Елена Миллиоти: во мне задор Валентины Сперантовой

Выпуск № 1-141/2011, Гость редакции

Елена Миллиоти: во мне задор Валентины Сперантовой
Заслуженная артистка России Елена Миллиоти, актриса театра «Современник», пишет книгу о замечательном роде Сперантовых из Зарайска. Самая яркая представительница этого рода - ее тетя Валентина Сперантова, народная артистка СССР, знаменитая травести, которая замечательно исполняла роли мальчиков в Центральном детском театре (теперь РАМТ). Долгие годы ее звонкий голос звучал на радио в различных постановках.
Елена Миллиоти рассказала «СБ, 10» о своем творчестве, о знаменитой тете, о зарайских корнях.
ХОТЕЛА ВЗЯТЬ ПСЕВДОНИМ - Н.ЗАРАЙСКАЯ
Валентина Александровна Сперантова родилась в феврале 1904 года в Зарайске. В 1925 году окончила Театральный техникум имени Луначарского. С 1925 года - актриса Первого Государственного педагогического театра. В 1942-1944 гг - фронтового театра ВТО. С 1944 года - Центрального детского театра. В кино - с 1953 года. Снималась в фильмах «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Шумный день», «Два билета на дневной сеанс», «Случай из следственной практики», «Служили два товарища», «Веселое волшебство», «Полчаса на чудеса», «Мировой парень», «Большая перемена», «Письмо из юности» и других.
Озвучивала мультфильмы «Конек-горбунок», «Полет на Луну», «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик», «Палка-выручалка», «Петя и Красная Шапочка», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Тайна далекого острова», «День рождения», «Дядя Степа - милиционер», «Приключения Запятой и Точки», «Орленок» и др.

Елена Юрьевна живет недалеко от родного театра, на работу ходит пешком. После репетиции к ней на чашечку кофе нередко заглядывают коллеги. Артистка смеется: «Наверно, все проблемы нашего театра обсуждались вот здесь, на моей кухне».
Получаю и я свою чашечку душистого кофе. Хозяйка, так похожая голосом и внешностью на свою легендарную тетю, садится напротив и с улыбкой рассказывает:
- Все мы родом из детства. Но не у всех оно сохраняется в душе так долго, как у моей родной тети. Детство ее прошло в славном городе Зарайске. В начале своей артистической карьеры тетя Валя даже хотела взять для сцены псевдоним - Н.Зарайская. «Н» - это память о чудотворной иконе Николы Зарайского. К ней на поклон приезжали цари, ее покровительство спасало и оберегало город.
Воспоминания о детстве помогали Сперантовой в творческой работе. Она нередко вспоминала о ярмарках с каруселями, качелями и другими забавами для детей. Вспоминала цыган, которые приезжали чуть ли не каждое лето и стояли табором в оврагах у реки, жгли костры, пели песни, плясали, а цыганские мальчишки играли и купались в Осетре вместе с зарайскими. Вспоминала о саде Редерса. Немец Август Редерс основал в городе две фабрики - обувную и перо-пуховую, которые действуют до сих пор. Он много сделал для города, где жил со своей семьей. А сад разбил по крутому берегу реки, где были беседки, пруд, ухоженные дорожки и много всевозможных пород деревьев, растений, цветов. Часто по вечерам в саду играл духовой оркестр, и все горожане приходили сюда гулять. Я так много рассказываю о своем городе потому, что в жизни замечательной артистки Сперантовой он занимал большое место. По себе знаю, насколько глубоко при работе над образами детей окунаешься в детство, подпитываешься яркими, незабываемыми впечатлениями тех лет.
Большая семья Сперантовых жила в Зарайске на Благовещенской улице, около церкви, которая не закрывалась даже при советской власти. В этой церкви есть медная купель, в которой крестили выдающегося скульптора Голубкину и всех Сперантовых, крестят детей до сих пор.
