В сей мир явились мы - небожителями любви/Валентина Попова (Тамбов)

Выпуск №9-139/2011, Лица

В сей мир явились мы - небожителями любви/Валентина Попова (Тамбов)
В одной из пьес Э.Радзинского в уста старой актрисы вложены такие слова: «Мы все научились быть правдивыми и настолько простыми, что искусству стало скучно. Оно зевает. Оно становится похожим на диетическую столовую. Украдены пафос, и взлет, и скорбный рот трагического актера. А вместо них - застенчивый шепот. Но шепот-то не потрясает. Талант властвует на взлете. Он на пределе виден!» Эти слова вопиют о состоянии современного театра. Он все меньше и меньше предоставляет нынешним актерам возможность по-настоящему выразить себя в большой, глубокой драматической роли. И когда это все-таки случается, мы говорим: подарок судьбы.
Такой подарок в этом сезоне судьба преподнесла актрисе Тамбовского государственного драматического театра Валентине ПОПОВОЙ в виде роли Софьи Коломийцевой. Заслуженная артистка России сыграла ее в постановке режиссера М.Тулпарова «Последние» по пьесе М.Горького. В этой роли Валентина Попова как всегда изысканна, красива, утонченна. Поэтому ее героиня поначалу кажется случайно занесенной в пропитанный злобой и ненавистью дом Коломийцевых. Но случайностей не бывает. И с первых же произнесенных актрисой слов, с ее первого же отчаянного, потерянного взгляда зритель понимает очень многое.
В.Попова играет женщину, физически ощущающую поселившуюся в ее доме ненависть, предвидящую неминуемый распад семьи, но не способную что-либо изменить. Она знает лишь одно - что неминуемо теряет своих детей, всех пятерых. Одного за другим. Трагическую роль такого масштаба Валентина Попова никогда не играла. Ее героини практически всегда переживали личную драму, драму своей и только своей неудавшейся, несложившейся жизни. Впервые актриса играет женщину, переживающую трагедию своих детей, женщину, знающую, что в этой трагедии виновна она, но уже не способную ее остановить. Зрители в зале даже физически ощущают, какой пыткой являются для Софьи-Поповой разговоры с детьми. И публика невольно, как от удара, вздрагивает, когда мать на коленях начинает просить у детей прощение.
Для актрисы это явно программная роль. Это видно всякому, кто способен откликнуться на душевную бурю, владеющую В.Поповой на протяжении всего спектакля. Зрелое мастерство актрисы, виртуозное владение собой и ситуацией, позволяют ей вести эту сложнейшую роль не «навзрыд», а с удивительным достоинством.
А.Чехов часто повторял, что дарование должно сочетаться с трудом. Но ему не было близким сценическое искусство, которое не опиралось бы на наблюдательность, точную деталь, жизненную правду. Актриса В.Попова отличается и большой работоспособностью и постоянным поиском внутренней сути каждой роли, которая находится где-то там, за пределами текста драматурга. Готовясь играть Софью, как, впрочем, и каждую свою героиню (а их за сорок с лишним лет службы в театре Поповой сыграно уже более сотни), актриса много читает о той эпохе, в которой существует ее персонаж. Она знакомится с историей, литературой, ее интересуют и все детали быта того времени.
Поэтому роли, сыгранные актрисой, столь жизненны, объемны, сочны, многогранны. В последние годы наиболее крупными удачами стали Раневская в «Вишневом саде» и Елена в «Дяде Ване», Нина в «Женитьбе Белугина» и Гурмыжская в «Лесе», Эльмира в «Тартюфе», Графиня в «Женитьбе Фигаро», Касатка в «Касатке», Клея в «Эзопе», Абби в спектакле «Страсти под вязами». Откликаясь на роль в пьесе О'Нила, В.Гармаш писал: «В.Попова показывает эволюцию мировосприятия и мироощущения своей героини Абби - от естественного женского стремления иметь свой домашний очаг и стать его хозяйкой до безоглядной и преданной любви к мужчине, толкающей на самое страшное преступление - убийство собственного ребенка, чтобы удержать эту любовь...»
