Новомосковск

Выпуск №4 - 114/2008, В России

Новомосковск

В конце сентября Новомосковский государственный драматический театр им. В.М.Качалина открыл свой 71-й театральный сезон двумя премьерами.

Пьесу популярного американского драматурга А. Герни «Сильвия» поставили режиссер Татьяна Орловская и художник Наталья Агарева.

На сцене кипят нешуточные страсти: милое домашнее животное вместо того, чтобы объединить супругов, заставляет их собачиться, выясняя отношения. Этот не прекращающейся конфликт становится главной движущей пружиной спектакля. Даже вмешательство психолога Лесли (В.Кинарова), помощь близкой подруги Филлис (Д.Богатова), предостережения и советы Тома (С.Мочалов) не спасают, а лишь обнажают призрачное благополучие людей, живущих в иллюзорном и жестоком мире. И все же Грег (В.Голубков), Кэйт (Н.Жданова) и Сильвия (И.Товологина) обретают семейное счастье, гармонию. Спектакль призывает к милосердию, доброте, любви.

«Человек, который платит» Ива Жамиака — известная пьеса, предлагающая актерам погрузиться в стихию игры вслед за персонажами. В спектакле заняты А. Яблонский (месье Амилькар), В. Нефедов (художник Машу), Ю. Залозная (Виржиния), М. Лагутина (Элеонора), В. Павленко (Поло), Л. Ермакова (Мелия). Режиссер Максим Казанцев и художник Фарзат Халилов образно решили пространство сцены в черно-белой гамме, что придает спектаклю стильность, масштаб и философское звучание.

Тульская область у многих ассоциируется с родиной великого русского писателя Л. Н. Толстого, 180-летие со дня рождения которого отмечалось в нынешнем году. В связи с этой датой впервые за свою историю Новомосковский театр осуществил постановку спектакля по его роману «Воскресение» (постановка и сценическая версия Дмитрия Краснова, художник Ирина Блохина).

Двухчасовой спектакль «Молитва» стал откровением на тему воскресения человеческой души. Это диалог с Богом, вызванный естественной потребностью человека, жаждущего общения с Ним, Его милости.

Начинается спектакль колокольным звоном, возвещающим православному народу благую весть, радостное событие — воскресение Христа. Церковным песнопением «Радуйтеся людия» (фрагмент хорового концерта на музыку Сарти) начинается праздничное прославление, всеобщее ликование, которое обрывается грубым криком: «Маслова, в суд!»; так хор начинает повествование, донося смысл драматической ситуации — историю любви, предательства, падения и воскресения Катюши Масловой (Е.Комендантова) и Дмитрия Нехлюдова (А.Яблонский).

В романе режиссера зацепила конфликтная ситуация с православной церковью, построение на контрастах: иконы, батюшки в заведениях, созданных для наказания людей, — эта ситуация лежит в основе инсценировки («парадокс в вере»). Человек не имеет права наказывать, лишать свободы, жизни другого человека — это божье дело. Церковный канон заглушает клятву, песнопение обрывает речь священника (М.Казанцев), обличает лжесвидетельства Картинкина (А.Солобаев), Бочковой (Н.Жданова). Честное признание Масловой выставлено на смех и всеобщее поругание.

Каждая деталь спектакля становится метафорой: подобно Иисусу, шествующему по Крестному Пути, идет партия заключенных, выстроенная квадратом, закованная в кандалы, звон цепей соединяется с молитвой «Жертва вечерняя». Многие сцены вызывают ассоциации с библейскими сюжетами: народ на каторге, сидящий на мешках, с молитвой на устах, напоминает израильтян, изгнанных вавилонским царем Навуходоносором.

К Христу обращены заступническая молитва, благодарения, прошения, смирения, пасхальный тропарь «Христос воскресе», мольбы каторжных политзаключенных (фрагмент хорового концерта на музыку П. Г. Чеснокова «Жертва вечерняя») в народном исполнении М. Лагутиной, Ю. Фалиной, Ю. Залозной.

