Команда молодости / IV Рязанский открытый всероссийский фестиваль "Карусель"

Выпуск № 1-141/2011, Фестивали

Команда молодости / IV Рязанский открытый всероссийский фестиваль "Карусель"

Тебе судьбу мою вершить, тебе одной меня судить, команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить... Речь в этой известной песне идет о спортивной команде - футбольной или хоккейной, не помню. Я же веду речь о команде, которая подготовила и провела IV Рязанский открытый всероссийский фестиваль детских и молодежных театральных коллективов «Карусель». Этой команде я бы доверила и суд, и судьбу - как собственную, так и судьбу не только конкретного фестиваля, но и всех возможных необходимых городу культурологических действий. Идеологи фестиваля Светлана Захаркина и Елена Ерхова добились поддержки партийной, региональной, областной, а также зрительской и родственной. На базе замечательной школы, где они преподают, вместе со старшеклассниками и выпускниками в 2007 году запустили эту карусель, в проведение которой включился город. Спектакли шли, как, собственно, в школьном зале, так и на других площадках, включая сцены Областного театра драмы, Театра кукол, ТЮЗа и муниципального культурного центра. Организация прекрасная, учитывая большое количество многонаселенных детских коллективов-участников. Детей умело расселяли, развлекали-отвлекали, кормили, укладывали спать. Множество юных рязанцев-помощников каждую минуту искренне и с удовольствием были готовы выполнить любое поручение, а главное - знали, как это сделать.

Открылись зрелищем красочным, не драматическим, а хореографическим под названием «Путь к себе» детского хореографического коллектива «Плюс» из Москвы. На фоне экрана в шаманских костюмах протанцевали этот самый путь, проходя через разные стихии и даже вероисповедания. Хореография не всегда была внятной и изящной, но невнятность можно было принять за загадочность, а неизящество - за стремление к оригинальности. В спектакле «Золушка» детского музыкального театра «Орфей» из Тулы все внимание уделили наоборот пению. Голоса, надо признать, хорошие. Однако не была достаточной танцевальная поддержка, а жанр явно тянул на оперетту. Какая-то путаница с костюмами и прическами, и - уж совсем увы! - очень мало юмора. «За год до войны» назывался спектакль рязанской школы № 40. Это была инсценировка «Тимура и его команды». По залу и сцене ходили пионеры с барабанами, строясь в различные шеренги, вызывая чеканным шагом и барабанным боем запланированные аплодисменты. По радиотрансляции диктор перечислял, каких высот и благосостояния в цифрах в этот предвоенный год достигла Советская страна. Наверное, юные зрители должны были это понять таким образом, что, когда бы не война, все было правильно и все достигнуто. Всех догнали бы и перегнали, а что уж тогда было бы сегодня - и не вообразить, при таких-то достижениях в сороковом году. Впрочем, вряд ли дети задумались над этими цифрами. А кто бы им объяснил, что бубнящий репродуктор - просто примета времени. Дети следили за взаимоотношениями Тимура и Жени, Ольги и Георгия, вполне старательно сыгранными. Спектакль средне-ровный, если бы не потрясающе пластичный и обаятельный Владимир Козырев в роли Квакина. Типаж Мамочки из «Республики Шкид». Вся отрицательная компания выглядит очень здорово, а уж пляшут как - не оторваться - спасибо хореографу Валерии Тихоновой. Положительные пресные герои остались в тени неотразимого хулигана и его команды. В финале нас погрузили в грусть уже не по Гайдару, а по Васильеву («Завтра была война») рассказав, как печально сложились судьбы героев. В целом не хватило пионерского задора массовке с барабанами. Но, может быть, и хорошо - зачем сегодняшним детям задор ради задора? Зачем им петь: «Возьмем винтовки новые - на штык флажки! И с песнею в стрелковые пойдем кружки!». Пусть идут в кружки драматические, правда? Пусть резвятся и играют старую пьесу С.Михалкова «Праздник непослушания» (Театральная студия «Бемби», Екатеринбург). Постановка мило оформлена в стиле детских рисунков. Веселая суета, но мизансцены детки не путают, раскрепощены и обаятельны. В зал передалось ощущение праздника, исходя из названия.

Нижегородский театр «Зазеркалье» представил проект «Путь Бэмби», совместный с нижегородским Планетарием. Дома они играют его в большом звездном зале Планетария, но и на сцене театра драмы смотрелось хорошо. Спектакль скорее пластический - вполне могли бы обойтись без слов. Поставлен Натальей Пьяновой очень интересно - зрелищно, изобретательно, нетривиально. И маленькие оленята, и подростки, и взрослые олени наделены собственной органичной пластикой. Движения выразительны и драматичны, не переходят в танец. Трогательная история рождения и взросления олененка, судьбы других оленей, их взаимоотношения друг с другом и с человеком - все получилось и пронзительно, и красиво, и просто очень интересно.

В школе-интернате для слабовидящих детей Рязани есть кукольный театр «Петрушка». Они сыграли «Русалочку». Дети были и кукловодами и актерами, были серьезны и старательны, но ничуть не зажаты. Получилось симпатично, и за них можно в этом смысле порадоваться: театр еще и прекрасная реализация отчасти ограниченных возможностей.

К сожалению, совсем не тронул спектакль «Война» по стихам Роберта Рождественского театральной студии «Игроки» из Скопина. В подобном монтаже я лично участвовала очень много лет назад в пионерском лагере на праздничной линейке. С теми же интонациями, с той же пластикой, которые диктовали нам вожатые. И страны той уже нет, и пионерских лагерей. И ладно бы ретро ностальгическое, а то все как впервые. Стихи хорошие, но за столько времени должна же была измениться подача.

