Владимир Мясников: разумный риск в театральном деле необходим

Выпуск № 10-140/2011, Гость редакции

Владимир Мясников: разумный риск в театральном деле необходим

Можно ли сделать так, чтобы маленький театр из сибирской глубинки стал за короткий срок известен в России? Как добиться такой известности? На этот вопрос отвечает директор Канского драмтеатра Владимир Мясников. Меньше чем за три года он сумел не только привлечь к своей труппе внимание серьезных театральных экспертов и режиссеров, но и получить со спектаклем «Отелло» приглашение на национальный театральный фестиваль «Золотая Маска». А на фестивале «Театральная весна - 2011» в Красноярском крае Мясников был удостоен спецприза жюри «За театральную стратегию».

- В чем стратегия развития маленького театра, Владимир Вадимович? Как добиться в его жизни качественных изменений?

- На этот вопрос легко ответить, если задуматься, какие проблемы особенно характерны для театров малых городов. А они схожи у всех таких театров - низкое финансирование, плохая посещаемость спектаклей, отсутствие нормального взаимодействия с властью, нехватка профессиональных кадров. Понятно, что решать их нужно комплексно. Но главное, что для этого необходимо, - качественные спектакли. Тогда и зритель к нам потянется, и власть обратит внимание и поддержит финансово, и молодые актеры захотят работать в таком театре. Несмотря на то, что он не в крупном городе и здесь у них меньше возможностей заработать. Но давно уже очевидно, что провинция - понятие не географическое. Если в театре кипит жизнь, если он выпускает интересные спектакли, которые привлекают внимание ведущих театральных экспертов страны и они готовы рекомендовать их на лучшие фестивали - в таком театре работать интересно и перспективно.

- В Канском театре это проверено на примере вашего нашумевшего спектакля «Отелло», с которым вы в апреле ездили на «Золотую Маску»?

- Да, теперь я уже могу говорить с уверенностью - с «Отелло» мы не ошиблись. Знаете, как этот спектакль появился в нашем репертуаре? Я не новичок в театральном деле, до Канска 12 лет проработал актером в разных театрах - сначала в Иркутске, потом в Красноярском ТЮЗе. И прекрасно понимал: чтобы привлечь к театру всеобщее внимание, нужен спектакль с громким названием, которое говорило бы само за себя. Я поделился своей идеей с питерским режиссером Романом Феодори, сейчас работающим в Барнауле, он ее поддержал, и мы остановились на «Отелло». При том что в нашей труппе не было актеров ни на роль Отелло, ни на роль Яго!

- А разве режиссер не сразу пригласил вас на роль Отелло?

- Обо мне поначалу речь вообще не шла, я не собирался играть в этом спектакле. Поэтому идея выглядела откровенной авантюрой. К тому же Романа тогда в краевом министерстве культуры не знали и могли отказаться финансировать постановку молодого режиссера. Но мы придумали, как выкрутиться: прикрылись именем его учителя, знаменитого режиссера Геннадия Тростянецкого, - объявили его художественным руководителем проекта. (Смеется.) А когда нам дали, наконец, деньги на постановку и мы приступили к работе, проблема с поиском артистов на роли тоже постепенно разрешилась. Играть Яго пригласили известного красноярского актера Андрея Пашнина, Дездемону у нас сейчас играет актриса Екатерина Соколова, тоже красноярская.

- Между Канском и Красноярском больше двухсот километров, приглашенных артистов это не смущает?

- Да, представьте, мотаются из Красноярска в Канск! Хотя в Красноярске у них очень много работы, и хорошими ролями они там не обделены. Но, значит, возможность сыграть в «Отелло» для них важнее любых дорожных неудобств. И это говорит само за себя. На примере «Отелло» я вообще особенно отчетливо убедился: риск в театральном деле необходим. Более того - он зачастую неизбежен. Только рисковать нужно с умом, опираться на профессионалов. Кстати, когда я встретился с Тростянецким и во всем ему признался, он не рассердился. Наоборот - сразу же согласился приехать к нам на режиссерскую лабораторию. А посмотрев премьеру «Отелло», сам предложил поставить в Канске спектакль «Жители города К.» по подлинным историям людей из нашего города. Спектакль вышел и сейчас Геннадий Рафаилович уже подумывает о новой постановке в нашем театре - «Пиджаке» по Рэю Брэдбери. Тростянецкий - режиссер европейского уровня, и вы можете себе представить, как много для нас значит сотрудничество с ним. Согласитесь, совсем неплохо для небольшого провинциального театра, в котором недавно ставили только местные режиссеры. Но пока театр не убедил власти в своей творческой состоятельности, он был очень ограничен в финансировании. Для сравнения: Канский драмтеатр прежде получал из бюджета 800 тысяч рублей на шесть спектаклей в год, а в Красноярском театре им. Пушкина один спектакль может стоить больше двух миллионов. А для приглашения хороших режиссеров нужны деньги.