Хор в спектакле — провидец Божьей истины, он призывает к милосердию и ведет героев этой истории по пути назидания и исправления. Хор создает эмоциональную атмосферу, по ходу событий торжественно-ликующий тон то нагнетается до трагических пределов, то меняется на созерцательный.

Графиня (В.Кинарова) и Мариетте (И.Товологина) вместе с каторжными, как фарисей и мытарь — один с гордыней, а другой со смирением, обращаются к Богу (фрагмент обиходного напева из Всенощного Бдения «Величит душа моя Господа», педагог по вокалу В. Меркулова).

Люди из народа облачены в серые длинные одеяния, увеличивающие рост, придающие движениям и жестам героев монументальность; серые платки обезличивают героев, превращая их в единую массу людей, некую субстанцию.

Декорация постановки подвижная, она трансформируется, место действия переносится из зала суда то в деревню, то в церковь, то в тюрьму, то в Петербург, потом в госпиталь, затем на каторгу. Двенадцать светильников освещают лик Христа над миром, где «истина закована за решеткой». Это большая удача художника И. Блохиной: изысканность, стильность костюмов высшего света, кажется, трудно соединяется с грубым металлом — железными решетками, стульями, железными спинками, железными кроватями, но это только на первый взгляд. Чем стремительнее действие, тем глубже проникает в сознание сила контраста: света и тьмы, плотского и духовного.

Одна из наиболее сильных и эмоциональных сцен в спектакле — драка женщин в тюрьме. Народная песня-рыдание «Ах, да не вечерняя заря спотухала» в исполнении Рыжей (М.Лагутина) звучит как отчаянный бунт, переходящий в смирение. Образ старушки Кораблевой (С.Таршис) — обаятельный, женственный, светлый; вопреки обстоятельствам, она проносит через все сцены веру в человека и его победу над самим собой и ситуацией.

В сценах суда, тюрьмы, каторги люди, убившие душу и совесть, предельно эмоциональны, грубы, агрессивны. Надзирателя в тюрьме артист В. Нефедов наделяет чувством юмора. В образе Офицера (В.Павленко) чувствуется изломанная судьба и человеческая боль. Политзаключенные социалисты представлены как живые люди, со своей правдой: Марья Павловна (Ю.Фалина) эмоционально переживает на каторге предательство любимого человека, Симонсона (М.Казанцев), — он искренен в своих чувствах, добродушен, нелеп и наивен в поступках. Цельный характер Наводворова — удачный дебют молодого артиста Д. Дашкевича.

В финале хор вновь благовествует о Христе, к Его лику обращены взоры молящихся, обремененных и страждущих людей, в который раз вопрошающих: что для меня Воскресение и каков Божий Замысел?

Вопрос исцеления героев, их воскресения остается открытым. Диалог не окончен, но режиссер верит в молитву, в ее исцеляющую силу. Свет, исходящий от Спасителя, и во тьме светел, он наполняет нас любовью и милосердием к тем, кто мучается и потерял Его пути.

Для театра прошедший сезон и минувшее лето были богаты на поездки, встречи, яркие впечатления. Новый сезон новомосковские актеры начали с хорошей «стартовой площадки»: нагрудным знаком Министерства культуры и массовых коммуникаций «За высокие достижения» отмечены режиссер-постановщик спектаклей для детей и юношества Татьяна Орловская и художник по свету Андрей Мамаев; стали лауреатами областного театрального конкурса «Триумф» Александр Новоженин (посмертно) за роль Князя  К. в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского и артистка Марина Лагутина за роль Зины в этом же спектакле.

Сегодня в театре самая напряженная пора — репетиции спектаклей, гастроли в близлежащие города и крупные поселки Алексин, Богородицк, Кимовск, Руднево, Щекино, Узловая, Ново-Львовск, в санатории и профилактории, оздоровительные лагеря и базы отдыха со спектаклями «Волшебный урожай», «Клочки по заулочкам», «Царевы очи».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.