Счастливая страна Аркадия / Аркадий Трушников (Рязань)

Выпуск № 1-141/2011, Лица

Счастливая страна Аркадия / Аркадий Трушников (Рязань)
Имя одного из старейших гримеров России, заслуженного работника культуры РСФСР Аркадия Григорьевича ТРУШНИКОВА наверняка знакомо многим в театральном мире. Он начинал свою театральную деятельность в 1944 году в Лысьвенском городском театре Пермской области. Затем работал в театрах Караганды, Нижнего Тагила, Котласа, Перми, Челябинска. В 1968-м пришел художником-гримером в Рязанский областной театр драмы, где заведует гримерно-пастижерным цехом по сей день. Мастер, блестяще владеющий своей профессией, человек бесконечно преданный искусству сцены, Аркадий Григорьевич отметил свое 80-летие.
Аркадий Григорьевич родом из Коми-Пермяцких земель, из села Усть-Зула. И меня давно занимал вопрос, откуда у него такое имя. Дочь Настя, названная в честь бабушки по материнской линии, объясняла это тем, что все имена у Трушниковых начинались на букву «А». Старшие сестры отца - Александра и Анна, мама - Анастасия. Но мне думается, что его родители слышали о прекрасной и счастливой земле Аркадии, где в античные времена на италийских лугах мирно трудились крестьяне, и желали своему сыну такой же жизни. Как бы то ни было, но судьба Аркадия сложилась счастливо, когда привела его, тринадцатилетнего мальчишку, на порог театра.
Маленький городской театр, открывшийся в Лысьве в конце войны, дал ему в руки профессию гримера. Нет, не сразу полюбил он неожиданное для себя ремесло (ведь собирался в ФЗУ учиться на слесаря и дальше - на знаменитые шуваловские заводы). Но своего первого учителя, художника-гримера Бориса Ивановича Кузнецова, полюбил всем сердцем за талант, добрую душу и трудолюбие. С тех пор прошло, подумать только, 66 лет. И все эти годы над рабочим столиком Аркадия Григорьевича рядом с иконой Спасителя находится портрет маэстро, который не только щедро делился со своим воспитанником опытом, открывая секреты театрального грима, но, почувствовав в подростке восприимчивость натуры к искусству, сумел открыть перед ним горизонты творчества.
А Лысьвенский театр, в котором Трушников прослужил 17 лет и который он считает одним из лучших городских театров России, остался его любовью до конца жизни. Он до сих пор помогает как специалист своим коллегам по профессии, посылает в Лысьву нужные инструменты и материалы, следит за репертуаром, гордится успехами театра. В 1994 году, когда театр отмечал свое 50-летие, Аркадий Григорьевич привез и подарил родному коллективу альбом фотографий своих гримерных работ, ведь в них заключалась часть истории Лысьвенского театра.
В живой театральной практике профессия гримера передается из рук в руки. И в те годы, когда театры много гастролировали, Аркадий Григорьевич всегда знакомился с гримерами-пастижерами, старался перенять опыт, узнать какие-то новые нюансы профессии. По стране он знал многих талантливых мастеров грима. Знал таких людей в театрах Перми, Свердловска, Челябинска. Он помнит прекрасного художника-гримера из МХАТа, мастера портретного грима Алексея Мокеевича Гольцова, гордится своей ученицей из Лысьвы Анной Вагиной, работавшей в Москве в театре на Малой Бронной.
Сейчас в театральных училищах готовят специалистов по гриму, но выпускники чаще всего уходят на телевидение, в кино, занимаются дневным гримом-макияжем. Не прельщает пастижерская работа, необходимая в театре, и ручное изготовление париков, бород, усов, без которых мужскому составу труппы не обойтись. «Не знать основ пастижерской работы - это как музыканту не знать сольфеджио, - считает Аркадий Григорьевич. - Вообще, лучшие пастижеры - мужчины. В театрах всегда чаще всего встретишь мужчину-гримера. Конечно, есть прекрасные мастера и среди женщин, но в основе, видно, не их это дело. Здесь особая специфика».
Со временем, тонкости профессии потребовали досконального знания театрального искусства, его истории и художественной эволюции, в ходе которой менялся и сценический грим. Аркадий Григорьевич всегда отдавал предпочтение классике, особенно чтил «отца русского театра» Александра Николаевича Островского. В пьесах этого драматурга, среди его колоритных персонажей открывалось обширное поле деятельности для пастижерных работ, создающих своеобразие и оригинальность того или иного мужского типа. По сей день не кончается его внутренний спор с режиссером, который ставил в нашем театре пьесу Островского «На бойком месте». Аркадия Григорьевича интересовало, как впишется работа гримера в концепцию спектакля, совпадет ли с замыслом режиссера и художника-сценографа? А в ответ услышал: «У меня спектакль не о бородах».
