"Вместе с Островским на сцену явилась сама жизнь..."

Выпуск № 10-140/2011, Театральная шкатулка

"Вместе с Островским на сцену явилась сама жизнь..."
История постановок пьес А.Н.Островского на сцене Иркутского драматического театра
Утром 2 июня 1886 года жена и дети ушли в церковь, и как только за ними захлопнулась дверь, пробило девять. Александр Николаевич вошел в свой кабинет, открыл настежь окна, на него дохнуло свежестью утра, зеленью и сладостным ароматом цветущей сирени. Птицы заливались в листве деревьев, и сквозь зеленые кроны пробивались косые лучи солнца. День обещал быть наполненным, насыщенным большими трудами и заботами. Впрочем, как всегда. Непременно нужно многое успеть! Взглянув на большие напольные часы, которые неуклонно отсчитывали минуту за минутой, в прекрасном расположении духа, бодро, предвкушая удовольствие от любимой работы, А.Н. подошел к своему рабочему столу, на котором лежал незаконченный перевод «Антония и Клеопарты» Шекспира, взял в руки книгу. В этот момент резкая и острая боль пронзила сердце, и он успел только крикнуть: «Мне дурно, воды!» и рухнул на пол. Прибежали старшие дети, прислуга, но они уже ничем не могли помочь. Он лежал, беспомощно раскинув руки, а рядом с ним - томик Шекспира, которого он не успел перевести до конца.
Похоронили Александра Николаевича Островского на местном церковном кладбище в его костромском имении Щелыково у храма Святителя Николая Чудотворца. От роду ему было 63 года.
Александр Николаевич Островский... Его роль в истории развития русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить. Для развития русской драматургии он сделал столь же много, как Шекспир в Англии, Лопе де Вега в Испании, Мольер во Франции, Гольдони в Италии и Шиллер в Германии. Он был выдающимся изобразителем жизни своего времени, воплотившим мечты Гоголя и Белинского о появлении на отечественной сцене русских характеров.
Именно от него шли, у него учились лучшие наши драматурги. На основе его пьес сложилась школа Малого театра.
Долго можно говорить о вкладе великого драматурга в отечественную литературу, но задача этой статьи иная: вспомнить постановки пьес Островского в разные годы на сцене конкретного театра - Иркутского драматического.
За 160-летнюю историю своего существования театр постоянно, с интересом обращался к пьесам Островского, начиная от времени своего возникновения и до сегодняшнего дня.
На пьесах Островского и на пьесах русской классической драматургии выросло множество поколений иркутян, они формировали культуру и вкус зрителя, делая его требовательным, любящим свой театр и переживающим его творческие успехи. Конечно, были в репертуаре и легковесные водевили, и «трескучие» комедии, и мелодрамы, но держались они в репертуаре недолго, все-таки большей популярностью у зрителей пользовались пьесы, как тогда говорили, «со смыслом», приветствовалось обращение театра к лучшим произведениям русской драматургии. Пьесы Островского и Гоголя привлекали больше публики, чем бездумные водевили.
Интересен такой факт, например, что пьеса Островского «Свои люди - сочтемся» была поставлена в Иркутском театре на четыре года раньше (!), чем в Петербурге и Москве, где из-за цензурных запретов ее сыграли только в 1861-м. В Иркутске же на свой страх и риск эту комедию Островского представляли в то время, когда она была запрещена. Причем пьеса эта шла у нас в первоначальном, авторском, не искалеченном цензурой варианте. Это была большая смелость.
Шел 1857 год. Театр ставит пьесу в то время, когда в иркутском обществе еще жива память о нашумевшем деле Занадворова. Отставной чиновник Занадворов женился на племяннице богатейшего иркутского золотопромышленника Кузнецова. Войдя в доверие к тяжело больному Кузнецову, Занадворов, по слухам, ускорил его смерть. Сделавшись душеприказчиком покойного, он мошеннически произвел раздел наследства и, захватив львиную долю имущества Кузнецова, оставил ни с чем законных наследников. Зрители, видя на сцене мошеннические действия Подхалюзина, не могли не сравнивать его с реальным человеком, чиновником Занадворовым, и с десятками больших и малых подхалюзиных, подвизавшихся в иркутском торговом мире. Спектакль давал огромный материал для размышлений и обобщений.
