Для нее не было границ / Эмма Хиппеляйнен (Петрозаводск)

Выпуск № 10-140/2011, Вспоминая

Для нее не было границ / Эмма Хиппеляйнен (Петрозаводск)
В ноябре 2010 года исполнилось 95 лет со дня рождения актрисы Национального театра Республики Карелия, кавалера ордена «Знак Почета», заслуженной артистки Карелии Эммы ХИППЕЛЯЙНЕН (1915 - 1984).
Эмма Хиппеляйнен родилась в поселке Белоостров Ленинградской области, жила и училась в Ленинграде. В 1929 году, когда на VIII Всекарельском съезде Советов Рагнару Нюстрему было поручено создать в Карелии профессиональный национальный театр, она как раз окончила семилетку. Красивая, эффектная и талантливая финка не могла не оказаться в числе поступивших в карело-финскую студию Первого Ленинградского художественного политехникума.
Однокашниками Эммы были Дарья Карпова, Матвей Любовин, Суло Туорила, Тойво Ланкинен, Нелли Бекман, Сигрид Хитц, Майя Норанц, Хейкки Пари, Юкка Кахи, Ирья Ремшуева, Аниса Гардинина и многие другие ингермаландцы, карелы, финны из разных стран - от Швеции до Канады, а руководителем карело-финской актерской студии - К.К.Тверской, тогда главный режиссер БДТ им М.Горького. Студийцы получили отличное профессиональное образование: помимо мастерства актера большое внимание уделялось вокалу, танцу, сценическому движению, акробатике. В 1932 году Эмма Хиппеляйнен вместе с другими выпускниками приехала в Петрозаводск, где их соединили с национальной труппой Кууно Севандера. Так был основан Карело-Финский драматический театр под руководством Рагнара Нюстрема.
В отличие от многих сокурсников, на момент поступления в студию совсем не знавших русского языка и впоследствии не вполне владевших им, Эмма по-русски говорила прекрасно. Вскоре она перешла работать в Краснодарский областной драмтеатр, а в 1934 году вышла замуж за режиссера Евгения Кауля и продолжила кочевую жизнь по городским и областным театрам - Мариуполь, Святогорск, Ворошиловград, Житомир, Иваново, Лысьва, Саранск, Караганда, Борисоглебск, Воронеж, Кузнецк... Это была хорошая профессиональная школа. Войну актриса встретила в составе труппы Ивановского областного передвижного драмтеатра, выступления которого проходили не только на стационарной сцене, но и в госпиталях, призывных пунктах и даже на передовой.
В 1944 году Эмма Хиппеляйнен приняла участие в открытии еще одного театра: Лысьвенский городской драматический театр был образован из группы работников бывшего Ивановского передвижного театpa, актеров Молотовского театра миниатюр и других артистов, оказавшихся в эвакуации. Главным режиссером нового театра стал муж актрисы - Евгений Кауль, а основной задачей - «художественное обслуживание большого отряда металлургов, славной уральской кузницы оружия для героической Красной армии». В этой труппе партнерами Эммы по сцене были А.В.Чужбинин, А.М.Сумбатов, В.В.Ростовцев, А.М.Негина, А.Т.Струйская, К.И.Маркина, Ф.С.Быстров, М.П.Беликов, Л.Н.Анигип, М.И.Снежинская, А.Б.Оленин, А.А.Михайлов, В.В.Андреев-Бурлак и другие именитые актеры.
В 1953 году Эмма Хиппеляйнен вернулась на сцену родного Карело-Финского театра настоящим мастером сцены. Это было ценнейшее приобретение для труппы - возможно, самая универсальная артистка за всю историю театра. Настоящая героиня, большая драматическая актриса, она в один вечер могла трогать сердца зрителей, поднимаясь до вершин трагедии, а в другой - смешить их до слез в острохарактерной или комической роли. Она владела зрительным залом, умела быть разной, для нее не было границ амплуа, у нее не было штампов, она была высокопрофессиональна в каждой роли, легко вводилась в спектакли, выучивая роль всего за одну ночь, - да так, что могла сыграть лучше основного исполнителя. Кроме того, она была красавицей, и даже с годами очень следила за тем, чтобы ею оставаться.