Матрена Федосеевна - мама тети Вали, моя бабушка, была верующим человеком, ходила каждый день в церковь и даже помогала там. Я помню, как бабушка пекла во время Великого поста жаворонков. По рассказам мамы я знаю, что на Пасху и Рождество всем детям шили наряды - новые платья девочкам, а мальчишкам - новые рубашки.
Семья была дружная, старшие заботились о младших, каждый чем-то помогал дому. Все девочки шили, вязали, вышивали. Вокруг дома рос большой сад. Каждый имел свое дерево, которое он посадил и за которым ухаживал. Под опекой тети Вали была груша «виргулёк». Этот сорт приносил большой урожай, и сладкие плоды ели и сушили впрок на печке. Дядя Коля - старший ребенок в семье - сочинял стишки про родственников. О тете Вале он написал: «Модная кокетка вышла погулять, Новую жилетку чтобы показать». Моя мама рассказывала: «Валентина вечно себе какие-то наряды придумывала».
Все Сперантовы любили свой «зеленый» дом в Зарайске. Зеленым его называли потому, что весь он был покрыт диким виноградом - прорезались только окна и двери. А осенью листья желтели, краснели - это было очень красиво. В саду играли домашние спектакли, а перед этим придумывали и шили костюмы.
- У Валентины Александровны была семья?
- Ее мужем был директор театра имени Моссовета Никонов. Они вырастили двоих детей Оксану и Наташу. Это мои двоюродные сестры. К сожалению, их уже нет в живых.
Мы дружили с Наташей, по возрасту больше с ней подходили друг другу. Во время зимних каникул я жила у тети Вали, а летом Наташа жила с нами на даче.
Чего я только у тети Вали не видела! Прежде всего - квартира! Она имела отдельный вход с Садовой-Сенной. Открываешь дверь, и перед тобой лестница, которая ведет на второй этаж, а там огромное зеркало в прихожей и три комнаты.
У тети Вали часто собирались друзья, смеялись, шутили, кто-то пел, кто-то читал стихи, подолгу засиживались. Однажды мы с Наташей стали свидетелями поразительного тоста, после которого за здоровье Сперантовой пили из ее туфельки! Все мужчины встали. Туфелька с вином путешествовала по кругу от одного мужчины к другому. Больше я такого не видела никогда, хотя на моей памяти было много экстравагантных тостов.
- У вашей тети был такой чистый и звонкий голос.
- Я думаю, что он к ней перешел по наследству от прадедушки, который за свой голос получил фамилию Соловьев. Прадедушка служил в армии, фамилия его была Авдеев, он очень хорошо пел и был запевалой. Когда на смотр приехал сам государь, он обратил внимание на Филиппа Авдеева. «Соловей», - сказал государь и присвоил ему новую фамилию за его талант.
Нас с Наташей часто брали в театр. Мы «паслись» за кулисами. Мы знали все ходы-выходы. За кулисами было весело, пахло гримом, утюгом и чем-то особенным. Тетя Валя не очень любила, чтобы мы были в ее гримуборной и с радостью отпускала нас «погулять». И я никогда не видела, как она перевоплощалась, как ей надевали парик, как ее гримировали. Вот была тетя Валя, и вот она - мальчик, или чья-то мама, но уже чужая, разговаривает отчужденно. Только один раз подмигнула она нам, разрезала яблоко, засунула две половинки за щеки - и стала гоголевской Коробочкой.
Еще помню такой случай. Когда я училась в Школе-студии МХАТ, мы решили поехать на целину с концертами для целинников и нас попросили сделать номер для детей. Мы с Аллой Покровской решили взять отрывок из «Сына полка» Катаева, который часто тетя Валя и тетя Люся Чернышева играли в концертах. Мы выучили текст и пошли к Сперантовой домой, попросили помочь нам.
Она тогда уже не играла мальчиков. Помню, как после разбора она вдруг подскочила с кресла, присела, оглянулась и как свистнет, засунув два пальца в рот. И опять присела. Это было так здорово! Только что сидела в кресле - умная, спокойная - и раз! - на несколько мгновений стала Ваней Солнцевым. «Главное - веселые крепкие ноги, ну и, конечно, что у тебя внутри», - так она советовала играть Ваню Солнцева. Я этот совет всегда помнила, когда играла в театре своих мальчиков и девочек.
