Игры юности/ VI Открытый театральный молодежный фестиваль "В добрый час!"

Выпуск № 10-140/2011, Фестивали

Игры юности/ VI Открытый театральный молодежный фестиваль "В добрый час!"
По традиции на протяжении всех весенних школьных каникул в Москве проходил VI Открытый театральный молодежный фестиваль «В добрый час!», заполнив Московский городской дворец детского (юношеского) творчества на Ленинских Горах гомоном приезжающих коллективов, эйфорией репетиций и показов, а также обсуждений и конференций. Проводился фестиваль МГДД(ю)Том и «Театром Юных Москвичей» при поддержке Департамента образования Москвы. Название же его, как известно всякому театралу, вторит названию знаменитой пьесы Виктора Розова, написанной в середине прошлого века и посвященной юношеству, после школы вступающему в новую жизнь. Художественный руководитель фестиваля - сын Виктора Розова, Сергей Розов, являющийся также художественным руководителем Центра художественного образования МГДД(ю)Т.
Окунуться в атмосферу молодежной вольницы, в эту особенную энергетику, освежиться неожиданными впечатлениями особенно хорошо весной, когда вас подстерегают авитаминоз и усталость. Фестивальный водоворот с его «театральными рингами», круглыми столами, мастер-классами и ночными дискуссиями в интернетном форуме - прекрасная возможность выйти за рамки будничных представлений о театральном искусстве.
На этом звонком фестивале взрослому человеку интересно очень многое. Что именно ставят в детско-юношеских коллективах? Кто ставит и зачем? Как играют подростки, преодолевая свою неумелость и неопытность? Что думают сами о себе? Наиболее удивительным было то, с каким вниманием участники спектакля на обсуждениях слушают «взрослую» критику - стало быть, всерьез располагая себя в пространстве и критериях взрослого сценического искусства. Что вдохновляло и их, и нас.
Кто ставит в нынешних молодежных коллективах? Очень много «женской» режиссуры, режиссеров-девушек, окончивших или продолжающих осваивать специфику профессии в различных театральных и гуманитарных вузах. Девушкам, безусловно, легче работать с подростками: они намного терпеливее, нежнее и лояльней, а их материнский инстинкт сочетается с «обучающей педагогикой». Среди этих постановщиц были весьма интересные и обаятельные личности, одна из них даже плакала на обсуждении, крайне доброжелательном к ее спектаклю, плакала от нахлынувших чувств и пережитых волнений.
Что же ставят? Изучая драматургию, представленную на фестивале, видишь, что интересы и вкусы молодежи весьма разнообразны и непредсказуемы. Например, наиболее широким фронтом идут зарубежные авторы. Здесь интересуются О'Генри и Экзюпери, Р.Бахом с «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон»; ставят «Самую прекрасную книгу на свете» Э.-Э.Шмитта, «Цианистый калий... с молоком или без?» А.Мильяна и, наконец, «Гарольд и Мод» К.Хиггинса. Выбор из русской классики более традиционен и конструктивен: «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя, «Беда от нежного сердца» В.Соллогуба. Многие ищут темы в стане проверенной «советской» пьесы, вспоминая об А.Алексине, А.Арбузове и А.Вампилове («Прощание в июне», кстати, было бы куда уместнее, чем предпочтенная режиссером «История с метранпажем»). Актуальной современной пьесе доверяют меньше (ее просто меньше знают), ограничиваясь давно известными драмами Л.Разумовской и Р.Белецкого. Имелось и обращение к поэзии - но странно ограничившееся военными стихами О.Берггольц и Р.Рождественского.
Жаль, что мне не пришлось увидеть всего объема фестивальных показов - но и в предложенные дни оказалось много любопытного.
Московский молодежный театр «ТС» играл вампиловскую «Историю с метранпажем» в постановке Василия Бутенко, этот старый анекдот 60-х годов о советском чинопочитании и страхах маленького человека перед сильными мира сего. И в том, какая исторически точная атмосфера была создана на сцене (в этой трогательной мебели канувших лет, найденной неизвестно где, в смешном пластиковом бра и однопрограммном приемнике, ставшем единственной связью с миром в сей богом забытой гостинице), виделся живой и нежный интерес к прошлому своей страны, которого на самом деле эти ребята не знали никогда.
