Саратов. Полеты, перелеты, недолеты...

Выпуск № 1-141/2011, В России

Саратов. Полеты, перелеты, недолеты...

Самые яркие театральные впечатления уходящего сезона подарили дипломники Саратовского театрального института на сцене театра драмы.

У «Звезд на утреннем небе» Александра Галина богатая сценическая история. Первым пьесу о выселенных из Москвы за сто километров бомжаж, алкашах, путанах, диссидентах (на время Олимпиады 1980 года, вместе с уголовным элементом) поставил Малый драматический театр Льва Додина. Первая советская «чернушная» пьеса» поражала обезоруживающей откровенностью. Крупнейший российский театральный режиссер получил за нее в Великобритании самую престижную премию - Лоуренса Оливье. Казалось, успех «олимпийской» пьесы» определялся актуальностью и темой - женский вариант «На дне». Время показало, что ее стилистика и язык - легкий, комичный, не без внутреннего драматизма - достаточно театральны. Игорь Баголей, худрук постановки Галина в Саратове, педагог в театральном институте еще молодой, но уже проявил себя интересными спектаклями. Как режиссер удачно выступила и его жена, актриса драмы и педагог курса Любовь Воробьева-Баголей. Художник-постановщик Юрий Наместников.

Пожарница и милиционер - два представителя «госслужбы» в пьесе Галина - обременены задачей «достойной встречи» олимпийского огня. В списке действующих лиц они названы по именам: Мария и Николай. Мать и сын, руку приложившие к смерти порывистой девушки Валентины. Пожарница Мария (Кристина Толканева) появляется на сцене в строгом платке, с сухим взглядом и злым голосом комендантши из старых фильмов. Это несколько схематичный взгляд на характер героини, имеющей схожую судьбу с девушкой, которую она так ненавидит. Только в конце спектакля в глазах Марии появится что-то человечное.

Естественна Валентина в исполнении Анны Асоян, убеждает и трогательная Лоран Анны Сказко. Правда, нарочитый южный говорок явно ей не дается. Узнаваема «стервозная» Клара, какой ее показывает Елизавета Ангерт, хотя в ее душевные терзания верится с трудом. Органика «горькой пьяницы» Анны (Мария Гичева) просто потрясает. Не знакомыми приметами женского падения, а читаемой за ними пропавшей жизнью. Актриса не шаржирует свою героиню, появляющуюся с неопрятными патлами и приспущенными чулками, не «берет горлом», не «жмет» слезу. Просто существует на сцене, и так, как не каждой «взрослой» актрисе по плечу. Это самая сильная актерская работа спектакля.

Заканчивается он не без сентиментального надрыва, вызванного не столько смертью юной героини среди празднично ликующей толпы, сколько примирением всех остальных героев у колыбели ее малыша. Неоднороден сам драматургический материал, но идеи автора донесены молодыми артистами с возможной бережностью.

А еще курс Игоря Баголея показал спектакль по Макдонаху «Лейтенант с острова Инишмор». Что уже само по себе дерзко, поскольку с ирландцем, чьи драматургические страсти сродни шекспировским, даже опытные актеры не всегда справляются. Очень просто скатиться в объятия глобальной чернухи и «тяжелого реализма». Курс Баголеев называют одним из самых талантливых в Саратовском институте. Студенты нашли единственно верный тон, каким и можно говорить на эти темы: полный «серьез» при сквозящей за ним иронии. Герои пьесы с легкостью, точно «пуляя» из игрушечного пистолетика, пускают в распыл десятки своих соотечественников, но предаются вселенской скорби над трупиком любимой кошечки (окажется, что не той кошечки).

Слезливая сентиментальность молодых наглецов, держащих в страхе всю округу? Гитлерюгенды 30-х прошлого века так нежно любили своих мам! А окружающие трепетали при одном их появлении. «Они знали - у каждого под фартуком здоровенный нож», - вспоминал очевидец. Ровесники маленьких фашистов в Северной Ирландии уже палят из автоматов. Они безжалостны и к собственным родителям («распалась связь времен»). Отец лейтенанта, чинившего суд и расправу на острове, испытал облегчение после гибели сына. В пьесе Макдонаха, замечательно пародирующей псевдореволюционные фразы и их опасную сущность, ставится диагноз не только ирландским леворадикалам - всем вообще заигравшимся «взрывателям». Сквозь смех о серьезном - это уже близко к традициям русской классики: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Булгаков.

