С острым ощущением времени / XV Хабаровский краевой театральный смотр-конкурс

Выпуск № 1-141/2011, Фестивали

С острым ощущением времени / XV Хабаровский краевой театральный смотр-конкурс

В Хабаровске были подведены итоги ежегодного краевого театрального фестиваля, представившего лучшие спектакли 2010 года.

Прошедший фестиваль - это 8 спектаклей 6 театров, 5 из которых находятся в Хабаровске, один - в Комсомольске-на-Амуре. Культурные впечатления членов жюри компактно уместились в 5 дней. Конечно, это очень мало для того, чтобы сделать глубокий, всесторонний анализ театральной ситуации в крае и развернуть большой профессиональный разговор, которого всегда ждут театры. Однако и за это время в театральной жизни региона можно увидеть вполне определенные тенденции и понять их основные особенности.

Самое простое - посмотреть на фестивальную афишу. Достоевский («Преступление и наказание», Комсомольский-на-Амуре театр драмы), Грибоедов («Горе от ума», Хабаровский краевой театр драмы и комедии), Сартр («За закрытыми дверями», театр «Триада»). Замечательная классика. Сложный материал, открывающий актерам большие возможности для профессионального роста. А вот авторы, более близкие к нашему времени: Марк Самойлов («Два бойца», Хабаровский краевой музыкальный театр), Александр Червинский («Крестики-нолики», ТЮЗ). Ну и спектакли по старым добрым сказкам: «Огниво» в ТЮЗе и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в Театре кукол. Работы разножанровые, разноформатные, разноадресные. Театральный Хабаровск - очень интересное явление, наблюдать за которым по-настоящему любопытно.

Но вернемся к разговору о тенденциях. В Хабаровске их можно выделить две. Во-первых, это желание движения и поиска (художественных средств, индивидуального языка, стилистики), а еще потребность в самоидентификации. Не только в рамках своего города, но в театральном пространстве страны. То, что два хабаровских театра - ТЮЗ и музыкальный театр - в этом году стали номинантами национальной премии «Золотая Маска», это только подтверждает. Географическая отдаленность не мешает оставаться в контексте культурных процессов.

Вторая тенденция, о которой хочется сказать, - это стопроцентная созвучность спектаклей сегодняшнему дню - честная созвучность, без какого бы то ни было «лжеосовременивания». Спектакль «Преступление и наказание» Комсомольского-на-Амуре театра режиссер Татьяна Фролова построила в такой жесткой стилистике, а разговор на «достоевские темы» ведет так остро, что ощущение «здесь и сейчас» трансформируется в осознание полной сопричастности, осознание того, что все это происходит здесь, сейчас, с тобой и в твоем мире. Недаром режиссер предлагает классической истории другой финал. У героя, живущего в бескомпромиссной реальности, не может быть внутренних компромиссов, а значит, и раскаяния.

Расстановка смысловых, проблемных, тематических акцентов в спектакле - работа почти ювелирная. Конечно, достоинство классики - вечная актуальность, но иногда все же требуются дополнительные временные «настройки». И стоит заметить, что все без исключения режиссеры в своих спектаклях очень точно чувствуют и передают этот нерв времени.

Как ни удивительно, но самой популярной «комедией» в Краевом театре драмы и комедии является «Горе от ума» (режиссер Никита Ширяев). Спектакль неровный актерски, не до конца логичный режиссерски, но открывающий хорошие перспективы для труппы, в которой сегодня появилось много молодых артистов и которая не боится идти вперед, несмотря на трудности. Второй фестивальный спектакль этого театра - сказка С.Маршака «12 месяцев» (режиссер Вадим Паршуков) - еще больше расширяет перспективы этого движения, представляя музыкальных, пластичных, эффектных в своих внешних данных артистов, которым искренне хочется пожелать больших творческих успехов.

Нельзя не сказать теплые слова о хабаровском зрителе. Причем не только о взрослом, но и о детском. Сегодня на галдеж в зале могут пожаловаться многие театры: сложно стало увлечь ребенка зрелищем на сцене. А в этом городе маленькие зрители хотят быть полноправными собеседниками в том разговоре, который предлагает театр. Правда, после спектакля Театра кукол «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (режиссер Сергей Пермяков) осталось впечатление, что этот разговор с маленькими зрителями ведется слишком уж «по-взрослому». Замечательное оформление сказки в народном северном стиле, льняные костюмы, отсылающие к преданиям архангельских мест, своеобразные куклы. Однако полагающееся по сюжету волшебство для многих малышей оказалось чересчур страшным. Даже взрослые не ожидали таких «спецэффектов» вроде внезапной смены масок и световых контрастов. Да и сама история получилась не про то, как сестрица братца спасла, а про то, как две героини (Аленушка и колдунья) за свое женское счастье (то есть за князя) боролись. Все это вполне имеет право на существование. Но, наверное, не в детском спектакле.