У нас были с ней встречи у радиомикрофона. Она очень удивилась, когда увидела меня на радио. Там была уже своя компания людей, умеющих работать перед микрофоном. И здесь я прошла большую школу: научилась мгновенно собираться и включаться в любую сцену, в любое настроение и состояние. Всем этим тетя Валя владела в совершенстве. Она могла в перерыве хохотать над какой-нибудь историей, которую рассказали коллеги, а через минуту, у микрофона, играть серьезную драматическую сцену так, что комок стоял в горле.
Когда мы встречались на радио, то обменивались новостями о родственниках, о делах в театре, и потом я сидела и смотрела, даже когда не была занята в сценах, как работала моя тетя с Литвиновым, Бокаревой, Пляттом. Это были счастливые встречи, которые меня многому научили.
Когда я стала актрисой, наши встречи со Сперантовой были редкими. Мы в «Современнике» тогда репетировали даже по ночам. У меня была семья, ребенок... Времени на общение не хватало ни у нее, ни у меня. Звали друг друга на премьеры, но присутствовать на них не всегда получалось. Иногда она приезжала к нам, навещала маму, свою сестру, всегда говорила нам с мужем (актером нашего театра Геннадием Фроловым): «Вы, ребята, много работаете! Так нельзя! Слышишь, Леночка, надо отдыхать!» Мы ее спрашивали: «А ты отдыхаешь?» В ответ она махала рукой и говорила: «Нет, лучше работать!» И смеялась.
Последний привет от нее я получила из больницы. Туда она попала с инфарктом. В открыточке она написала: «Дорогая Леночка! Спасибо за привет, я его получила, но мне было трудно самой писать. Вот сейчас сижу в кресле, в окошке виден лес, и я скорее угадываю, чем вижу, - где-то среди берез пробирается Новый год. Он, как чувствую, несет для тебя подарок. Пусть будет тебе хорошо и светло в 1978 году. Обнимаю тебя и твою семью... Целую, твоя тетя Валя. Больница, 1977 г., декабрь».
Я думаю, она прожила замечательную творческую жизнь. У нее была своя ниша в театре, она не знала творческих простоев. Играла в театре, кино, на телевидении, преподавала в вузе и до самых последних дней работала на радио, записывала своих мальчиков! Почти все передачи с ее участием находятся в золотом фонде радио.
РУФКА В АРТИСТКИ НЕ ГОДИТСЯ
- Елена Юрьевна, от кого вам досталась такая интересная фамилия - Миллиоти?
- Все думают, что моя фамилия итальянская. Это мнение ошибочное. Моя необычная фамилия имеет греческое происхождение. Предки мои приезжали на русскую землю из Греции торговать ювелирными изделиями, они были ювелирами. Потом здесь остались, пустили корни.
Мой дедушка Николай Дмитриевич Миллиоти - известный художник. Его брат Василий тоже был хорошим художником. Дедушка входил в правление «Мира искусства». Он был одним из создателей «Голубой розы». Организация объединяла художников-символистов. В ней состояли Сапунов, Судейкин, даже Рерих. Несколько картин Николая Миллиоти можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском музее. Дедушкины работы находятся во многих картинных галереях других стран.
Во время революции дедушку назначили возглавлять комиссию по охране художественных ценностей Крыма и Юга. В этой комиссии состояли Волошин, Билибин. Они должны были спасти ценности от расхищений. Но проработал он на этой должности недолго. Он увлекся интересной дамой и вместе с ней в 20-м году покинул Россию. Жил в различных городах Европы, а затем перебрался в Париж. Там он и похоронен.
Моему папе советовали отказаться от отца или заявить, что он умер. Но тот никогда не делал этого. В анкетах всегда писал: «Отец за границей. Связи с ним не имею». Я очень уважаю за это своего папу.
