Драма царя/ "Борис Годунов" (Центр оперного пения Галины Вишневской)

Выпуск № 10-140/2011, Премьеры Москвы

Драма царя/ "Борис Годунов" (Центр оперного пения Галины Вишневской)
Гениальная опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов» обрела новую сценическую жизнь на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской. Авторы постановки - Гинтарас Ринкявичус (музыкальная часть), Иван Поповски (режиссура), Валерий Левенталь (сценография, костюмы), Константин Рожков (свет).
Новый спектакль заслуживает особого внимания уже потому, что обращен к первой редакции М.П.Мусоргского, в которой воплощен первоначальный и самый верный замысел композитора. Эта редакция, в силу исторических обстоятельств, а именно неприятия еще в 1871-м оперным комитетом, оказалась оттесненной и мало востребованной на оперных сценах. В свое время Мусоргский смог добиться постановки сочинения, лишь переписав оперу на новый, требуемый лад и включив в нее польский акт и сцену под Кромами, где был введен женский персонаж и намечена лирическая линия. Более того, после смерти композитора опера упрочила свое положение на сцене, благодаря Н.А.Римскому-Корсакову, переинструментовавшему партитуру.
Нынешний спектакль Центра оперного пения - это реконструкция первоначального музыкального материала оперы, где всего 7 актов из привычных 11 и где главное место, как и задумывал композитор, отведено личной драме царя, проявленной с потрясающей музыкально-психологической силой.
Драма Бориса, за которым волею А.С.Пушкина закрепилась репутация цареубийцы, - центральная в этой постановке. Метания царя, раздираемого желанием царствовать, муками совести и страхом перед божьим судом, вскрыты композитором при помощи особой интонации - омузыкаленной человеческой речи. Его музыкально-психологическая характеристика многогранна и динамична: то он погружен в думы о бремени царствования, то жестко повелевает, то кручинится от тяжкого предчувствия, то преисполнен нежности к детям и, наконец, безумен в искуплении своей вины. Образ царя с ошеломляющей силой прописан в исполнении бывшего студийца Центра, а ныне известного оперного артиста Алексея Тихомирова. Обладатель не только мощного голоса, но и замечательного драматического таланта, он сделал этот образ рельефным, представил царя многострадальным, вызывающим непременный отклик у слушателя. Противовес царю составляет другой «персонаж» - народ, наделенный в партитуре Мусоргского особыми, многоликими характеристиками - и уповающий на царя, и требующий («Хлеба!»), и взывающий к его совести. Ярки и колоритны отдельные представители народа - Юродивый (Станислав Мостовой), Варлаам (Евгений Плеханов) и Мисаил (Савва Тихонов), Гришка Отрепьев (Олег Долгов), хозяйка корчмы (Анна Фатеева). Красочно насыщен и эмоционально мощен хор, представляющий глас народа.
Ничто не мешает в этой опере воспринимать авторский замысел, с которым постановщики обошлись максимально бережно, воссоздав суровую атмосферу, отвечающую первозданной музыкальной архаике. Режиссерско-художественное решение лишь усиливает основные смысловые акценты, проявляя сценический образ оперы с новой силой. Мощный крест-иконостас, с которого взирают на царя лики святых, да грубые деревянные сооружения - единственная декорация в пространстве небольшой черной сцены. Достоверные исторические костюмы, полумрак сцены, из глубины которой «проявляются» персонажи оперы, огромный колокол, периодически тревожно нависающий над всеми и отвечающий оркестровому колокольному набату, - все здесь усиливает ощущение исторической и душевной смуты, внутри которой развивается грандиозная личная драма царя, перерастающая в трагедию. Впечатляюще поставлены сцены безумия Бориса, мечущегося между троном и видениями убиенного царевича Димитрия, и его кончины у ног призванного им царевича Феодора, высвеченная изнутри кроваво-красным светом с накренившимся над царским троном крестом и сопровождаемая финальным народным молитвенным хором.
Жаль только, что, несмотря на бывалую профессиональную руку Гинтараса Ринкявичуса, сумевшего драматургически верно скомпоновать музыкальный материал оперы в целом, не вполне удалось выстроить органичное звучание оркестра. Однако музыкальный разнобой оркестрантов, как и неровность хорового звучания, извиняет молодость студийцев и отсутствие штатного оркестра в Центре. Эти недочеты компенсируют по-настоящему сильные музыкальные фрагменты, которых к окончанию спектакля становится все больше, а также воодушевленность и профессиональный класс вокала молодых исполнителей, отмеченного особой «маркой» Галины Вишневской.
В целом же новый спектакль уникален не только фактом возрождения оригинальной авторской партитуры, но и возможностью соприкоснуться с сильным оперно-драматическим искусством, не искаженным модными веяниями современного театра.

Фото Александра Гайдука

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.