Ясный огонь Олега Царева (Москва)

Выпуск № 5-145/2012, Лица

Ясный огонь Олега Царева (Москва)

В нынешнем году исполнится четверть века с той поры, когда в Театре на Спартаковской состоялась первая премьера - «Дорогая Елена Сергеевна» Л.Разумовской в постановке возглавившей новый коллектив Светланы Враговой. Сказать сегодня, что этот спектакль стал одним из самых громких событий тогдашней театральной Москвы - это почти ничего не сказать. Он производил эффект разорвавшегося в шаге от тебя снаряда, будоражил душу, вызывал ожесточенные дискуссии после спектакля. Надо сказать, что в этих обсуждениях принимали участие педагоги, школьники, журналисты, просто зрители, после первого же посещения нового театра понявшие, что здесь с ними будут серьезно и откровенно говорить обо всем наболевшем.

Труппа Светланы Враговой состояла из выпускников Щепкинского училища, это был последний курс Михаила Ивановича Царева, который он, можно сказать, из рук в руки передавал молодому талантливому режиссеру. Дело было рискованное, но первым же своим спектаклем Светлана Врагова доказала, что риск в ее профессии - дело не только благородное, но необходимое, когда хочешь построить свой Театр-Дом.

После «Дорогой Елены Сергеевны» сразу заговорили о молодых артистах, среди которых отмечали едва ли не в первую очередь Олега Харитонова, сыгравшего Володю как обаятельнейшего лидера класса, школьную элиту. Но это был лишь внешний слой, под которым таилось чудовище, не ведающее ничего святого, пропитанное насквозь цинизмом и душевной мертвечиной. Страшный человек! - в нем скрывалось такое многообразие натуры, что трудно было поверить: перед нами вчерашний выпускник театрального института.

Спустя 25 лет я помню этого Володю, словно видела его вчера, и, вспоминая, не могу не содрогаться от точного угадывания режиссером и артистом того типа, что воцарится в нашей реальности очень и очень скоро...

Мне посчастливилось видеть абсолютно все работы этого артиста за четверть века его служения театру, сначала носившему скромное «географическое» название, а потом переименованному в Театр «Модернъ». В память о своем учителе, в знак верности ему Олег поменял фамилию - стал Царевым, и уже под этим именем произошел невероятный творческий взлет. Сначала это был спектакль-капустник «Ищет встречи!..», где внезапно и неожиданно после первой роли блеснуло комедийное дарование артиста, затем Алик в спектакле «Видеобокспуля», совершенно не похожая на первые роли, а потом, когда театр сменил не только название, но нашел свою, глубоко самобытную эстетику и, можно смело сказать, возродил на сценических подмостках стиль модерн, Олег Царев оказался как будто рожденным для этого стиля, этой эстетики - существование в различных, порой полярных ипостасях в пределах одного спектакля, та удивительная харизма, которая притягивает к артисту зрителей независимо от возраста и пола - все это и было одной из отличительных черт русского модерна, глубоко прочувствованного и воплощенного на сцене Светланой Враговой.

Но этой новой эстетике предшествовала еще одна работа Олега Царева, которая, как и его образ в «Дорогой Елене Сергеевне», и сегодня, спустя десятилетия, вызывает какой-то мистический ужас у тех, кому довелось видеть спектакль «Расплюевские веселые дни» А.В.Сухово-Кобылина. Царев сыграл в этом спектакле генерала Варравина - прожженного негодяя, взяточника и подлеца. Но для Светланы Враговой, прочитавшей одной из первых Трилогию драматурга как русский абсурд, на сто с лишним лет опередивший свое время, и как сочинение философа, каковым Александр Васильевич Сухово-Кобылин был и по образованию, и по природной склонности, необычайно важно было подчеркнуть не только острую современность, но и «мистику несовпадения», которая стала пронзительным совпадением спустя долгие десятилетия, - предугаданность, предупреждение, своего рода антиутопию. И здесь от молодого артиста потребовалось очень многое - и внутренняя пластика, и резкие переходы состояний, и тот «вампиризм», что проявлялся совершенно непостижимым образом: в спектакле было несколько моментов, когда Варравин медленно поднимал взгляд от пола, и глаза его были налиты кровью. Зрители замирали от непонимания, как это происходит, и от ужаса, что перед ними «вуйдалак, мцырь, упырь» отнюдь не в преувеличенном восприятии прочих персонажей, а по сути, всерьез...