Валентину Сергеевну смело можно назвать королевой тамбовской сцены. И не только потому, что она великолепно сыграла Марию Стюарт в «Королеве шотландской» Словацкого, императрицу Екатерину Великую в спектакле «Что есть истина?» по Елегечеву и, годы спустя, ее же в постановке «Любовь - книга золотая» Толстого, императрицу Александру Федоровну в «И Аз воздам!» Кузнецова. Каждая женщина Валентины Поповой в спектакле - королева. Будь она героиней костюмной или же современной постановки. Ее женщины - яркие, умные, интересные, неординарные личности. В каждом персонаже, даже порой нелицеприятном, Попова старается разгадать драму, донести ее глубину, разъяснить зрителю подоплеку тех или иных поступков. Быть неумной на сцене - это не для Поповой. Зато натуры сложные, противоречивые, даже причудливые получаются у Валентины Сергеевны на удивление легко и изящно.
Вот что написал о роли Гурмыжской в спектакле «Лес» театровед А.Смирнов: «В центре спектакля - судьба помещицы Раисы Павловны Гурмыжской, которую воплощает безусловная любимица тамбовского зрителя, заслуженная артистка РСФСР В.Попова. На ее счету столько превосходных работ, что, казалось бы, двигаться дальше и некуда. Но Гурмыжская - безоговорочный шаг вперед в еще не изведанные актрисой сферы актерского существования в образе. Глубина и подлинность переживаний, искренность, строгость и четкость внешнего рисунка, динамика развития характера - все это не может не восхищать. Мы свободно прочитываем судьбу героини - не отягченной интеллектом юной милой девушки, супруги, не очень избалованной любовью, нестарой вдовы, искренне стремящейся отойти от мирской суеты и страдающей от невоплощенного любовного томления, а в результате в ослеплении создавшей себе героя из пустого, пошлого и мелочного мальчишки... В этой работе В.Попова нашла в себе совершенно новые черты. Поразительное впечатление производит ее внутреннее высокое эмоциональное напряжение при внешней какой-то грозной сдержанности, взрывающейся неожиданно пугающим всплеском. Ее Гурмыжская красива, но дисгармонична. Эта красивая нарядная дама к финалу производит впечатление тяжелое. Вот теперь она воистину ханжит, скряжничает, лжет. И нам ее жаль».
Когда актриса говорит, что довольна своей судьбой, понимаешь, что она не лукавит. Действительно, как бы сложно, порой драматически, ни складывались тамбовские театральные сезоны, на ее счету много прекрасных ролей в интереснейших спектаклях, а на творческом пути - больших мастеров сцены, как среди учителей, так и среди партнеров. А самое главное, что В.Попова всю жизнь занимается любимым делом. Ведь о профессии актрисы Валентина Сергеевна мечтала с юных лет. Теперь с улыбкой вспоминаются те концерты, которые она с братьями и друзьями устраивала дома для родителей и во дворе для соседей.
Сцена влекла девочку. И она записалась в кружок художественного чтения, который вела актриса А.Реут. Позже во Дворец пионеров пришла работать С.Ландау. Симона Густавовна на базе кружка чтецов и основала детскую театральную студию. Работа на сцене под руководством такого образованного, интеллигентного и опытного театрального деятеля, как Ландау, стала для будущей актрисы первыми ступенями настоящей актерской школы. Репертуар студии был весьма серьезен. В 14 лет Валентина сыграла Джульетту в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Были и другие интересные, значимые роли. После окончания школы В.Попова поехала поступать в ГИТИС.
Конкурс оказался фантастически высоким. Девушке удалось преодолеть только два отборочных тура. Пришлось вернуться домой. Но, имевшая всегда упрямый, твердый, целеустремленный характер, Валентина не сдалась. Она добилась принятия во вспомогательный состав Тамбовского драматического театра. Конечно, начинала будущая заслуженная артистка с массовки. Главный режиссер театра Б.Докутович задействовал ее в эпизодах «Расплаты» по А.Стрыгину - спектакле-эпопее об антоновском восстании. «Это уже было счастье, - вспоминал завлит театра Ю.Хомайко. - Пусть крошечные роли, пусть массовка, но Попова дышала воздухом театра, она выходила на профессиональную сцену, и у нее была возможность доказать, что здесь она человек не случайный».
