Свежий выпуск

Слово редактора

Дорогие друзья!

Последняя декада этого месяца войдет в память трагическим не только для нашей страны событием. И об этом невозможно забыть, слишком большое количество жертв, раненых с неясной дальнейшей судьбой, людей, испытавших сильнейший психологический стресс. Это горчайшее событие показало сплоченность людей - не думая, что можно погибнуть, они спасали всех, кого можно было спасти. Кто не на словах, а на деле готов противостоять террору...

Произошедшее перед самым началом концерта еще раз доказало единство всех, находящихся по обе стороны рампы. Как говорил юному Эдмунду Дантесу аббат Фариа в «Графе Монте-Кристо»: «Только несчастье раскрывает тайные богатства человеческого ума; для ого чтобы порох дал взрыв, его надо сжать... из столкновения туч рождается электричество, из электричества - молния, из молнии - свет».

Ведь март - особенный в жизни всех, кто причастен к искусству, особенно к театру: не только все без исключения работники театров всего мира, но и многочисленные зрители, давно или недавно влюбленные в тот мир, что создает каждое явление искусства, а особенно каждый спектакль. Это может быть сопричастность, сострадание, слезы; может быть безудержный смех над нелепыми ситуациями; а еще - отдых, а еще - долгое «послевкусие», остающееся от увиденного и воспринятого как часть собственной жизни.

День 27 марта становится одним из главных для тех, кто созидает Театр, кто служит ему всей всем сердцем и помыслами, вкладывая в свой труд изобретательность, очень непростой труд группы единомышленников, начиная от драматурга, сценографа, композитора, режиссера - до работников технических цехов, билетеров, приветливо встречающих зрителей гардеробщиков, капельдинеров.

И благодарные долгие аплодисменты зрителей всех без исключения поколений становятся нашей высшей наградой, помогая многое преодолеть.

Ваша Наталья Старосельская

 

Читать номер в PDF  

Новости

15 апреля

Сегодня Сергею Витауто Пускепалису исполнилось бы 58 лет...

 

"...Сергей Витауто, основываясь исключительно на своих наблюдениях, на своем жизненном опыте, не принимая во внимание никаких медиа-источников, долгие годы тихо делал нужные и важные дела, приносившие пользу не ему, а тем, кто в этом нуждался. Недаром любимой стала услышанная когда-то фраза, что «наша жизнь принадлежит не нам, а тем, кто нас любит». В соответствии с ней и жил. И погиб на взлете. В 56, что для ХХI века - расцвет сил. «Человек всё время сдает экзамен», - говорил Сергей Пускепалис. И это не о том, что ты должен быть для всех хорошим. Он мог быть и жестким, и непримиримым, иногда даже категоричным, трактовал для себя библейскую заповедь как «ударили по второй щеке - мочи!» Это о том, что человеку нужно давать вторую попытку для проверки - ударит ли, предаст ли во второй раз. Жалел людей, которые сотворили себе ложных кумиров. Своих же кумиров боготворил, потому что они были настоящие..."

http://www.strast10.ru/node/6199

15 апреля

Сегодня, 15 апреля, у народной артистки РФ Ольги Волковой юбилей!

"...Дата средней округлости, но Ольге Владимировне плавные линии и не свойственны. «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». Это сказано про нее. В ее ролях постоянно натыкаешься на углы, на шипы, торчащие из очаровательного розового куста, на зигзаги и сюрпризы (и от слова «сюр» тоже). Впрочем, в жизни она тоже не искала ровных дорог, ее конек - крутые повороты, ухабы да рытвины.
В ее петербургский период вместилось три знаменитых театра. И в каждом - сплошь яркие вспышки. Сразу и не сообразишь, которая из ролей была самой запоминающейся. Такое впечатление, что проходных работ не было. В БДТ, где все места на первой линии уже были заняты, она так блистала на втором и третьем планах, что всегда солировала, даже в дуэтах норовила обескуражить если не публику, то партнера.
Недолго проработав в Театре комедии, Оля (конечно, тогда мало кто звал ее иначе) сыграла всего три роли, но каждая из них претендовала на приз как лучшая женская роль сезона. Режиссер Вадим Голиков ее просто обожал. Она сыграла Фалалея, мальчонку в красной рубашоночке, - не потому что имела опыт травести. Постановщику «Села Степанчикова и его обитателей» нужны были гротескные персонажи. А пары лучше Ольги Волковой и Сергея Дрейдена было не сыскать. По ним плакали и Салтыков-Щедрин, и Гоголь, и Кафка, как и другие великие фантастические реалисты. С некоторыми Ольге позже удалось встретиться. А в Комедии она одарила своим темпераментом и неординарностью еще и Парашу в «Горячем сердце» (в грудь которой иные исполнительницы забывали вложить горячее сердце), и задолго до фильма «Служебный роман» мымру Калугину в «Сослуживцах» по пьесе Брагинского и Рязанова.
Уже тогда ее начали называть Чаплином в юбке. Но эта характеристика отнюдь не исчерпывала достоинств и особенностей Ольги Волковой. Мгновенные преображения, разнообразие пластических и речевых характеристик помогали ей влезть в шкуру героя и удобно расположиться там..."

Полную версию статьи Елены Алексеевой об Ольге Волковой совсем скоро читайте в нашем апрельском номере.    

04 марта

В субботу, 2 марта, не стало народного артиста РФ Валерия Михайловича ИВЧЕНКО.

