Омск. Сердца, закованные в цинк

Выпуск № 10-140/2011, В России

Омск. Сердца, закованные в цинк
Пронзительный, остросовременный спектакль Омского академического театра драмы создал главный режиссер Георгий Цхвирава. Длится он чуть дольше одного часа, а затмевает иные продолжительные саги емкостью высказываний и психологической напряженностью. «Дембельский поезд» А.Архипова - название, вошедшее в репертуар Камерной сцены имени Татьяны Ожиговой Омского академического театра драмы в нынешнем, 137-м сезоне, не затерялось среди масштабных премьер на Большой сцене.
...Зеркало сцены развернуто не поперек, а вдоль прямоугольного пространства зала, так, что игровая площадка занимает половину, ровно столько же места, сколько и ряды для зрителей. В этом отношении герои спектакля и публика - на равных. Место действия - госпитальная палата, где томятся три главных героя, парни, не убитые, а искореженные локальной войной. Физические увечья - мелочи в сравнении со сдвигами в их сознании. Мальчики, что называется, ранены на всю голову. Единственная здравая мысль, посещающая их, - это стремление домой. Сквозной образ, неоднократно возникающий в видеопроекции, - длинный поезд, тянущийся среди унылых, пасмурных осенних пейзажей. Обитатели палаты материализуют его, составляя металлические койки друг за другом, связывая их полотенцами, как бы едут. И эта езда понарошку усиливает сомнения в том, что ребята доберутся до мирной жизни на родине, адаптируются к ней, пригодятся. Полемику настроений усиливает и музыкальное оформление - песни «Terrible Lie» в исполнении группы Nine Inch Nails и песня «Вода» питерского художника и поэта Гаврилы Лубнина, при всей своей стилистической полярности не вступающие в противоречие. Жизнь состоит именно из полярностей, из такого сора...
Пьеса молодого уральского драматурга Александра Архипова (ученика Николая Коляды) состоит, преимущественно, из диалогов и монологов, скатывающихся в сюр, транслирующих глюки. В ней маловато нарративности, едва намечены завязка и развязка, а конфликт заявлен глобальный, вырывающийся за рамки действия. Режиссеру удалось из этого неудобного, сложного для воплощения драматургического материала сотворить истинно театральную игру, фантасмагорию «по мотивам военной жизни», как указано в подзаголовке спектакля. Сценографию тоже выполнил режиссер Г.Цхвирава, разместивший три койки - три вагона между рядками умывальников и унитазов, полюсов казарменного быта, подходящих для того, чтобы «мочить» непослушных, сопротивляющихся. Палата подобна тюрьме, а видеоряд транслируется не на белый экран, а на стену, задрапированную черной тканью, с продолговатыми провалами окон, напоминающими провалы могил. И все-таки в этих непрямых, ненавязчивых аллюзиях нет ничего зловещего, в ходе спектакля убогость бытия озаряют всполохи мечтаний, иллюзий, мгновения счастья и дружеского единения. Но вспыхивает и вражда, и дедовщина, и предельное равнодушие, выливающееся в губительную жестокость, передающуюся служащим, как вирус, от командиров.
Правда и вымысел, неразрывно смешанные в пьесе, в премьерном спектакле обрели плоть и кровь, узнаваемость реального бытия. Это сугубо мужская история, сыгранная 11 актерами и одной актрисой - Ларисой Свирковой, представшей медсестрой, женщиной, которая на войне переняла жесткость манер сильного пола. Самая большая актерская удача в «Дембельском поезде» принадлежит Алексею Манцыгину, недавнему выпускнику Свердловского театрального института (курс Вячеслава Кокорина), сыгравшего лидера в среде раненых Женю-Алису. Его персонаж - 20-летний паренек с Урала, в мирной жизни недоучившийся, не состоявшийся в профессии, не успевший по-настоящему влюбиться и вкусить женских ласк, оказался вполне востребованным войной, где можно рассчитаться с юношескими комплексами, реализовать браваду, со всей дури нарваться на реальные подвиги. Он и в госпитале бредит сражениями, скачет на панцирной сетке кровати с воображаемым автоматом Калашникова, во снах беседует с генералом (Вячеслав Малинин), признающим его отважность, и с «лицом кавказской национальности» (Руслан Шапорин), соблазняющим суммами в баксах, называющим цену предательства. А еще Женя-Алиса восхищается древними эллинами - искателями Золотого руна: «Какие воины были - отморозки отморозками!» Манцыгин подробно играет все оттенки состояний своего героя - его не вполне оперенную детскость и его грубоватую мужественность. Молодой актер сполна наделен редким по нашим временам качеством - природной маскулинностью, мощью сугубо мужских проявлений и энергетических посылов, которой он умеет управлять идеально, то распуская «вожжи», то приструнивая «коней». И налицо хорошая школа - дикция, культура речи, дополненная органично звучащим смачным сленгом, натуральностью жестикуляций, мельчайших подробностей поведения, выловленных в среде обитания провинциальных мальчишек. Кстати, это достоинства именно данной конкретной роли, в других спектаклях Алексей неузнаваемо тонок и изящен. Я убеждена, что у этого актера большое будущее.
Другой крупной, значительной работой в премьерном спектакле следует признать роль контрактника из Кемерово Тимофея, прозванного за кроткий нрав Тихоном, - играет его Евгений Кочетков. Он, запечатленный на видео, и задает градус действию в прологе, - читает письмо матери, бодрится, храбрится, всячески проявляет мужское благородство, очень к себе располагает открытой добродушной улыбкой. Он на стене, пусть и помеченной провалами могил, выглядит большим и сильным. Проектор гаснет, и выясняется, что этот парень сидит в инвалидной коляске, лишен ног, а мама его давно умерла.
Тихон - символ талантов, поэт, которыми богата Россия-матушка. Талантов, сгубленных войнами ли, социальными ли катаклизмами. Режиссер Цхвирава постепенно выводит действие из бытового в надбытовой слой, где уместны обобщения. Он со всей очевидностью обнажает свою гражданскую позицию и свою личную человеческую боль за всех мальчишек, отрезанных от радостей и свершений жизни. Вот эта степень личной сопричастности художника и воздействует. В спектакле и центральные роли, и роли второго плана сыграны с большим личным включением, в предельно выверенном по смыслу и интонациям рисунке. Всех безумно жалко, особенного 18-летнего, тщедушного, беззащитного Ванечку (Сергей Сизых), и в финале зрители не стыдятся слез. В унисон им звучит песня Лубнина:
С гор бежит вода,
пляшет по камням.
Вымоет она
копыта коням.
Буду ночь скакать и встречать рассвет.
Мне их не догнать - замывает след.
Что во мне живет? Сколько мне годков?
Кто за мной придет? - Я на все готов.
 
Фото Андрея Кудрявцева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.