Уже тогда было ясно, что Олег Царев - артист во многом уникальный: ему по силам и трагедия, и комедия, и фарс, и многоплановость, и яркая актерская палитра.

И в полной мере этой актерской многогранности суждено было раскрыться и заиграть всеми красками в пространстве новой эстетики театра «Модернъ». Здесь Олег Царев сыграл Сибилева в «Катерине Ивановне» Леонида Андреева, Мужа в «Счастливом событии» Славомира Мрожека, полковника Субботина в «Петле» Рустама Ибрагимбекова и Олега в «Старом доме» Алексея Казанцева. Я называю только крупные, значительные работы артиста, хотя за эти годы он играл и в детских спектаклях, был ассистентом Светланы Враговой в постановке спектакля по «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери и сыграл в нем несколько ролей, из которых мне запомнился более других Честолюбец, забавный для детей и жалкий для взрослых человек, состоящий из сплошных амбиций и не понимающий, насколько он смешон. Но ведь - необычайно современен...

Когда-то Александр Петрович Свободин в своей замечательной рецензии на спектакль «Катерина Ивановна» говорил о «трех интерьерах», но если сосредоточиться на актерских работах (и в первую очередь, на Сибилеве Олега Царева), можно смело говорить о трех внутренних состояниях, о трех характерах в пределах одного. Три акта пьесы Леонида Андреева сыграны Царевым как путь человека - от неукротимой и беспочвенной ревности, через медленное и мучительное осознание того, что это именно он толкнул свою жену к пороку, до абсолютной разочарованности в семейных ценностях и ужасу перед засосавшим и его, словно болото, пороком...

Те же различные, почти полярные состояния различаем мы и в Муже из притчи Славомира Мрожека - Светлана Врагова, к счастью, восстановила недавно этот потрясающий до самого донышка души спектакль, который перестал существовать в афише театра после смерти неузнаваемого, поистине трагического Спартака Мишулина, игравшего в нем Генерала. Теперь, когда спектакль «Счастливое событие» вернулся на подмостки театра «Модернъ», невероятно интересно следить, насколько вырос профессионально за эти годы Олег Царев. В том, первом варианте его персонаж был восторженным и как будто все время парящим над землей мальчиком-мужем, послушным своему грозному отцу, легко сдающим все позиции перед лицом даже кажущейся опасности. Сегодня Олег Царев играет вполне зрелого мужчину - соглашателя, конформиста, человека, предпочитающего с комфортом существовать в вымышленном мире, но, если кто-то покушается на его покой и удобства, он сдается уже совсем не так легко - внутреннее раздражение, несогласие, робкие попытки противостоять просыпаются в его душе, но ... вновь благополучно засыпают. Затем мы видим его счастливым Отцом, искренне считающим, что с рождением сына он обрел вожделенную свободу и независимость в семье, а значит - и в обществе. А в последнем действии перед нами раздавленный, сдавшийся, постаревший человек, который осознал, что породил чудовище. И от осознания этого он как будто горбится, хочет уменьшиться, очень медленно понимая, что Зло приходит в мир от нашего равнодушия и мотылькового порхания по жизни в поисках комфорта и уюта...

Признаюсь, что полковник Субботин из «Петли» Рустама Ибрагимбекова - любимый мой персонаж в галерее персонажей, сыгранных Олегом Царевым. Русский офицер, эмигрант, некогда принимавший участие в убийстве Распутина, человек, обладающий чувством собственного достоинства, высоким патриотизмом, неистребимым желанием помочь своей Родине, любой ценой освободив ее от гнета большевиков, мужественный и сильный - словом, наделенный всеми теми немодными ныне качествами, по которым мы и отличаем подлинную личность. Олег Царев играет эту роль, как кажется, на пределе эмоциональных сил. Романс, который он поет себе самому в парижской мансарде, куда забросила его судьба, воспринимается как его собственное, глубоко выстраданное произведение: «Мы Отечества не выбираем, потому что Отечество в нас...» И оно - в нем, в этом удивительном человеке, глядя на которого, всеми силами сочувствуя которому, мы проникаемся чувством собственной вины перед той волной русской эмиграции, которая была вытолкана своей страной в неведомое. И они жили там, молясь о России, стремясь вернуться и освободить ее, веря в нее...