...Георгий Александрович Товстоногов пригласил Валерия Ивченко в прославленный Ленинградский АБДТ им.М.Горького на роль Сатина в «На дне» после гастролей Киевского театра в Ленинграде, но прошло несколько лет, прежде чем артист сыграл эту роль. В 1983 году Ивченко, еще доигрывая в Киеве, был вызван Товстоноговым в Ленинград и за месяц ввелся на роль Тарелкина-Копылова в опере-фарсе «Смерть Тарелкина» по А.В.Сухово-Кобылину. Спектакль мгновенно стал значительным событием театрального сезона не только в городе на Неве: критики из разных городов, заядлые театралы из многих концов страны штурмовали Большой драматический театр. О спектакле восторженно писали авторитетнейшие театроведы - Р.Беньяш, Е.Горфункель, А.Свободин, Ю.Рыбаков, В.Гаевский, точно и выразительно назвавший свою обстоятельную статью «Петербургский Кандид».
В этом спектакле Валерий Ивченко, кажется, ярчайше продемонстрировал самые различные грани своего дарования: пластичность, хореографические возможности, музыкальность, склонность к импровизации, опыт психологического искусства, надежность партнерства с признанными мастерами великой труппы товстоноговского БДТ. Мгновенные преображения Тарелкина в Копылова вызывали в памяти виртуозные смены масок Аркадия Райкина; пластика каждого из двух образов восхищала; изворотливость интонаций приводила в восторг, вызывая те самые смех и содрогание, которые Сухово-Кобылин считал едва ли не самыми важными в искусстве.

Редакция журнала "Страстной бульвар, 10" выражает самые искренние соболезнования близким и коллегам Валерия Михайловича.    

 

11 февраля

 От всей души поздравляем с юбилеем художественного руководителя Московского драматического театра "Сфера" Александра КОРШУНОВА!

...Александру Викторовичу исполнилось 70 лет. Но по-прежнему не растрачена его энергия, сохранились черты мальчишества в немного смущенной улыбке, немногословности, в страстном увлечении своим делом: артист труппы Малого театра, педагог Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, артист и главный режиссер театра «Сфера» после ухода из жизни Екатерины Ильиничны Еланской - во всех этих ипостасях он остается самим собой и ему во многом помогает живая, трепетная, далеко не каждым так остро ощущаемая память о самых близких, которые остаются для него живыми соучастниками его творческой и человеческой жизни.    

 

18 января

17 января ушел из жизни известный российский театральный критик, историк театра, драматург, один из опытнейших редакторов Валерий Оскарович СЕМЕНОВСКИЙ. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат престижных премий имени Александра Кугеля и «Театральный роман», Валерий Семеновский в разные годы был сначала сотрудником, затем главным редактором журнала «Театр», возглавлял издательство «Союзтеатр», журнал «Разгуляй», а в 90-х годах создал с критиком, своей женой Александрой Заславской журнал «Московский наблюдатель», который с первого же номера вызвал глубокий интерес не только театральных людей, но и широкого круга зрителей, любителей театра. На страницах этого востребованного журнала публиковались статьи, рецензии, размышления лучших театральных историков и критиков. Он послужил удачным стартом для поколения тех, кто только вступал в профессию, и Валерий Семеновский, руководствуясь своим опытом и вкусом, далеко не всех благословлял на эту непростую дорогу.

Деятельность Валерия Оскаровича была многообразной: один из основателей Всероссийского объединения «Творческие мастерские», он энергично участвовал в его работе, позже заместителем художественного руководителя Центра имени Вc.Э. Мейерхольда, Валерия Фокина, затем заместителем художественного руководителя Московского театра «Эрмитаж» под руководством Михаила Левитина. Немало времени и сил требовала постоянная на протяжении нескольких десятилетий работа в фестивальных жюри и экспертных советах, где Валерий Семеновский каждый раз проявлял себя как острый полемист, порой достаточно жестко отстаивающий свои позиции. И судил он не по своим вкусовым пристрастиям, а исходя из необходимых для любого жанра требований подлинного театрального искусства. На протяжении нескольких лет Семеновский возглавлял издательства «Navona», высокий уровень книг которого был по достоинству оценен не только читателями, но и литературными, и театральными критиками.

А еще он писал пьесы, делал талантливые инсценировки известных произведений, которые до сегодняшнего дня интересуют театры страны и ставятся в некоторых с неизменным успехом. В одной из рецензий на сборник пьес Валерия Семеновского справедливо отмечалась их счастливая сценическая судьба, рассчитанность «на ту же самую любовь и страсть к литературе, которой наделен их автор». С большим успехом проходили в драматических и музыкальных театрах «Тварь» (по «Мелкому бесу» Ф. Сологуба), «Арто и его Двойник», «Любовь и смерть Зинаиды Райх», «Ловелас» (по «Бедным людям» Ф.М. Достоевского), «Возвращение в Одессу» (по «Золотому теленку» Ильфа и Петрова), «Беспечный гражданин», «Кошмарные сновидения Херсонской губернии» и другие.

В последние годы Валерий Оскарович тяжело болел, с трудом передвигался, но нередко его можно было видеть на премьерах московских театров, где он по-прежнему общался с коллегами, режиссерами, как всегда - верный своим пристрастиям и любви к делу всей жизни. И останется в памяти многих учителем и примером...

Приносим наши самые искренние соболезнования близким людям, друзьям и коллегам Валерия Оскаровича...