Великолепно справились с образами главных террористов острова Елена Пылаева - маленькая железная леди и Игорь Костин - ультра с лицом херувима. Они задали жару и ирландским «освободителям» (Давид Степанян, Максим Деричев, Николай Сурков, Егор Медведев).

Необычную премьеру показал театр «Балаганчикъ» - «Пьяный ангел» по стихотворной пьесе Виктора Сосноры «Хуторок». Поэтическое слово, музыка, пластика - основные компоненты спектаклей этого театра. «Хуторок» не имеет четко выраженного сюжета, да и особой сценичностью не отличается. Однако дивный гитарист и композитор Игорь Гладырев написал музыку на стихи Сосноры, самобытный режиссер Елена Смирнова вместе с талантливым хореографом Алексеем Красотиным сумела передать их драматизм в экспрессивном пластическом решении. Здесь танцуют куда больше, чем это присуще драматическому театру, и куда напряженнее. Есть свой «видеоряд», не везде достаточно качественный (в стиле граффити).

Некая ироничная отстраненность, вообще присущая «Балаганчику», чувствуется и в этом спектакле, хотя и с «падшим ангелом» Лермонтова есть переклички. Слуга Господень вздремнул на дороге, тут ему является прекрасная земная женщина. Актеры Наталья Суматохина, Владимир Федотов, Елена Смирнова умеют сдержанно и изящно передать чувства, внезапно овладевшие героями. Их оттенки и нюансы объединены одним словом - грусть. «Невыразимая грусть! - говорят. Выразимая» - написал автор.

Премьеру играет два состава. В первом (Наталья Суматохина и Владимир Федотов) запоминается смелая пластика героев, их неискушенность (романтико-иронический вариант). Посмотрела я и другой, где занят очень сильный актер Владимир Смирнов. Здесь герои гораздо старше. Горечь и недоверие к жизни - в резких движениях Девушки (Дарья Земскова), мощь и внезапная слабость опущенных крыльев - в позе сидящего Ангела. «Выхожу один я... нет дороги», - скажет он с несказанной печалью. Автор изящно играет со строчками бессмертных, исполнитель проникновенно их читает. Но и - постижение, и глубина, и «страсти сладкий яд». Не все понятно, но завораживает.

В Театре русской комедии пьесу Аллы Соколовой «Люди, звери и бананы» поставил молодой режиссер Олег Загуменнов, обладатель двух «Золотых Арлекинов». На спектакли Загуменнова в Вольский драмтеатр ездила толпа поклонников из театрального Саратова. Теперь и у нас можно увидеть его работы: Олег ставит дипломные спектакли вместе с профессором Риммой Беляковой, на ее курсе он преподает.

Расцвет драматургии Соколовой приходится на конец 1970-х, когда за внешней узнаваемостью коллизий и характеров, добрым юмором и мягкой насмешкой проглядывала «душевная маета» времени. Символом эпохи стали соколовские «Фантазии Фарятьева», блестяще воплощенные в телефильме с Андреем Мироновым.

Пьеса «о людях и бананах» представляет собой шесть сценок с разными героями. Такая сюжетная канва сейчас очень популярна. Много здесь и текста от автора, относящегося к литературному театру. По отдельным репликам мы догадываемся, что действие происходит в одной большой коммуналке, где живут и молодая пара с горластым младенцем, и старый часовщик с женой, и горький пьяница, и соломенная вдова, и престарелый джентльмен... Иногда герои оказываются на улице, в кафе, в зоопарке.

Режиссер создает поэтичный образ спектакля в собственной сценографии. Он помещает на сцену деревце с фантастически красивым цветом листьев. Лаконичные геометрические декорации трансформируются в комнатку молодоженов или стариков, в кафе-мороженое, в клетку льва. Главный художник драмы Юрий Наместников передает аромат эпохи с помощью рюшей и оборок (очень хороши платье и брючный костюм в стиле «Кармен», но с узнаваемыми чертами моды 70-х). Хореограф Алексей Красотин, давно работающий в тандеме с Загуменновым, придумал страстный танец, даже не танец - отражение киномечты об Испании и любовных страстях. Очень точно, в духе драматургии Соколовой и режиссуры Загуменнова, сыграны актерами две первые сценки: «Зеленые бананы» и «Алло!». Органичны женоненавистник Михаила Юдина и раздраженная дама Людмилы Балташевой, пьяненький плут Андрея Степанова и «простодыра» Аня в исполнении Лидии Раенко. Девушка звонит, чтобы свой долг вытребовать, а в конце разговора готова слать и слать обманщику деньги вместе с вещами. Трогательна Таня в ожидании любви и наивной к ней готовности (Марина Стаханова, сценка «Брют»). Но когда героини пытаются заплакать, сразу видны белые нитки роли. Остальные исполнители пока до общего замысла не дотягивают. Молодожены зачем-то разыграют «драму «Пиковую даму», хотя по тексту их сценка самая смешная.

