Что же главное?

Выпуск №9-139/2011, Содружество

Что же главное?
В Северо-Казахстанском областном русском драматическом театре им. Николая Погодина прошла премьера спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева «Кислород». Пьеса эта успела стать своего рода культовой для любителей жесткой драматургии и экстремальной подачи.
Вырыпаевское детище, поставленное в свое время на подмостках московского «Театра.doc» и совсем недавно экранизированное, вызвало ожесточенные споры и снискало множество профессиональных наград за новаторство. Благодаря постановке молодого режиссера Тимура Каримжанова (это его дипломная работа) теперь и петропавловский зритель смог оценить, насколько парадоксальным и шокирующим может быть театр.
«История любви» в этой пьесе подозрительно смахивает на историю болезни. По Вырыпаеву, поступками его героев руководят вовсе не страсть-похоть и не извращенные жизненные установки, а некое страшное явление под названием «отсутствие кислорода». Люди не замечают его, пока находятся в состоянии острой кислородной недостаточности. В таком хроническом состоянии мало-мальский глоток кислорода приводит к острому отравлению со всеми вытекающими. Что же это за «веселящий газ» такой - вырыпаевский кислород?
Пьеса «Кислород», бесспорно, яркий образчик новой драмы, захватившей нынче умы и театральные подмостки, которая испытывает необъяснимое влечение к маргиналам и маргинальному образу жизни. На протяжении доброго десятка лет драматурги, выступая в роли психоаналитиков, знакомят зрителя с обитателями социального дна, вытаскивая из своих героев явные и тайные комплексы и фобии. Апологетам новой драмы, по большому счету, неинтересен обычный человек, обыватель, с его обычными житейскими интересами и установками. Новая драма вдохновляется уродствами и патологиями, кошмарами и извращениями....
Вырыпаев пошел еще дальше. Он превращает маргиналов в миссионеров. По сути, пьеса «Кислород» - это десять своеобразных комментариев к десяти библейским заповедям. В вырыпаевском тесте густо намешано всего понемногу - причудливые метафоры граничат с затертыми до дыр банальностями, ирония с пошлостью, редкостные глупости - с просветлениями. Этакий «поток сознания» рефлексирующего поколения, воспитанного «этими вашими интернетами». Это и ирония, и самоирония одновременно. Откровения героев пьесы «Кислород» подозрительно отдают эффектом дежа вю, напоминая некий коллективный разум, воплощенный в образе среднего «духовно богатого жежеиста», - человека, ведущего блог в интернете. Его идеология - потребление, его бог - Гугл, его стиль - пресловутая креативность, скрывающая пустоту под ярким фантиком. Человеку из интернета всегда есть, что сказать, на любую тему, будь то землетрясение в Японии, арабо-еврейский конфликт, питерские грибы, самолеты и башни, совместимость водки с пельменями, счастье, несчастье etc.
Это поколение, которому не хватает кислорода. Но которое, тем не менее, научилось испытывать странную эйфорию от своего хронического удушья. Поколение, как ни парадоксально, продолжает искать Бога в окружающем «безвоздушном пространстве». С легкой руки Тимура Каримжанова и его команды эти драматические поиски перекинулись и на петропавловскую сцену, вылившись в довольно причудливое и эффектное действо.
«Кислород», на мой взгляд, - просто идеальная пьеса для молодого амбициозного режиссера, поскольку, с одной стороны, позволяет говорить со зрителем об актуальных вещах актуальным языком, а с другой - представляет полный простор для сценических экспериментов. Судя по увиденному, Тимур Каримжанов максимально воспользовался выпавшим шансом, чтобы удивить неискушенного в сценическом авангардизме петропавловского зрителя.
Постановка Каримжанова - это в чистом виде формалистский театр, в котором эпатаж порой зашкаливает, как счетчик Гейгера. Актеры Роман Лахтин и Ирина Пашкина катаются по полу, не гнушаются крепкого словца в полемике, перевоплощаясь из героев в самих себя, прилюдно строчат смс-ки и даже наливают некоторым зрителям стопку водки. Хотя, если отталкиваться от текста пьесы, концептуальнее и логичнее было бы раскурить косячок: героиня Вырыпаева рыжая девушка Саша (Ирина Пашкина) столь страстный пассаж посвятила преимуществу травки перед национальным русским напитком, что любому стало понятно: водка - уже, типа того, не комильфо.