Трушников любил работать над спектаклями, где много действующих лиц, красивых декораций, ярких костюмов, причудливых причесок, где можно развернуться фантазии. Его мастерские актерские гримы остались в памяти зрителей и уже отнесены к истории рязанской сцены. Среди них исторические лица в драмах А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного», образ Пушкина («Бал» А.Хазанова). Возрастные гримы: профессор Окаемов («Машенька» А.Афиногенова), графиня Томская («Пиковая дама» А.С.Пушкина), князь К. («Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевского). Трагические герои и комические персонажи в спектаклях по пьесам Н.В.Гоголя, Д.И.Фонвизина, А.П.Чехова, Ф.Шиллера, О.Уайльда, Т.Уильямса, Лопе де Веги, полные обаяния и лукавства многочисленные герои театральных сказок.
В советские времена вершиной гримерного искусства считалось создание образа Ленина. В Рязани в разные годы шли спектакли, где Ленина играли народные артисты РСФСР Святослав Астафьев и Владимир Волков. Об этой работе Аркадий Григорьевич говорил: «Я себя портретами Ленина не обкладывал, потому что если лепить портретный грим, делать брови, нос подклеивать, подбирать варианты бородок, то получается маска. Идти надо от живого актерского лица, которое может вовсе не иметь сходства с портретом. Но тогда и возникал на сцене художественный образ». Был один забавный случай во время сельских гастролей. Учитывая сложность грима вождей революции, Аркадий Григорьевич заранее загримировал актеров у себя в цехе. А когда ехали в район, уже стемнело, на дороге проголосовал какой-то рабочий, просил подвезти. Автобус остановился. Человек вошел, вежливо поздоровался, огляделся. Вдруг видит - живые Ленин с Дзержинским! Закричал: «Остановите, я выйду!» И выскочил пулей.
Главное лицо в театре - актер, всегда считал Аркадий Григорьевич. Приехав в Рязань и посмотрев идущие спектакли, он сразу для себя отметил: труппа великолепная - для него это было важно. Он чтил актерскую профессию, со многими из актеров дружил всю жизнь. Так, почти полвека длится дружба с актерской семьей Вдовиных. Начинали вместе в театре драмы г. Котласа Архангельской области, сейчас Вячеслав Григорьевич и его супруга Светлана Владимировна живут в Доме ветеранов сцены, но по-прежнему друзья пишут друг другу, звонят, по возможности встречаются. На всю жизнь остался мастер грима покорен сценическим обаянием, внутренней культурой, эрудицией Святослава Владимировича Астафьева, талантом замечательной актрисы Зои Константиновны Римшевич, чья изысканная интеллигентность задавала тон в рязанской труппе.
В середине 70-х для Рязани стало событием участие в спектакле «Бешеные деньги» А.Н.Островского актеров Малого театра Элины Быстрицкой и Никиты Подгорного. В театре тогда царила приподнятая, взволнованная атмосфера, совпавшая с днем рождения Элины Авраамовны, который и отпраздновали в гримерном цехе. Аркадий Григорьевич сделал для нее особый шиньон к роли Лидии. И знаменитая актриса оценила этот редкий подарок.
В те годы на рязанской сцене выступал также Иннокентий Михайлович Смоктуновский в роли царя Федора Иоанновича. Аркадий Григорьевич до сих пор с восхищением вспоминает, как тщательно гримировался перед каждым спектаклем актер, каким необычайно естественным был его грим: «Он умел создать себе образ. Знал структуру своего лица, умел придать ему нужное выражение. Одной коричневой краской создавал целый спектр чувств. Гений на сцене, он был гением грима». Аркадий Григорьевич много лет хранил альбом с фотографиями гримов артиста, сейчас он находится в музее МХАТа.
Сегодня в театре отношение актеров к гриму изменилось. Во многом предпочитают условный грим, макияж, искусственный парик, а порой и театральный тон не накладывают. Но Аркадий Григорьевич уважает и ценит тех актеров, которые понимают значение грима в создании образа, в общем решении спектакля.
С годами у Аркадия Григорьевича выработалась привычка каждый день приходить в театр к 10 часам утра. Оказавшись в своем родном цехе, он чувствовал себя счастливым человеком. Запах пудры и клея, зеркала трельяжей, в которых отражались стены с фотографиями актеров в гриме, болванки с париками, приготовленными к вечернему спектаклю, теплый свет настольных ламп. Здесь, в театре, было его место в мире, весь смысл существования, хотя в семье Трушниковых жизнь и работа были тесно переплетены. Рядом секретарем Рязанского отделения Союза театральных деятелей работала жена Людмила Ивановна, в прошлом актриса-травести. Дочь Настя пошла по его стопам и вот уже 14 лет постигала в цехе секреты сценического грима. Аркадий Григорьевич хорошо помнил ее первое приобщение к профессии. Он сделал к сказке лохматый парик персонажу, а пятилетняя Настя его старательно обстригла - не понравился. Она была из тех детей, о которых говорят: родился в театре. И как хотелось, чтобы работа для нее всегда значила так же много, как для него.
Аркадий Григорьевич как-то подсчитал, что через его руки только в Рязани прошло более 500 спектаклей. А за гримировальным столиком этот Человек Театра простоял около двух тысяч часов. О возрасте Аркадий Григорьевич не задумывается: сколько есть - столько есть. И свою жизнь считает счастливой: «Я работаю в приличном театре, хорошая семья, чувствую себя нужным. Мне говорят: работайте, сколько сможете!»
Да, главное для него - работа. Главное - каждый день, в любую погоду приходить в театр к 10 часам утра.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.