А вот театр-студия «Птица» из Ижевска со спектаклем «Цензор» («Академия смеха») Коки Митани в постановке Светланы Шанской порадовал по-настоящему. Хорошая пьеса ставится в профессиональных театрах на популярных, опытных актеров. Диво дивное, как два совершенно молодых паренька Всеволод Байканов и Артем Широбоков сразу «взяли» зал. Как, умело используя лаконичнейшее оформление, не педалируя, меняя акценты, переключая внимание с одного аспекта на другой, сыграли историю создания пьесы и узнавания друг друга абсолютно разными людьми. Очень серьезная режиссерская и педагогическая работа.

«Наташина мечта» Ярославы Пулинович. Народный театр «На валу», Волоколамск. Эту пьесу ставят очень много и ставят, как правило, удачно. И здесь прекрасно играет Светлана Степанова, и режиссер Ольга Буракова правильно все выстраивает. Но мне эта история неприятна и тяжела. Хочется защититься от проникновения в душу подобных откровений, выстроить дополнительную четвертую стену от этой Наташи. В фильмах про мафию есть присказка: «Ничего личного», а у меня здесь - чисто личное, прошу прощения. А еще вспоминается на эту же тему старая пьеса Кучкиной «Вагончик» и спектакль МХАТа с Еленой Майоровой в роли такой «Наташи». Там почему-то было не страшно и тягостно, а пронзительно жалко и печально. В кулуарах отрадно было узнать, что актриса «по жизни» светлая девушка и даже скрипачка. Хорошо, что ее личная мечта - стать актрисой - воплотилась.

Большой стильный спектакль «Колонисты» показал Образцовый театр-студия «Параллель» из Барановичей (Беларусь). В пьесе Ю.Молчанова по «Педагогической поэме» Макаренко режиссер Лариса Сартакова как раз не стала грузить идеологией и приметами времени. Просто интересный и насыщенный отрезок жизни самых разных людей. Кого здесь только нет! Беспризорники всех мастей, уличные торговцы, военные, педагоги, нэпманы, хуторяне. Весело, по-хулигански подобранная музыка: и фокстроты, и вальсы, и марши, и Сукачев, и Высоцкий. Хореография великолепная (О.Скоморох), такая, знаете, молодая пластика, отточенная на дискотеках. Эти юные отвязные колонисты, чуть что - сразу в пляс, прямо как кубинцы. От их молодости и веселости и приходит само по себе ощущение молодости страны, всеобщей веры в светлое будущее. Одну колонию построили, поедем новую осваивать. Зажигаем! «Мы наш, мы новый мир построим... Взвейтесь кострами синие ночи!». Ну а чем все закончится - про то другой спектакль.

Молодежный театр-студия «Шанс» с.Поляны, Рязанская область. И зачем вам, думаю, ребята, Федереко Гарсиа Лорка с его «Домом Бернарды Альбы»? А затем, что волшебница Светлана Рахманина - постановка, сценография и пластика - знает про это такое, чего я не видела никогда в жизни. Сама Красота жила в этом спектакле. Изумительно красивое, насквозь фантазийное, ничего не напоминающее оформление. Роскошная, завораживающая, лишь отчасти, не напрямую «испанская» музыка. Дзанни в невероятной красоты костюмах после великолепной пантомимы превращаются в сестер. Сама Бернарда (Светлана Аминова) остра, лаконична, затянута навсегда в «жизненный корсет» - сильная, зрелая актерская игра. Но откуда, скажите, в Рязанской области появились эти восхитительные девушки: Магдалена (Екатерина Рамазанова), Мартирио (Людмила Чечева), Амелия (Анастасия Ивахина) и Адела (Вероника Костикова)? Европейские звезды отдыхают. Каждая по-особому привлекательна, с прекрасной речью и пластикой. Как умно и точно играют. Сколько замечательных и выразительных символов придумано в пластике (эротические сны не перескажешь - надо видеть), в деталях (танец любви с белым платком, алая лента на шее Аделы, повязка на глазах). Удивительно современный и личностный сценический язык. И, конечно, Лорка. Спектакль получил «Гран-При» фестиваля.

Пропуская несколько спектаклей, хочу завершить «Карусель» очень важным для подобного фестиваля спектаклем «№ 3» нижегородского театра, который почему-то называет себя «не театр «Лифт». Почему «Лифт» еще как-то можно понять, а вот почему «не театр», уж и не знаю. Очень даже театр. Замечательный театр. Пьесу написал руководитель театра (не театра) и постановщик Дмитрий Сухотерин. Не слишком сложная история о пациенте психиатрической клиники, потерявшем память, поставлена и сыграна так ладно и дружно, свежо и весело, как может быть только при полном взаимодействии всей команды. Использованы характеристики не только актерские, но и личностные. Илья Кожухов не только прекрасно и тонко играет пациента № 3, но и повергает зрителя в радостный шок виртуозным владением карточной колодой - Акопян, да и только. Главврач (Дмитрий Московкин) и санитар Петрович (Петр Корнейчук) вряд ли сыграли бы свой диалог в лучших традициях лучших КВНов, не будь это близко команде. В этого санитара-философа весь зал сразу влюбился еще до того, как он - огромный брутальный мужик - вышел в маскарадном костюме кролика. Зачем, спросите? А зачем русские народные танцы в классном музыкальном сопровождении? Затем, что в этом отличном театре - не театре все в охотку, все талантливо и результат превосходный.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.