А вот «Огниво» в ТЮЗе в постановке Константина Кучикина и Натальи Ференцевой получилось по-настоящему сказочным, причем в равной степени для всех возрастов. В том числе это произошло и благодаря музыке композитора Дмитрия Голланда (он же - автор  музыки к спектаклям «12 месяцев» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Емкая, интересная, красочная сценография, созданная по законам сказки, сна и детской фантазии. «Технология чуда» проста - оно может произойти с тобой в любую минуту, если ты умеешь видеть необычное в обычных вещах. Эта мысль есть в «Огниве». Еще одна работа актеров ТЮЗа и режиссера Константина Кучикина - «типа комедия в двух действиях» «Крестики-нолики» по популярной некогда пьесе А.Червинского. Непростая история о взаимоотношениях родителей и детей, сложно выстроенная, «очищенная» от признаков «того времени» и выведенная в нынешнее русло проблемы отцов и детей. А это вечная занятость родителей, трата жизни на какие-то мифические жертвы и достижения во благо собственных детей, которая на самом деле оборачивается дефицитом заботы и любви, уже никогда и ничем не восполнимым.

Спектакли «Два бойца» Хабаровского краевого музыкального театра и «За закрытыми дверями» муниципального театра «Триада» стали на этом фестивале знаковыми событиями. «Два бойца» открыли конкурс, задав серьезный профессиональный тон. Постановка в «Триаде», завершившая знакомство с лучшими спектаклями Хабаровска 2010 года, эту серьезность еще раз подтвердила.

Ведущий театр края - Музыкальный,  хорошо известный в России, представивший работу Леонида Квинихидзе, к тому же номинированную на «Золотую Маску», заявил очень высокую творческую планку. Материал, к которому обратился режиссер, отсылает к теме войны, патриотизма, к конкретному периоду нашей истории. Леонид Квинихидзе сделал масштабный, многоплановый, метафоричный спектакль о человеческих взаимоотношениях в самое непростое время, который звучит эпично и современно. Спектакль про нас, про «сегодня», в котором еще не утихла боль от страшного «вчера».

Камерный же театр «Триада» предложил совсем другую тему. Пьесу Сартра «За закрытыми дверями» поставил молодой режиссер Сергей Листопадов - поставил с четырьмя такими же молодыми актерами. Драматургия Сартра - не очень популярное нынче явление в театре. В силу сложной литературной основы, философичности, в силу особой эстетики театра абсурда, которую невозможно (а главное недопустимо) игнорировать. Такой театр сегодня - это однозначный эксперимент и однозначный риск для режиссера, тем более молодого, не справившись с материалом, остаться непонятым зрителем. Коллектив «Триады» пошел на это сознательно, и результат оказался достоин риска. Перед нами театр абсурда, где каждая минута сценического времени, каждые жест, реплика, мизансцена - как кирпичик, лежащий на своем месте. И опять стопроцентное попадание в «сегодня». С бесконечными вопросами человека к себе и миру, на которые нет ответов, с относительностью всего и вся, с обостренным чувством страха и времени. Темная сторона жизни человеческой души, за которой два с лишним часа в полной тишине напряженно и жадно следит весь зрительный зал.

Не будем подводить итоги года, который уже давно завершился. Будем ждать новых премьер и новых ярких событий.

Лауреаты XV Хабаровского краевого фестиваля

«За режиссерский дебют» - Сегей Листопадов, «За зарытыми дверями», театр «Триада».

«Лучший актерский ансамбль» - Юрий Шарымов, Елена Левандовская, Владилена Стулова, Вадим Гончаров, «За закрытыми дверями», театр «Триада».

«Лучшая мужская роль» - Виктор Пушкин - Мармеладов, «Преступление и наказание», Комсомольский-на-Амуре театр драмы.

«Лучшая мужская роль» - Александр Пилипенко - Ведьма, «Огниво», Крестик, отец Бублика, «Крестики-нолики», Хабаровский ТЮЗ.

«Композитор года» - Дмитрий Голланд, за музыку к спектаклям «12 месяцев», «Огниво», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Надежда сцены» - Светлана Малыгина, актриса Хабаровского краевого объединения детских театров за роли в спектаклях «Огниво» (Девочка, Принцесса) и «Крестики-нолики» (Бублик).

«Балетмейстер года» - Андрей Крылов за работу в спектаклях «12 месяцев» и «Горе от ума», Хабаровский театр драмы и комедии.

«Событие года» - спектакль «Два бойца», Краевой музыкальный театр.

Фото предоставлены театрами

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.