Пьесы Островского практически не сходили со сцены иркутского театра. Отвечая на запросы зрителей, в репертуар каждого сезона включались его произведения, такие как «Не в свои сани не садись», «Гроза», «Лес», «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты». В сезон, например, 1878-1879 гг. театр сумел осуществить постановку 7(!) пьес Островского. Газета «Восточное обозрение» писала вскоре после спектакля «Гроза»: «...Кабанихи и Дикие есть не только в городе Калинове, где происходит действие. Зрители, слыша слова Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе» - относили их не только к обитателям Калинова, а к иркутским купцам и зажиточным мещанам, нравственный облик которых ничем не отличался от облика представителей «темного царства». Отмечалась хорошая работа артистки Е.Горевой, ею был создан живой и трепетный образ Катерины.
Начало ХХ века, по утверждению известного историка театра, драматурга Павла Маляревского, было ознаменовано тем, что по-прежнему к творчеству великого драматурга, Колумбу Замоскворечья, не ослабевал интерес, его пьесы были самыми постановочными, востребованными публикой и шли с завидной периодичностью, они давали творческому коллективу благодатный материал для создания типических образов, для широких обобщений.
Каждый сезон ставилось по 5-6 его произведений. Пьесы помогали публике разбираться в явлениях жизни, произносили свой приговор над произволом и несправедливостью, с которыми простые люди сталкивались в Иркутске на каждом шагу.
Если обратиться к архивным документам и газетным источникам, большой популярностью пользовался и даже событием стал спектакль «Последняя жертва», поставленный в 1941 году режиссером Н.Медведевым. Режиссер отказался трактовать пьесу как мелодраму или легкую буффонную комедию, как это было принято в конце 30-х. Театр стремился создать сатирический спектакль, разоблачающий мир, где единственным хозяином жизни является рубль. «Миллион!» - вот что движет чувствами, мыслями и поступками действующих лиц этой пьесы», - писал режиссер в статье, опубликованной в газете «Восточно-Сибирская правда» в № 135 за 1941 год. Очень тонко и умно, ярко и смело исполняла роль Юлии Тугиной актриса Галина Крамова, точно и глубоко работала в роли Глафиры Фирсовны и Екатерина Баранова, обе актрисы впоследствии стали легендами охлопковской сцены.
«Прекрасное исполнение центральных ролей, великолепное звучание со сцены языка Островского, хорошо найденный ритм - все это привлекало к спектаклю внимание зрителей», - писала критик Г.Уварова. Эта работа театра получила высокую оценку во время смотра спектаклей русской классики.
Впервые в СССР в 1943 году в Иркутском драматическом театре была поставлена пьеса Островского «Красавец-мужчина» и сохранялась в репертуаре в течение трех лет.
А теперь давайте перекинем мостик из того далекого времени в относительно близкое нам, и поможет нам это сделать известный иркутский театровед Виталий Нарожный.
«Иркутский драматический тех лет представлял собой коллектив очень ярких творческих индивидуальностей с высоким уровнем актерского мастерства. В конце 50-х-начале 60-х на сцене с большим успехом и всегда при переполненном зале шел спектакль по пьесе Островского «Василиса Мелентьева». Это было огромное эпическое полотно, с большой массовкой, массивным оформлением. Великолепен был в роли Ивана Грозного замечательный и глубокий артист Александр Терентьев, который проникал в самую глубину характера своего героя.
В 1964 году режиссер В.Левицкий поставил «Волки и овцы», где в роли Мурзавецкой блистала Галина Крамова, а в роли Аполлона Виталий Венгер. Через четыре года театр вновь обратился к Островскому и поставил спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». В последующие годы шел еще ряд пьес драматурга: «Таланты и поклонники» режиссера Ювеналия Калантарова (1970), где предпринималась попытка осовременить классика, но не совсем удачная, затем «Бешеные деньги» (1973) в постановке Владимира Черткова, «Доходное место» (1976) режиссера Бориса Гутина, «Пучина» Семена Казимировского (1980) и «Гроза» (1983) в постановке Георгия Жезмера.
Особо хотелось бы сказать о спектакле «Лес», который появился на сцене в 1992 году и был поставлен режиссером Вячеславом Кокориным. На мой взгляд, это был спектакль, который без натяжки можно назвать во всех смыслах выдающимся и одним из лучших и легендарных в истории Охлопковского театра. В нем было интересно, органично и удивительно все. Начиная от замечательного и точного распределения ролей, до щемяще-пронзительной атмосферы всего спектакля. Режиссер сумел разглядеть, почувствовать, увидеть того или иного актера в роли. Несчастливцева играл Виталий Венгер, Счастливцева - Виктор Егунов, Гурмыжскую - Тамара Панасюк, Буланова - Александр Ильин, Восьмибратова - Виталий Сидорченко, Улиту - Елена Мазуренко. Здесь не было неудачных или незаметных работ, о каждом можно сказать доброе слово и восхититься. Актеры жили в своих ролях. Набирали мастерство, высоту. В спектакле был воздух, пространство, он дышал. Этот спектакль стал событием театральной жизни Иркутска и долго оставался в репертуаре театра.