Эмма Хиппеляйнен исполнила множество разноплановых ролей в современных пьесах: Марта - «Сын рыбака» В.Лациса (1954), Поэма - «Не называя фамилий» В.Минко (в Театре им. Ленсовета эту роль играла Зинаида Шарко), Кристина Хелмер - «Северная мадонна» бр. Тур и многие-многие другие. В каждую свою роль она привносила высокую культуру и яркую театральность.
Большой опыт позволял актрисе создавать значительные образы в русской классике. Одной из мощных драматических ролей, оставившей след в истории и в памяти зрителей была ее Софья в спектакле «Зыковы» М.Горького (1954). Параллельно Эмма Хиппеляйнен играет острохарактерную роль Клеопатры Львовны Мамаевой в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского (1954), находя для нее яркие комические краски. Одинаково - но по-разному - хороши были в ее исполнении Кручинина в «Без вины виноватых» (1961) и комическая сваха Красавина в «Женитьбе Бальзаминова» (1973).
Много и успешно актриса играла в зарубежной классике. Трагический образ Лоа в «Проданной колыбельной» Х.Лакснесса (1957) задавал ритм и энергию всему спектаклю. Актриса все время на сцене: жизнь ее героини сломлена, борьба против мира наживы тщетна. Казалось бы, это роль нутра, она создается на надрыве, но в то же время актриса мастерски работает с длинным белым шарфом: она мечется, как подраненная птица, и шарф становится крыльями. Ей равно удавались восхитительная Клея в спектакле «Лиса и виноград» Г.Фигейреду (1959) - и уморительно смешная владелица галантерейной лавочки Завальска в «Бюро добрых услуг» Т.Кожушник (1963), Фру Алвинг в «Привидениях» Г.Ибсена (1968) - и потрясающая Фрекен Бок в «Малыше и Карлсоне» А.Линдгрен (1969). Образы финской драматургии были особенно убедительны, например, умная и красивая Илона в «Женщинах Нискавуори» Х.Вуолийоки (1954). Впрочем, говорить можно о каждой роли в ее исполнении...
Часто бывает, что талантливый артист труден в быту. Но это был другой случай. Все, кто знал Эмму Хиппеляйнен, отзывались о ней, как о человеке редких душевных качеств. Любая работа с ней была удовольствием, а партнерство - наслаждением. Она умела импровизировать на сцене и любила это делать. Кроме того, Эмма Хиппеляйнен была отличным педагогом по сценическому мастерству. Честная, умная, принципиальная, она могла после репетиции сама подойти к начинающему артисту и дать ему необходимый совет, выслушать, поддержать, помочь в работе над образом или даже в свободное время пройти с ним трудные места роли.
Эмма Хиппеляйнен была яркой личностью. В ней жила творческая неуспокоенность, стремление к совершенствованию. Не найдя себя в списке распределения ролей спектаклей «Мамаша Кураж и ее дети» Б.Брехта (1966) и «Вдова полковника, или Врачи ничего не знают» Ю.Смуула (1967) и твердо зная, что и та, и другая центральные роли - ее, она подготовила их самостоятельно - в виде творческой заявки. Конечно же, заявки ее были с восхищением приняты режиссерами Тойво Ланкиненом и Тойво Хайми, и Эмма Хиппеляйнен играла обе роли в дубле с народной артисткой СССР Елизаветой Томберг - и во многом выигрывала. Глубина и неоднозначность роли Мамаши Кураж известны со времен Елены Вайгель, а «Вдова полковника» - это почти моноспектакль, так как остальные персонажи - только пластические зарисовки без слов.
Высочайший темперамент, сильнейшее сценическое обаяние и редкий талант актрисы были отмечены в 1959 году званием «Заслуженный артист КАССР». Конечно, звание догнало ее поздно, и, конечно, Эмма Хиппеляйнен была достойна большего, но полезная для актерского опыта кочевая жизнь «из Керчи в Вологду», к сожалению, не способствует получению званий...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.