Симфония любви

Выпуск №9-139/2011, Выставка

Симфония любви
Два крупных культурных события в Москве - XVII Национальный театральный фестиваль «Золотая Маска» и VII Московский Международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии» отчасти хронологически совпали. Во всяком случае, выступления прим-балерин Мариинского театра в балете «Анна Каренина» на московской сцене весьма удачно дополнил весенний вернисаж фотовыставки Марины Гуляевой «Ульяна Лопаткина. Тайный дневник Анны Карениной» в Галерее искусств Зураба Церетели.
Зритель познакомился с фотографиями Ульяны Лопаткиной, на которых запечатлены основные этапы работы над спектаклем Алексея Ратманского «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина. Тридцать снимков - фоторакурсов постижения балериной знаменитого женского образа наполнили зал Галереи искусств лиричностью и экспрессией, радостью и отчаянием. Одним из экспонатов выставки стал фотоальбом, в котором снимки были дополнены выдержками из дневника У.Лопаткиной. Балерина говорит, что это записи спонтанные, скорее некие личные моменты, которые удачно влились в совсем чужую историю, написанную сто лет назад Толстым. 200 фотографий альбома приоткрыли взгляд на жизнь Анны Карениной, которую в репетиционных залах прожила балерина.
Для фотохудожницы «творчески важно было отснять явление Ульяны Лопаткиной в балете «Анна Каренина», запечатлеть, как произойдет притирка европейского текста к русской балерине», фотографу «показалось своевременным зафиксировать и визуально осмыслить эту новую для балерины партию... Балерина Ульяна Лопаткина оказалась неисчерпаема, как озеро Байкал. На глазах происходило построение образа с первого момента безукоризненными позировками, линиями фантастической красоты, то был алмаз, который открывался все новыми и новыми гранями шлифовки»...
Двенадцать дней съемок, двенадцать дней упорного труда и подлинной творческой сосредоточенности «художника и модели»...
«Результат превзошел все мои ожидания. Когда я отсмотрела фотоматериал, я изменила свое отношение к присутствию фотокамеры в момент работы над партией. Если говорить точнее, то снимали репетицию, а заглянули в душу...» - такова реакция героини съемок, народной артистки России, лауреата премии «Золотая Маска» и премии «Триумф». Ее новая роль в Мариинском театре - это новые возможности, неизведанные высоты и неожиданные грани мастерства.
Сам балет «Анна Каренина» Ратманского с неким дайджестным изложением сюжета весьма динамичен и графически выверен благодаря дуэтам героев - страстным, порывистым, порой наполненным отчаянием и горечью у Анны с Вронским, или надломленным, обрывистым и холодным у Анны и Каренина. Эти дуэты-пересечения расставляют смысловые точки хореографической драматургии, рождая самостоятельную хореографическую поэзию закрытых миров любви героев, романа любви в танце. Суть художественной ткани этого балета, стержень хореографии в стремительности темпа, контрастирующего с замедленной, чуть томительной музыкой Щедрина, в некоем кинематографическом принципе монтажа, его моментальности смен мест действия, в видео-склейке неразрывной цепи событий под убыстряющиеся ритмы технологического века. Бездушная громада поезда, вагона, отстраненное экранное изображение и живой трепет любви - этот нерв натянут, дабы оборвать жизнь...
Анна Каренина Ульяны Лопаткиной - статуарна и величественно холодновата, но прекрасна, она блестящая петербургская grande-dame, несколько осторожна и недоверчива, зная цену фальши отношений высшего света. Четкий ажур графики танца Лопаткиной скрывает сильный характер, лед сдержанности к Вронскому тает очень медленно. Ее внешняя выдержанность обманчива - страсть настигла эту женщину, давно жаждущую сильного чувства. Эмоции набирают силу, захватывая в стальные тиски, нет желания сопротивляться чувству, сбрасываются маски холодности и учтивости. Одновременно в симфонии любви звучит, все усиливаясь в звуке, нота трагизма, пронизывая танец Лопаткиной. Балерина создает масштабный образ женщины, чей танец любви неожиданно ярко оттенен темой любви материнской, без которой вдруг отношения обессмысливаются, и прочитывается логика рокового финала. Как только отнят сын - счастье теряет смысл, что ведет к распаду отношений с Вронским...
Фоторакурсы репетиций Ульяны Лопаткиной - монолог/диалог на пределе, внутренняя скорость балета сопряжена со сменой чувств, сложная хореография - с музыкальной партитурой, с каждой нотой. «На генеральных репетициях были случаи, когда у меня не хватало сил от переизбытка эмоций. И приходилось брать, откуда не знаю, вздох, энергию, чтобы продолжить. Потому что, вы сами понимаете, когда хореограф говорит: здесь она без сил, практически теряет разум, и вы должны это не только станцевать, но и почувствовать». Такова цена добытого «радия» в танцевальном труде примы, в ее ежедневном постижении образа, в ее шлифовке техники, при которой только виртуозность мастерства дает внутренний полет и свободу.
«Я увидела процесс глазами другого художника. Смирилась с какими-то несовершенствами линии или поз. Все, что здесь представлено, мне по душе, потому что создает болезненную картину процесса, - оценила проделанную работу балерина. - Мне показалось, что это не просто фотографии, а целая жизнь, прожитая в репетиционном пространстве. А ведь иногда репетиции как процесс оказываются гораздо интересней, чем даже сам спектакль. И вот теперь это открылось зрителям».

Фотоматериалы предоставлены Мультимедиа Арт Музеем /
Московским Домом Фотографии

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.