У Соколовой всегда присутствует антипод страдающего героя - носитель здравого смысла и хорошего юмора. Здесь это Муж, Старик, Лев Зураб. В спектакле Муж занят выяснением отношений, Старик - только своей старостью (актер увлекся показом ее внешних примет), Лев - самолюбованием. Очень смешной, текст пьесы от резкого и прямого - без подтекстов - употребления линяет, тускнеет. Остаются «слова, слова, слова». Его тонкую иронию, «легкое дыхание» нельзя передать шершавым языком жизнеподобия. «Не работают» маски зверей в финале (слишком в лоб все параллели). И неясным остается, «зачем русскому человеку бананы», о чем все время спрашивают ее герои. И впрямь, зачем? Если мы сможем когда-нибудь ответить на этот вопрос, то узнаем про нас все, даже то, что сами не понимаем.

Саратовская оперетта продолжила тему Великой Отечественной войны. Накануне 9 Мая ветеранам города показали новую премьеру - «Небесный тихоход» (режиссер Дмитрий Леонтьев). Авторы музыки - В.Соловьев-Седой и М.Самойлов. Жанр «Небесного тихохода» определен как музыкальная история. Тех, кто хорошо помнит старый фильм, ждет разочарование. Сюжет не прослеживается четко (а жаль) и быстро катится к поцелуям и финальной сцене, когда прочный «мужской союз» против женщин распадается прямо на глазах. А зритель, как ни странно, не слишком огорчен: столько замечательных, нестареющих песен он слышит, столько зажигательных плясок видит (хормейстер Антон Ледовский, балетмейстер Владимир Ломакин). Декорации Елены Немчаниновой лаконичны и условны.

Это, скорей, концерт, ревю, чем фронтовая история. Раньше такой музыкой и такими безоблачно-счастливыми фильмами поднимали боевой дух солдат. Теперь - стареющих фронтовиков. Спектакль привлечет и молодежь.

Троица неразлучных друзей-летчиков сыграна ведущими солистами театра с теплотой и юмором: Александр Фатеев, Алексей Хрусталев, Равиль Улямаев. Их удалые летные песни ключевые. Запоминается и пара постарше - Командир и Военврач (Евгений Цекиновский и Любовь Данилова), такие они получились веселые да ладные. К сожалению, поют маловато, и любовная линия не имеет продолжения.

Немного удивила трактовка образа Военкора. Она и в фильме прибывала в действующую армию в светлом костюме и в туфельках, хотя все военные корреспонденты носили тогда форму. В спектакле Военкор вовсе прыгает, как птичка, по секретному аэродрому (!) в красном платье, на высоких каблуках. И еще один важный нюанс. «Небесный тихоход» появился в оперетте после того, как с репертуара сняли «Ночных ведьм» - большую, серьезную работу о саратовчанках - летчицах расковских авиаполков. Понятно желание постановщика сохранить для новой премьеры хотя бы имя легендарной Марины Расковой. Героическая летчица выйдет на сцену в начале спектакля, и это как-то оправдано. А вот драматургически не подготовленная сцена скорби по погибшим выбивается из общего, «облегченно-концертного ряда» спектакля.

Но, несомненно, зрители, да и сами актеры, получили великолепный эмоциональный заряд - до будущей весны, когда в оперетте планируют поставить еще и «Двух бойцов», тоже киношлягер прошлых лет.

Разные премьеры завершали этот сезон. Спектакли, в которых актеры «не дотянули» до авторского и режиссерского замысла (как «Люди, звери и бананы»). Или «перетянули», найдя такие глубины, о которых, возможно, сам автор и не догадывался (как «Пьяный ангел»). Умышленно сузили себе задачу (как «Небесный тихоход»). А лучше все же, когда в самую точку попали, как студенты Баголеев.

Фото предоставлены театрами и автора («Балаганчикъ»)

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.