Одной из последних по времени ролей Олега Царева стала роль Олега в спектакле «Старый дом», который Светлана Врагова поставила на редкость изобретательно и сильно, резко противопоставив два акта, как существование персонажей в густом и терпком быте и в аромате надбытности, где все они оказались, пережив испытания самого разного рода. В первом акте Олег Царев предстает мальчиком, заканчивающим школу и совершающим первое в своей жизни предательство. Во втором - он зрелый мужчина, вернувшийся в старый дом, где прошло его детство и где осталось то лучшее, что было, как оказалось, в его жизни. Но ничего нельзя повернуть вспять, жизнь пишет все малые и большие события набело, без черновиков, и остается горькая сладость или сладкая горечь потерянного счастья - ничего больше.

Царев играет сильно, горячо. Его Олег проходит тяжкий путь познания и осознания, а это всегда драматично. И в копилке его актерского опыта подобных ролей еще не было... Что же будет следующим? Каким мы увидим Олега Царева, выросшего за четверть века в яркого и чрезвычайно интересного артиста? Будем ждать. Но надежда... надежда есть.

В спектакле «Старый дом», спрятавшись на чердаке и «обживая его», юные герои поют песню Булата Окуджавы «На ясный огонь». Как известно, она заканчивается словами: «Ты что потерял, моя радость», - кричу я ему. А он отвечает: «Ах, если б я знал это сам...»

Дорога Олега Царева протяженностью в четверть века упрямо и неуклонно ведет «на ясный огонь», который когда-то зажгла и бережно поддерживает Светлана Врагова.

P.S. 19 января Олегу Цареву исполнилось 50 лет. Редакция поздравляет юбиляра!

 

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

 

«Мы хотели говорить правду со сцены...»

- Олег Германович, вы - выпускник Щепкинского училища, ученик Михаила Ивановича Царева, что главное вам дал педагог?

- Мы, ученики Михаила Ивановича, всегда старались следовать его примеру, равняться на него. Он говорил нам, что в профессии самое важное - это упорство. Только благодаря упорству и труду можно достичь нужного результата в работе над ролью, над спектаклем.

- Актерская судьба непроста, как начинался ваш творческий путь?

- Мой творческий путь начался очень просто - спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» Светланы Александровны Враговой. С этой постановки стал формироваться наш театр. В спектакле принимали участие всего пять человек с нашего курса. Тогда нас нельзя было назвать коллективом единомышленников. Но нас объединила Светлана Александровна - мы ей поверили и пошли за ней, как за Жанной Д'Арк. На тот момент не стояло задачи создать театр новой формации, мы просто хотели говорить правду со сцены. Правда, истина - эти понятия были самыми главными для нас.

- У вас была роль Володи и, наверное, его нельзя было сыграть без осознания современного процесса и понимания человеческой гнусности. Насколько тяжело давалась работа?

- Подготовительный период длился около года. Мы наблюдали за школьниками: смотрели, как они себя ведут, как общаются между собой, разговаривали с ними. Мы пытались понять, какие они - современные ученики. В результате получилась глубокая, серьезная постановка. Артисты со сцены без налета актерских штампов, без театральщины выражали свои подлинные мысли и чувства. В этом спектакле было очень много импровизации и не было притворства. Текст Людмилы Разумовской мы со Светланой Александровной разбирали, вникали в его суть, домысливали. Удалось достичь такого уровня подлинности, что люди, сидевшие в зале, не понимали, где они находятся - в театре или в соседней квартире. Спектакль стал остросоциальным высказыванием.

- Потом театр обрел новое направление и эстетические позиции с появлением постановки Светланы Александровны Враговой «Катерина Ивановна» по Леониду Андрееву. Что значила для вас эта перемена?

- Очень тяжело было переходить от гиперреализма к модерну. Было много работы, была изучена масса документов, фотографий. И родился новый стиль, который также можно назвать ретро-авангардом. Я попытаюсь рассказать о своем эмоциональном восприятии стиля. Модерн - это пик, точка высочайшего напряжения. Здесь кажется, что красота может легко превратиться в уродство. Грань между красотой и уродством - этими словами можно описать стиль модерн. Помните, на фронтоне МХТ имени А.П.Чехова изображен пловец в океане. Там запечатлен тот момент, когда волна вот-вот обрушится на человека и неизвестно, останется ли он жив или пойдет ко дну. Эта страшная, трагическая неизвестность - направление, которым мы занимаемся.