Отнюдь не считаю, что театр формы - это неинтересно. Другой вопрос, что его нельзя оценивать по традиционным параметрам как-то: психологизм, достоверность образов, реалистичность чувств и т.д., и т.п., ибо критерий здесь может быть только один - оригинальность этой самой формы, «комплекс непохожести». Ну, не верю я как зритель, что персонаж, воплощенный Романом Лахтиным, может убить жену лопатой. И не надо! Поскольку, сдается, сверхзадача-то была сыграть вовсе не конкретного серпуховского бандита, любителя пофилософствовать на досуге, а обобщенный образ поколения. Просто парня «из толпы», в хорошо сидящих джинсах. Он пишет стихи, этот парень, ведет блог. Может, в принципе, и лопатой. На все руки мастер, короче говоря. Время сейчас такое, что вы хотите...
Вырыпаевская пьеса - находка не только для режиссера, но и для актеров. Когда еще выдастся уникальная возможность сыграть самих себя? Лахтин и Пашкина играют вовсе не Санька и Сашу, а Рому и Ирину. И говорят со зрителем о том, что волнует конкретно их, представителей поколения тридцатилетних, двоих из миллионов, перед которыми стоит одна, в сущности, задача - выжить в леденящем хаосе этого безумного-безумного-безумного мира. Они - не более сумасшедшие, чем мы с вами. Они плоть от плоти всех нас. И хотя пьеса «Кислород» есть не что иное, как диалог, порой создается навязчивое ощущение, что актеры друг друга не слышат. Хотя... а кто сейчас умеет слышать другого? Самовыразиться - пожалуйста, самозабвенно порассуждать о грехе и наказании - легко, а вот услышать и понять. Полузабытое это нынче искусство.
Наверное, каждый увидит в этом спектакле свое. Я увидела притчу о тотальном человеческом одиночестве. Шопенгауэр говорил: «В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле». Наше общество тоже пожинает плоды того, что оно есть на самом деле - крайний индивидуализм, преобладание цивилизации над культурой, духовную пустоту и бессодержательность жизни, возрастание влияний низменных инстинктов. И в этом смысле спектакль - своевременен, главное, чтобы он все-таки смог «уцепить» зрителя, вытащить его из индивидуальной скорлупы. На мой взгляд, режиссер зря не воспользовался возможностью построить диалог со зрительным залом в одной из последних композиций, когда актеры рассуждают «о главном». Мне кажется, что это было бы гораздо интереснее, нежели завершать спектакль фрагментами видеоинтервью, в которых встреченные на улицах петропавловцы говорят о цене совести. Мне представляется, что эта попытка «привлечь общественность» выглядит каким-то натужным морализаторством, а ведь его нет и быть не может в пьесе Вырыпаева. Возможно, это некий реверанс в сторону общественного мнения, по которому традиционно привыкли сверяться в провинции, причем многие - по причине отсутствия своего собственного.
За что хочется похвалить постановщиков, так это за хореографию (Жанна Темирбаева) и сценографию (Николай Корякин). Сценическое пространство решено предельно лаконично, и это более чем оправданно, ведь в «Кислороде», если помните, сама условность сценического действия возведена в абсолют. Грубо сколоченный помост - нечто среднее между площадным эшафотом и танцполом - венчает импровизированный ди-джейский пульт, за которым человек в наушниках с ленцой наблюдает за происходящим. Щиты с названиями модных брендов, как символы эпохи победившего общества потребления, вдруг превращаются в оживленное уличное движение, когда рыжеволосая девушка Саша балансирует, сумасшедшая, на перилах автомобильного моста. Если говорить о пластике, то она стала одним из основных выразительных средств спектакля, и актеры показали, что хорошо овладели языком тела, выражая внутреннюю сущность своих героев. Каримжанов фактически сделал акцент на пластику, в его спектакле актеры не читают текст в ритме клубного техно, как это обыграл сам Вырыпаев в своей версии «Кислорода». Наверное, клубное техно не столь популярно в Петропавловске...
Нужен ли сегодня такой спектакль, как «Кислород»? Ответ напрашивается сам собой. Ведь «Кислород» - это не только талантливая пьеса, предоставляющая постановочной труппе простор для сценического новаторства. Ивану Вырыпаеву удалось довольно четко «сфотографировать время» и честно попытаться сказать о главном. А творческой труппе Погодинского театра - попытаться донести это главное до зрителя.
О главном, ради чего предаешь коллег по работе и спишь с женой лучшего друга. О главном, ради чего презираешь своих родителей и бьешь по лицу своего ребенка... И детей не заводишь... И в кошку стреляешь из ружья... И любишь, и ненавидишь, и убиваешь - только ради главного на земле. И обвиняешь, и клевещешь, и мучаешь - ради главного, из-за чего же еще?
Так что же - это ГЛАВНОЕ?
 
Фото автора

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.