Самый правдивый / Сергей Тихонов (Ярославль)

Выпуск № 10-140/2011, Вспоминая

Самый правдивый / Сергей Тихонов (Ярославль)
Театр - искусство мгновений, которые уходят в прошлое, поглощенные рекой времени. Меняются художественные ориентиры и векторы. Кино- и радиозаписи спектаклей, выдернутые из контекста, - только «тень тени», бледные свидетельства былых актерских и режиссерских побед. Время оказалось милостивым к памяти Сергея Константиновича Тихонова (1921 - 1992), народного артиста СССР, актера Российского театра им. Федора Волкова. 20 июня, в день его 90-летия, вспомнить актера в Волковский театр пришли те, на ком действительно ощущается отсвет его неординарной личности - друзья, коллеги, ученики, партнеры из Ярославского театрального института, театров Ярославля и Москвы.
Закончив в 1941 г. курсы окружной школы санинструкторов Прибалтийского военного округа, он ушел добровольцем на фронт. Начиная с 1942 г., Тихонов - артист политотдела 42-й гвардейской стрелковой дивизии. Закончил войну артистом ансамбля Киевского военного округа. Дал на фронте две с половиной тысячи концертов.  Вернувшись с фронта с Орденом Красной Звезды (вынес с поля боя 104 человека) и Орденом Отечественной войны 2 степени, в 1946 г. поступил в Московское городское театральное училище на курс ученика Станиславского В.В.Готовцева.
После училища Сергей Тихонов вместе с женой Натальей Терентьевой уехал в Иркутск, потом три года работал в Псковском драмтеатре им. А.С.Пушкина. Придя на Волковскую сцену в 1956 г., Тихонов прослужил ей 35 лет и сыграл около 200 ролей. В те же годы театр возглавил великий Фирс Шишигин, в спектаклях которого Тихонов сыграл многие свои значительные роли. Конец 50-х в Волковском был временем сильных актерских индивидуальностей. Клара Незванова, Сергей Ромоданов, Валерий Нельский, Григорий Белов - их преемником Тихонов мог бы называть себя по праву. Он долго считался мастером эпизода. Но и тихоновские эпизоды становились шедеврами, отпечатавшимися в памяти свидетелей: «Тихонов любит характеры острые, лепит их резко, не сглаживая, никогда не укладываясь в формулу или схему <...> фантастический фейерверк, которым ошеломлял нас актер в Петре III, мог легко соседствовать с жизнью сдержанного доктора Вернера («Печорин»), а капитан Шипов («Бранденбургские ворота») с пустейшим пошляком Иконниковым («Пора любви»). Эпизоды становились насыщенными новеллами».
В 1961, будучи уже опытным актером, Тихонов заочно закончил актерское отделение ГИТИСа им. А.В.Луначарского. В 1962-м пришел в Ярославское театральное училище, преподавал более 30 лет, был профессором кафедры актерского мастерства.
Первые крупные роли «нашли» Тихонова только во второй половине 60-х. В роль ученого-атомщика Цветкова из пьесы Б.Лаврентьева «Человек и глобус» были заложены «динамика мысли, стремительный ритм внутренней жизни, сдержанный лаконизм ее выражения», то, что стало «фирменным знаком» последующих сценических образов Тихонова, включая Ленина, в разные годы сыгранного актером в трех разных пьесах. Тогда же он сыграл центральные роли в пьесах современников - Розова, Шукшина, Дударева, Горина, воплотил героев Островского, Чехова, Горького. Он играл водевили и драму, классические и современные тексты.
Авторская тема Тихонова, тема «лишнего человека», нелепого чудака, отважившегося на неравный, безнадежный поединок с «ветряными мельницами» эпохи, социума, репрессивного по отношению к личности, по-настоящему прозвучала в 70-е.
Ни в жизни, ни на сцене Тихонов не был записным красавцем. А «...Жизнь и драматургия складывались так, что роли, которые ему выпадали, редко были романтическими или героическими. Постепенно стал вырисовываться облик Тихонова-актера, облик неординарный и как бы не отвечающий тогдашним, принятым в театре стандартам. Тихонов заявлял о себе характерами, выламывающимися из привычной жизни... В нем жил на сцене дух фантастического фейерверка, острого гротеска, за которым скрывалась глубинная, трагедийная в своей сути основа. В середине 60-70-х годов появляются на сцене Волковского театра чудаки, чудики и человеколюбы Тихонова - ветеринар Козулин («Характеры» В.Шукшина), герои Чехова, Достоевского, «непохожий Мюнхгаузен» («Самый правдивый»)», - писала летописец творчества Тихонова, доктор филологических наук Маргарита Ваняшова. Одержимость комедийных, остросатирических героев выгодно оттенялась вдохновенностью драматических - Цветкова, Мюнхгаузена, Козулина, доктора Макарова.
«Новое в сегодняшней актерской игре, на мой взгляд, - отказ от внешних приемов и обозначений, отказ от внешних подробностей, от различных внешних аксессуаров: грима, костюма и прочего. Театр перенес центр внимания зрителя на способ мышления персонажа, а шире - на способ существования образа, - писал Тихонов в начале 80-х.- Важна не столько правда существования на сцене, сколько правда духа - то есть выявление внутренних процессов, скрытых и спрятанных в человеке...». При этом на сцене Сергей Тихонов утверждал правду поэтического вымысла. И в размышлениях о ведущей тенденции актерской профессии своего времени писал, что ею должно стать «жизнеподобие или правдоподобие невероятного». Этот «символ веры» Сергей Константинович утверждал своими сценическими образами и передавал своим ученикам.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.