель) и располагается уровнем выше. Парадоксальный финал - двойное убийство и спешное сокрытие следов с тем, чтобы не опоздать на работу («А опаздывать мы не любим!» - заключает Эдди), замыкает эту конструкцию, из которой нет выхода. Двери клетки-фабрики закрываются, выхода, кроме как ногами вперед, из этой жизни действительно нет. Вернее, есть, единственный - в цех, на работу.
Поместив героев внутрь клетки (художник Кирилл Пискунов), режиссеры (Алексей Серов, Сергей Щипицин) в основном работают с этим пространством, открывая его неожиданные ракурсы. Клетка подсвечивается то сверху, то сбоку, то освещается ярким светом автомобильных фар - герои сами загнали себя в неизбежность. Передние двери легко раздвигаются - можно выйти, но персонажи предпочитают просто просовывать голову, чтобы произнести несколько сокровенных мыслей. Блестящие, остроумные монологи Грегори Берка в устах артистов порой звучат чужеродно, они как бы не до конца присвоены. Герои драмы оказываются в интеллектуальном тупике: «У меня же больше ничего нет!» - восклицает Гари. В России полным-полно маленьких депрессивных городков с закрытыми или закрывшимися предприятиями, но уровень осмысления реальности, своего положения в мире у российского рабочего далек от его шотландского собрата. Чтобы так хотеть ощутить собственное достоинство, нужно было его когда-то иметь (примечательна сцена, где герои выясняют, что их деды трудились в одних и тех же шахтах). Вот эта отсутствующая свобода и мешает превратить спектакль по остроумной пьесе в блестящий интеллектуальный поединок с абсурдным концом.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.