Театр кукол - это счастье / Лариса Шаймулина ( Благовещенск-на-Амуре)

Выпуск № 5-145/2012, Лица

Театр кукол - это счастье / Лариса Шаймулина ( Благовещенск-на-Амуре)

Заслуженная артистка России, актриса Амурского театра кукол Лариса ШАЙМУЛИНА отметила своеобразный юбилей: 25 лет творческой деятельности. Поздравляя Ларису Робертовну, коллеги особо отмечали, что всю свою энергию, весь талант актера-кукловода она отдала одному театру, снискав заслуженную любовь, уважение и восхищение нескольких поколений юных зрителей и товарищей-коллег.

Лариса окончила театральное отделение Дальневосточного института искусств (сейчас - академия) во Владивостоке. С дипломом актрисы драматического театра и кино она приехала в Благовещенск и заявила довольно самоуверенно в отделе культуры: «Я у вас временно». До сих пор она вспоминает, как улыбались руководители культуры, слушая молодого специалиста: будто знали, что Благовещенск станет для Ларисы родным городом.

На работу ее определили в театр кукол «Амурчонок», и она попала сразу на гастроли - не было времени ни осмотреться, ни возмутиться. Ей досталась роль Свиньи в спектакле «Кошкин дом».

«Вначале показалось - это не мое, - вспоминает Лариса. - Вот драма, думала я, это серьезно, а куклы...»

Но вдруг ей вспомнилось, как однажды в институте набирали группу студентов на специальность «Актер театра кукол» и Оля Романова из Магадана так отлично показала себя на экзаменах, что ей предложили поступить в драматическую группу, а она отказалась. Почему? Чем так притягивали ее куклы? А потом ей вспомнился яркий момент из детства, когда в Малиновку Бурейского района приехал кукольный театр: какое это было чудо и какое счастье!

- В драме замечательно, потому что прямой диалог со зрителем, отдача непосредственная, там легче передать эмоции и энергетику, потому что ты открыт перед зрителями. В куклах ты за ширмой, а то и ниже уровня сцены. Какую мощную волну должен ты посылать, чтобы зрители поверили тебе, твоему персонажу, твоей кукле! Ты - залу отдаешь энергию, взамен зал отдает тебе: слабую отдаешь, взамен получаешь или еще слабее, или никакую, если колоссальный посыл сделал, пусть волнами, но отдача приходит и достигает тебя.

- От чего же вы заряжаетесь?

- С подпиткой трудно. Я стараюсь получать ее всегда и везде, где только можно. Солнце на улице - замечательно! Плохая, плачущая погода - рада и ей. Хорошие фильмы, общение с друзьями, шитье (очень люблю это занятие), отдых в Хэйхе (нравится туда ездить в одиночестве) - от всего заряжаюсь энергией, которая потом так нужна мне в спектаклях.

На традиционный вопрос о любимой роли Лариса ответила не задумываясь:

- Роли - они же, как дети. Каждого любишь, хотя все они разные. Одна дорога, потому что долго не получалась, а потом получилась. Это Мамка-нянька в сказке «Иван-царевич и Серый волк». Другая технически трудная роль, а пошла как по маслу. Например, мадам Дердидас из спектакля «Цирк «Шардам».

Третья роль маленькая, но осталась в памяти, потому что с нею пришлось помучиться. В спектакле «Слоненок, или Что такое крокодил» я играю Бегемотиху и Попугаиху. Бегемотиха сразу показала характер: кукла тяжелая, громоздкая, голос должен быть грудной. А Попугаиха - полная противоположность: нервная, шумная, крикливая. По сюжету Слоненок идет искать реку и топает, а Попугаиха беспокоится за своих птенцов и кричит: «Караул! Землетрясение!» Слоненок спрашивает: «Как пройти?» Она кричит: «Прямо, прямо, через лес!» Ну, как тут играть? Петр Александрович Козец, режиссер спектакля, говорит: «Вспомни себя как взбалмошную, заполошную мамашу». А я все никак не могу найти правильный тембр, ритм, интонацию. И на репетиции пробую варианты, и дома. И вот как-то ранним утром еду в театр. Вдруг замечаю, что все пассажиры автобуса смотрят на меня. Ничего не понимаю. Оказалось, я репетирую в голос. Сначала бубнила потихоньку, а потом на весь салон: «Караул! Землетрясение!» Да еще нечеловеческим голосом. Представляю, что подумали пассажиры!

 

А по ходу спектакля Попугаиха еще мечется, машет крыльями, ударяется о Слоненка (хорошо, что Лариса в автобусе только голосом репетировала): три секунды, а эмоций выплескивается столько, что человеку более спокойной профессии на сутки хватит.

Был момент, когда Ларису приглашали на работу в драмтеатр, но к тому времени она уже попала под невероятное очарование и волшебство кукольного театра и поняла, что это ее стезя.

- Театр кукол - это счастье. Твоя работа адресована детворе, и уже поэтому каждый спектакль востребован на сто процентов.

А еще здесь нет борьбы за главные роли, которая идет постоянно в драме или в кино. Вот в спектакле «По щучьему велению» Лариса играет Несмеяну, Лису, Солдата, Щуку. У каждой куклы свои особенности, у каждого персонажа свой характер и свой голос. Несмеяна - принцесса властная и капризная, Лиса хитрая, Солдат говорит как рубит. А Щука - вообще рыба и не говорит по определению... Какой у нее должен быть голос? Он волшебный, сказочный, он проникает в тебя и обволакивает, аж до мурашек. Когда Лариса по моей просьбе в гримерке, где мы беседовали, продемонстрировала, как говорит ее голосом Щука, стало не по себе: показалось, будто не актриса, а волшебница стояла передо мною. Хотя так и есть, ведь она умеет оживлять кукол!

- Лариса, что бы вы сказали молодому, начинающему актеру?

- Я бы сказала каждому: нужно быть трудолюбивым, тогда, если не боишься работы, все будет нормально даже в ненормальных условиях. Ну а конкретно актеру нужно знать: для работы в театре, кроме трудолюбия, нужно еще призвание. Если его нет, ничто здесь не удержит.

А если есть, 25 лет пролетят как один день.

«Лариса Шаймулина - ведущая актриса в самом расцвете сил и возможностей, - говорит о ней главный режиссер театра Петр Козец. - Она - Мастер. Хорошо владеет куклами всех систем, не боится кукол и к каждой у нее свой подход. Лариса великолепно сделала мадам Дердидас в спектакле «Цирк «Шардам». Очень хорошо играет роль Шапокляк в «Чебурашке»: она сделала старушку нестандартно, нетрафаретно, наделила ее отрицательным обаянием. Лариса - актриса, которая может работать и живым планом, и по законам сцены кукольного театра. Сегодня ей по силам все: и лирическую героиню сыграет, как сиротку Дашеньку в «Морозко», и стерву - одну из сестер в «Золушке», и Снежную королеву живьем исполнит».

Став двадцать пять лет назад актрисой-кукловодом, Лариса Шаймулина в своей работе придерживается убеждения: театр - это место, где с детьми говорят о добром и вечном на понятном для них языке сказки. И еще...

- У меня есть возможность помочь этому миру стать добрее, - считает она. - Кукольный театр - это моя стезя: здесь много труда и много радости, которую мы дарим зрителям.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.