Через четыре года Режиссер Борис Преображенский ставит «Без вины - виноватые», а в 1999 г. Валентина Дулова предложила свою трактовку Островского, поставив одну из ранних пьес драматурга «Свои люди - сочтемся», где купца Большова играл Николай Дубаков, Подхалюзина - Александр Дулов, Сваху Устинью Наумовну - Наталия Королева, а Липочку - Марина Елина. О лучших работах актрис Малого театра напомнил образ свахи, сыгранный Наталией Королевой. Удивительно вкусно, эмоционально, ярко работала актриса в этом образе, умела в роли быть лукавой и бесхитростной, несчастной и веселой, сдержанной и страстной. Хорош и колоритен был Александр Дулов в роли Подхалюзина.
В 2002 г. появляется спектакль «Шутники» в постановке Геннадия Гущина. Пьеса почему-то не часто берется режиссерами в постановку. Отдельная за это благодарность Геннадию Степановичу. В центре - судьба маленького человека Павла Прохоровича Оброшенова - замечательная работа актера Николая Дубакова. Его герой позволил себе сиюминутный бунт против хамства и невежества в лице богатого купца Хрюкова, и пусть это в дальнейшем ничего не дало и не решило, но мы понимаем, что он, этот маленький человек, смог сделать над собой усилие, поборов страх, а значит смог сделать первый шаг, чтобы уважать в себе человека. За исполнение роли Оброшенова актер Николай Дубаков был награжден специальной премией «Классика», учрежденной газетой «Иркутск» в рамках Второго театрального фестиваля «Сибирский транзит».
2005 год. Режиссер Геннадий Шапошников ставит «Не так живем, как хочется» по пьесе «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Спектакль, где было огромное количество интересных находок, добротных актерских работ. Он был поставлен в фарсово-ироничной игровой стихии, которую придумали режиссер Шапошников и художник Плинт. Все в этом спектакле было подвержено их ироничному глазу. Актрисы Наталия Королева - Домна Евсигневна и Татьяна Двинская - Фетинья Мироновна - это дуэт искрометного юмора, азарта, буйного разгула комических ситуаций. Мастерски точно, по-снайперски, Виталий Венгер в роли ухаря-купца Разновесова попадал в игровую стихию спектакля. Хорош был и Крутицкий - Александр Булдаков. Его замечательные монологи о копеечке, о шинели, которую он любит почти как одушевленный предмет, брали за живое. Его надо было презирать, ненавидеть, а он вызывал в нас жалость. Он тоже человек... И это была очень важная мысль спектакля, в котором режиссер размышлял и вел откровенный разговор о природе пороков, вместе со зрителем вскрывал человеческие слабости и грехи. Но осуждая и смеясь, он умел увидеть человека, рассказать о его душе, боли и страдании.
2008 год. Новая встреча с героями Островского. Александр Ищенко на суд зрителей представил спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше». Герои гуляли в яблочном саду, придуманном замечательным художником Александром Плинтом, срывали яблоки, мариновали, сушили, плели интриги, выясняли отношения, влюблялись, ругались, мирились, радовались, огорчались, а жизнь размеренно и неспешно шла своим чередом. Это состояние режиссер сумел передать и зрителю.
И, наконец, 2011 год. Режиссер Геннадий Шапошников ставит «Горячее сердце». (Кстати, для справки, пьеса эта, судя по архивным источникам, была поставлена в Иркутском драматическом театре и в 1948 году.) Пьеса удивительная. Смешная и одновременно печальная, где подлинный драматизм, вложенный Островским в самое сердце комического сюжета, перемешан с грустью. История, происходящая на наших глазах, заставляет задумываться о стране, о корнях национальных, о характерах, о себе. Как говорится, декорации и эпоха за окном меняются, а сценарий остается. Реформы насаждают сверху, но меняют ли они нашу суть, нашу душу, психологию? История эта, написанная в XIX веке, приблизилась к нам, оказавшись современной.
Произведения великого драматурга всегда были и будут востребованы театром, и, взяв любое на выбор, мы понимаем, что оно о нашем времени хотя бы потому, что мир людей, как и прежде, не совершенен. Время неумолимо, оно меняет все, кроме человека - алчущего, страждущего, грешного, кающегося. Пройдут годы, века... Островский всегда будет современен.
 
Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.