Армавир

Выпуск №4 - 114/2008, В России

Армавир

Старейшему театру на Кубани Армавирскому театру драмы и комедии скоро 100 лет! Незадолго до открытия сезона на здании театра появилась внушительных размеров афиша: А. Н. Островский «Сердце не камень».

Постановщик спектакля, главный режиссер театра Юрий Ковалев, кажется, намеренно создал зрелище неспешное, вдумчивое, реалистичное. Обычно ему свойственны более энергичные постановки. Интрига, почти детективная, разворачивается на наших глазах так достоверно, что возникает ощущение, словно мы не зрители, а соседи героев, подсматривающие за происходящим. Мы видим мир купечества и самодурства, но что это? До чего же знакомы нам, сегодняшним зрителям, интонации купца-тирана Каркунова (П.Андрюшин), как же напоминает он хозяина какого-нибудь частного магазинчика или заводика! Нынешние «купцы» уже научились обращаться с подчиненными, как с рабами, чтить только свою выгоду. Узнаваемы и бессердечный племянник Каркунова, вечно пьяный Константин (Д.Яшин), и явно живущая только для своего удовольствия, сверкающая бриллиантами Аполлинария Халымова (Т.Юдина), и не долго думающий, прежде чем совершить подлость, приказчик Ераст (П.Бойко). Интересно решена сцена «соблазнения». У стен старого монастыря стоит массивный двухметровый крест — символ непоколебимой веры. И именно на нем готов повеситься Ераст, доказывая своей набожной хозяйке Вере Филипповне (И.Галкина), что он честный человек и что-де враги его оболгали. Так заканчивается первый акт: в ярко-красном луче света — крест и забытый на нем в спешке картуз Ераста. Страшный символ циничного безверия.

Но во втором акте все чудесным образом меняется. Подлый заговор случайно раскрывается, и заговорщики не просто посрамлены, они раскаиваются, каждый по-своему, в содеянном. Текст пьесы явно тянет в мелодраму, но Ю.Ковалев избирает путь скорее притчевый. Веру в Бога несет в себе только один персонаж — Вера Филипповна. Но, кажется, достаточно одного искренне верующего человека, чтобы остальные устыдились своей «окаменелости». Недаром в финале тяжело больной Каркунов в кругу близких людей с болью признает, что не так жил, что жизнь ради накопительства не только пуста, но и опасна для души. Задумавшись над тем, как предстанет он перед Последним судом, Каркунов горько кается в своих грехах и у нас на глазах его каменное сердце размягчается, как будто оживает. Его, тирана, становится жаль, как малое дитя.

Затихли последние слова монолога, группа людей, стоящих вокруг умирающего, медленно погружается в темноту и все ярче разгораются наверху, словно паря над землей, купола храма.

Думается, для режиссера Ю. Ковалева важно, чтобы внятно прозвучала основная тема пьесы Островского: «Каменеют наши сердца от отсутствия веры». Об этом решил в свой сотый сезон поговорить театр со своим зрителем — о Душе, о Вере, о нравственном выборе. Сегодня, когда модно быть богатым и успешным, театр бьет тревогу. Поневоле после спектакля хочется спросить себя: «А я? А что я делаю со своей душой?» И понятно, почему спектакль столь неспешен. В жизни у нас и так слишком много суеты. Наверное, это легче понять, когда тебе 100 лет.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.