Вот еще пример «неизвестной реальности», привлекшей воображение Евгении Тодоровой, поставившей в Московском социальном театре «Другие люди» пьесу Э.-Э.Шмитта «Самая прекрасная книга на свете». Пьеса о женском концентрационном лагере, в котором героини сочиняют книгу-послание своим детям. И вовсе не ужасы лагерной жизни увиделись здесь постановщику - а некая поэтическая притча, возникшая в его фантазии сквозь годы, отделяющие его от событий середины прошлого века. Изысканная притчевая форма являла нам «продвинутый театр», где спектакль важен создателям именно как эксклюзивное зрелище с собственной поэтической системой, способной заворожить зрителя.
Вот тоже весьма «отдаленный» материал - рассказы О'Генри, поставленные в Московской театральной студии «Крылья» Владимиром и Анной Размановыми. Эти рассказы, активно читавшиеся во времена нашей молодости, зацепили нынешних постановщиков своими бесконечно трогательными историями. Ну а как же - знаменитые «Дары волхвов», «Пурпурное платье» и «Последний лист»... Постановщики решили подарить нам возможность нового переживания О'Генри, составив коллаж под названием «Жизнь в картинках». Неважно, каких именно времен эта жизнь, - важны неистребимо-романтичные порывы этих хрупких людей к счастью и свету, а также надежды на лучшее вопреки непростым обстоятельствам. Все эти сюжетики поставлены изящно и тонко, предъявив нам и «мастерство картинки», и точные образы.
А «Гарольд и Мод» К.Хиггинса - проект совершенно забавный. Его осуществила в Московской ДТС «Интересно» Ирина Некрасова, как видно, очарованная этой «лав стори» и не имевшая сил отказать себе в авторском высказывании. Все с интересом ожидали, кто же сыграет восьмидесятилетнюю Мод: сыграла такая же юная, как и остальные, Наталия Борисова, сыграла тепло и мило - но это вышла совсем другая история! Вызвавшая много улыбок в зрительном зале.
То, что близко юным по времени и тематике, играется, конечно, с большей свободой и пониманием. Притча Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» - абсолютно адекватный для молодежи выбор. Кирилл Заборихин поставил на эту тему фантазию «С небом на ты» в Ярославском детском театре «Луч». Добавив в современную мифологию этой пьесы собственную поэтическую трактовку. История о романтике-мечтателе, отбившемся от обывательской стаи, решена как музыкально-пластическое сочинение - легко, изящно, просто. Декорации - из одних лишь стульев и легких полотнищ, вздымаемых руками играющих. Чайки - ватага подростков в дискотечных костюмах, красиво движущихся в своих ритмичных танцах. Тут есть и настоящее ощущение воздуха, и «пространство игры», насыщенное юной энергетикой, и неотделимая от юношества философия полета.
Пьеса Л.Разумовской «Домой...» - тоже идеальный вариант для молодежной сцены. Актуальная тема современного детского сиротства витает в воздухе наших дней, а юные актеры тем временем с жаром воображают себя гаврошами и романтическими скитальцами, кочующими по современным ветрам гулкой беспризорной жизни. Поставила эту историю в Мытищинском театральном коллективе, также называющемся «Домой...», Юлия Лозован. На сцене никакого постмодернизма, никакой «игры в театр» - сплошная зона искреннего высказывания. Сплошные переживания, эмоции и чувства - правдивость которых так трудно достигается у маленьких актеров! И сколько надо проделать педагогической работы, чтобы каждый здесь «сыграл целую жизнь», пусть и небольшую. И мы, не уставая, следим за этими десятью судьбами выброшенных за борт жизни подростков. Прощая несовершенство чьей-то игры в пользу общего ансамбля, объединенного состраданием к маленьким неприкаянным бедолагам.
А вот лидер фестиваля - спектакль «Баш на баш!» Московского театра-студии «Квадрат» по пьесе Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» в постановке Татьяны Пеня. Пьеса, кажется, давно исчерпанная сценой - но внезапно сыгранная как открытие. Острота трактовки состояла в том, что сюжет прочитан как столкновение ценностей нынешнего и прошлого века. Десятиклассники, взявшие в осаду учительницу, обладали продвинутым цинизмом нынешней молодежи XXI века, далеко ушедшей от своих прототипов 80-х. Что еще больше усугубляло столкновение между «добром» прошлого века и «злом» нынешнего, «нравственным» и «безнравственным», критерии которых располагались уже в разных эпохах, абсолютно несоединимых и уже не способных услышать друг друга.
Да, режиссер выступал здесь не «читателем», а «автором», сочинив новую ткань сюжета, не похожего на основной корпус известных нам постановок. Перед нами была страстная мистерия столкновения разных миров, приводящая к катарсису и героев, и зрителей. Нас обожгло это сильно заряженное искусство, с напряженным высоковольтным соединением «стиля» и «чувства».
 
Фото предоставлены театром-студией "Квадрат"

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.