Начало актерской карьеры Валентины Поповой совпало с расцветом тамбовского театра. На его подмостках играли большие мастера, у которых было чему поучиться. Это И.Марин, Д.Патрин, М.Коварская, М.Корнилова, Е.Мамонтова, Д.Дульский, Н.Рубцов и другие. Новый режиссер театра В.Регурецкий предложил молодой актрисе сыграть роль Марии Стюарт. Актриса благодарна ему и за то, что он вывел ее на большую сцену, доверив крупные и яркие роли в спектаклях «Энергичные люди» Шукшина, «Коварство и любовь» Шиллера, «Одна ночь» Горбатова.
Через три года после начала работы в труппе, Валентина Сергеевна настолько утвердилась в коллективе и имела такие интересные роли, что уезжать в столицу на пять лет ей не захотелось. Поэтому в ГИТИС она поступила на заочное отделение, которое окончила по специальности «Актер театра и кино». Правда, с кино ей повезло меньше, чем с театром. Более-менее значимую кинороль - жены генерала Чумакова - ей удалось сыграть в телесериале «Война» по роману И.Стаднюка в постановке известного режиссера Г.Кохана.
Но если киноопыт у актрисы небольшой, то театральный багаж весьма разносторонен. Очень плодотворным оказался для актрисы период 70-80-х годов. Главный режиссер театра А.Иванов много и удачно задействовал в репертуарной афише театра и В.Попову, и ее замечательных партнеров, актеров М.Березина, К.Фурмана, В.Щербакова, В.Катушенко. В эти же годы Валентина Сергеевна получила и почетное звание «Заслуженная артистка РСФСР». Она с удовольствием играла в спектаклях «Ретро» Галина, «Все в саду» Олби, «Дама-невидимка» Кальдерона, «Дом» Абрамова. Режиссер Л.Шалов, сменивший уехавшего в Воронеж Иванова, дал актрисе роль в нашумевшей тогда постановке о чернобыльской трагедии «Саркофаг» по Губареву. Спектакль имел огромный успех и во время гастролей тамбовского театра в столице. И хотя в нем было немало интересно сыгранных ролей, московские критики особо выделили игру именно В.Поповой и М.Корниловой.
Позже тамбовский театр пережил немало тяжелых периодов, когда сменялись один за другим режиссеры, целых четыре года шел капитальный ремонт, а потом началось новое накапливание репертуара. Может быть, сейчас интересных ролей в творческом багаже В.Поповой не так много, как хотелось бы, но все же значительные театральные успехи не обходят стороной актрису. Режиссеры стараются подобрать ей достойные роли. И каждый раз Попова с головой уходит в работу. Так как ей надо дойти до самой сути, выстроить судьбу каждой героини, прожить внутри себя ее драму. Для нее одинаково важен и репетиционный период, и выход на подмостки в готовом спектакле.
В «Последних» Горького Попова страстно и самозабвенно отдается действу. Градус, на котором она в иных эпизодах играет Софью, необычайно высок. Увы, актриса слишком хорошо знает, что такое болезнь близких, что такое утраты и невозможность вернуть то, что невозможно вернуть. И эту печаль и боль актриса отдает своей героине. От этого образ Софьи становится глубже, весомее. Даже в семейном разладе «Последних», пусть трагичной, но очень важной остается тема любви. Любви к детям. Воспоминание о недолгой любви к Якову.
Тему любви Валентина Попова несет через года, через все свое творчество. Поэтому она так любит выступать с литературными композициями, составляя их из стихов обожаемых поэтов - Цветаевой, Ахматовой, Пастернака. Их поэтическое творчество - и упоение для актрисы, и врачующий ее душу бальзам, и средство еще шире донести до своего слушателя вечную тему любви. Поэтому Валентина Попова с уверенностью может повторить вслед за Мариной Цветаевой: «В сей мир явились мы - небожителями любви».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.