Нигде папу не брали на работу в штат. Всю жизнь он трудился на договорной основе, долгие годы был фотокорреспондентом газеты «Труд».
-Кем была ваша мама?
- У моей мамы Руфины Александровны Сперантовой был очень хороший голос. Она хотела стать певицей, но тетя Валя ей отсоветовала: «Это трудное дело. У тебя не получится. Там такие надо вокальные данные иметь!» Потом мама всю жизнь жалела, что не пошла в артистки. Когда мама была ребенком, к их дому иногда группами приходили зарайские жители и просили: «Пусть Руфа споет». Она уходила в сад и пела. Когда жила в Зарайске, пела в церковном хоре.
- Почему же Валентина Александровна не посоветовала сестре идти в артистки?
- Ей казалось, что она - артистка, а Руфка не годится в артистки. Так осадила маму, что та оставила свою мечту.
- Тетя Валя, наверно, была резким человеком?
- Во всяком случае она не была добрячкой.
- А сестры дружно жили?
- Конечно. Любили друг друга.
Мама окончила химико-технологический институт имени Менделеева, стала инженером-химиком. Работала в Апрелевке на заводе грампластинок, потом на студии документальных фильмов. Имела дело с пленкой, с ее обработкой. Она была очень активным человеком, участвовала в художественной самодеятельности.
РОЛЬ НАТАШИ РОСТОВОЙ ОТДАЛИ ДРУГОЙ
Родители не хотели видеть меня артисткой. Мечтали, чтобы я была переводчиком. В школе я с большим увлечением учила немецкий язык. Но я поступила в Школу-студию МХАТ. Когда училась на первом курсе, уже в «Современнике» играла. На втором курсе стала играть на сцене МХАТа. В «Кремлевских курантах» мне досталась роль мальчика Степки.

Заслуженная артистка России Елена Миллиоти была принята в труппу Московского театра «Современник» в 1962 году после окончания Школы-студии МХАТ и непродолжительной работы в Московском художественном академическом театре. Среди сыгранных за эти годы ролей Александра Ивановна в «Анфисе» Леонида Андреева, член Московской писательской организации в «Коте домашнем средней пушистости» Владимира Войновича и Григория Горина, Валентина Мусатова в «Аномалии» Александра Галина, Марксина в «Уйди-уйди» Николая Коляды. В сегодняшнем репертуаре ведущей актрисы театра: миссис Куикли в «Виндзорских насмешницах» Шекспира, мамочка в «Трех товарищах» Ремарка, Лиля Итс в «Крутом маршруте» Евгении Гинзбург, Анфиса в новой редакции «Трех сестер» А.П.Чехова.

- Итак, вы шли по стопам тети Вали?
- Да, так получилось. Я была худенькая, поэтому меня использовали как травести. А в студенческих спектаклях я играла героинь, например, Люську в «Беге». Мой руководитель курса Виктор Яковлевич Станицын мечтал поставить в студенческом театре «Войну и мир», предложил мне роль Наташи Ростовой. Но я забеременела, и роль ушла к другой. Естественно, я ничуть об этом не жалею. У меня замечательный муж Геннадий Фролов, артист нашего театра (мы с ним вместе учились). У нас двое детей.
Я была единственным ребенком в семье и еще в детстве дала себе слово: «Меньше двоих детей в моей семье не будет».
Сын стал архитектором, а дочь Дарья Фролова - артистка нашего театра. Она и на радио записывается, дубляжом иностранных фильмов занимается. Иногда ей поручают перевести текст роли с английского языка, который она замечательно знает.
Сейчас я пишу потихонечку книгу о роде Сперантовых. Мечтаю создать в Зарайске ЦДТ (Центральный дом творчества), в котором были бы разные студии - театральная, хореографическая, изобразительная и другие. Меня в этом поддерживают многие знаменитые деятели искусства. Они готовы даже ездить в Зарайск и проводить там занятия.

Фото из архива Елены Миллиоти, предоставлены РАМТом и театром «Современник»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.