- Как вам удалось добиться увеличения бюджетного финансирования?

- Благодаря разумному риску, который себя оправдал. И я очень признателен краевому министерству культуры: если бы со стороны властей не было кредита доверия, вероятно, ничего не получилось бы. Сейчас мне гораздо проще, чем на старте своего директорства. В театре уже два раза прошла режиссерская лаборатория, на которую приезжали как молодые режиссеры, так и мастера - Геннадий Тростянецкий, Вячеслав Кокорин из Екатеринбурга. К нам теперь охотно ездят театральные критики, и я особенно признателен известному театральному деятелю Олегу Семеновичу Лоевскому, который согласился быть куратором нашей лаборатории. Кстати, продукт лаборатории, читка пьесы Равенхилла «Мать», отмечен на «Театральной весне» в Красноярске. А прошлым летом по рекомендации Лоевского мы съездили с ней на Фестиваль театров малых городов в Лысьву. Где очень хорошо показались - взяли спецприз жюри, а актриса Ирина Шудрова получила личный приз председателя жюри Татьяны Догилевой.

- Громкий успех «Отелло» тоже немало подогрел интерес к театру, не так ли?

- Безусловно! Благодаря «Отелло» мы привлекли к театру внимание экспертов «Золотой Маски», и теперь они ждут от нас новых спектаклей. После поездки в Москву Андрея Пашнина, исполнителя роли Кассио Максима Фадина и меня пригласили на кинопробы в центр «Пирамида», где сейчас одновременно снимается 24 сериала. Возможно, из этой затеи что-то и выйдет. А «Отелло» на следующий сезон получил приглашения еще от нескольких фестивалей - мы планируем поехать в Иркутск на Вампиловский фестиваль, на «Реальный театр» в Екатеринбург, на «Ново-Сибирский транзит» в Новосибирск. Возможно, состоятся и другие поездки, но пока не будем их озвучивать, всему свое время.

- А какие у театра ближайшие постановочные планы? Очередную лабораторию проводить собираетесь?

- Обязательно, лаборатория стала ежегодной. В этом году намереваемся пригласить гостей из Польши, среди которых ожидается известный драматург Дорота Масловская. Идея такая: приглашенные режиссеры будут репетировать пьесы польских драматургов одновременно в нескольких драмтеатрах - в Канске, Минусинске, Ачинске, Красноярском ТЮЗе и Театре им. Пушкина. Потом мы все собираемся в Канске и два-три дня показываем то, что сделали. Лаборатория пройдет осенью, а в августе мы участвуем в X Канском видеофестивале с театральным мини-фестивалем, подбираем сейчас с Тростянецким и с критиком Анастасией Ефремовой для него участников.

А из постановочных планов у нас впереди выпуск спектаклей «Плутни Скапена» в постановке Романа Феодори и «Три толстяка», которые репетирует московский режиссер Андрей Штейнер. В следующем сезоне жду приезда Тростянецкого, а еще у нас шикарная затея с «Сирано». Есть известная пьеса Ростана «Сирано де Бержерак». Так вот, драматург Максим Курочкин написал ее продолжение под названием «ЗвездопаТ». И мы решили поставить спектакли сразу по обеим этим пьесам, с одними и теми же актерами. Спектакли будут идти два вечера подряд, и зрители по желанию смогут смотреть их хоть вместе, хоть по отдельности, на собственное усмотрение. Ростана будет ставить режиссер Владимир Кузнецов, а Курочкина - Феодори.

Понимаете, что еще принципиально изменилось за это время? В труппу пришло сразу 12 молодых артистов, что значительно расширило репертуарные возможности театра. Огромное спасибо властям Канска, которые выделили театру семь квартир: располагая жильем, мы можем приглашать артистов из других городов, нам есть, где их поселить. Что касается дальнейших перспектив, то сейчас у меня две основных задачи. Первая - удержать молодежь в театре, по максимуму загрузить труппу интересной работой. А во-вторых, очень важно, чтобы наши нынешние успехи не вскружили артистам голову, особенно молодым. Театр выстроил неплохой фундамент для последующего роста, но нужно понимать, что это всего лишь база. Необходимо оттолкнуться от нее и двигаться дальше, не останавливаться. Только тогда можно будет всерьез говорить о достижениях театра, стабильности его развития.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.