- В спектакле «Катерина Ивановна», который имеет огромный успех и сегодня, у вас сложная психологическая роль. Как вам удается играть каждого вашего персонажа как тип современного героя?

- Просто надо идти в ногу со временем и научиться слышать голос времени. Я могу рассказать историю, которая сильно повлияла на мое мировосприятие. Владимиру Семеновичу Высоцкому удавалось быть современным и актуальным для каждого человека любого поколения. Однажды к нему в гости пришел Андрей Вознесенский. Владимир Семенович сидел за столом напротив белой стены, на полную громкость был включен телевизор. А он сидел и что-то писал. Вознесенский спросил у него: «Как ты можешь творить в шуме, это же невыносимо! Я всегда уединяюсь и сижу в тишине». На что Владимир Семенович резонно ответил: «Я должен слышать ритм своего времени». Думаю, каждый художник должен слышать этот ритм и стараться его выразить.

- Почему публике неизменно важен и интересен спектакль «Катерина Ивановна»?

- Отношения между мужчиной и женщиной всегда будут интересны публике. И эта проблематика всегда будет важна для людей. В спектакле нет политического высказывания, есть лишь человеческие чувства. «Катерина Ивановна» - трагедия, которая актуальна.

- В спектакле «Петля» вы играете полковника Субботина. В финале зал аплодирует стоя. Как Светлана Александровна проводила репетиции? Как получилось создать столь патриотический спектакль?

- Тут хочется сказать словами Анны Ахматовой: «Когда б вы знали из какого сора растут...» Все это растет... Многое было заложено Рустамом Ибрагимовичем Ибрагимбековым, автором пьесы и режиссером. Многое было заложено Светланой Александровной, которая ставила спектакль и работала с нами. Да и мне важно было сказать молодому поколению, современной молодежи, что нельзя забывать о таких понятиях, как честь, доблесть, которые сегодня нивелируются. Грустно думать о том, как сейчас воспринимают военных, людей, которые защищают нашу страну. Светлана Александровна говорила с нами о потерянном поколении офицерства, изгнанном из России. Мой герой, полковник Субботин, участвовал в убийстве Распутина и на протяжении всей оставшейся жизни мучался этим. Его предысторию можно найти в мемуарах Юсупова, поскольку у Субботина есть реальный прототип, поручик Сухотин, который действительно участвовал в убийстве Распутина. Но участвовал косвенно. Сухотин и пальцем не прикоснулся к нему. Он мучается единственно от того, что после убийства взял шубу Распутина, шапку, сел в машину и сделал вид, что он Распутин. После ему пришлось покинуть Россию, свою Родину. Страна сильно изменилась, и Субботин никогда не сможет вернуться, никогда не сможет начать жить по-другому. Работа над спектаклем шла достаточно тяжело и трагично.

- Важной премьерой театра «Модернъ» стал спектакль «Счастливое событие» в постановке Светланы Александровны Враговой. Вы играли в первой версии спектакля и играете сейчас роль Мужа. Вначале роль Генерала исполнял Спартак Мишулин. Есть различия во взаимодействии с новым исполнителем Валерием Золотухиным, может, благодаря ему появились новые краски и в вашей роли?

- Безусловно. Это два совершенно разных спектакля - тот, что был выпущен в 98-м году и который появился в 2010-м. Это абсолютно две разных постановки. Мы существуем, живем уже в другой стране, изменились отношения между людьми, и, конечно, каждый новый актер, тем более такого высокого уровня, как Спартак Васильевич или Валерий Сергеевич, вносит свои коррективы. Валерий Сергеевич - прежде всего, артист блестящей «Таганки», которая всегда отличалась своим социальным взглядом на мир. Его Генерал - мудрец, он жесток по отношению к современности, он осмысляет трагичность исторического процесса. Меня порой пугает реакция зрителей, которые действительно понимают, что спектакль про сегодняшний день...

- Следующий сезон для театра «Модернъ» юбилейный. Расскажите о ваших будущих ролях и планах.

  • Мои планы, поскольку я - актер, зависят целиком от художественного руководителя театра. Светлана Александровна заявила на 25-й сезон постановку гениальной пьесы Леонида Андреева «Собачий вальс». Я мечтаю о роли Генриха Тилле уже много лет. И я надеюсь, что у меня хватит таланта соответствовать замыслу моего режиссера.

Беседовала Анна КИСЕЛЕВА

Фото предоставлены театром «Модернъ»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.