Театр как подиум / "Пуаре - король моды" в Государственном историко-культурном музее-заповеднике "Московский Кремль"

Выпуск № 5-145/2012, Выставка

Театр как подиум / "Пуаре - король моды" в Государственном историко-культурном музее-заповеднике "Московский Кремль"

Выставка «Пуаре - король моды» разместилась сразу на двух площадках Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» (Одностолпная палата Патриаршего дворца и Выставочный зал Успенской Звонницы). Экспонаты предоставили Музей Гальера - Парижский городской музей моды (Франция), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Международный музей парфюмерии (Грас, Франция), Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Историческая библиотека и Библиотека иностранной литературы (Москва). Музей Гальера, насчитывающий 90 костюмов модельера, представил на выставке - десять, а из коллекции аксессуаров - 14 предметов.

Именно Поль Пуаре совершил революцию в мире моды, введя в обиход одежду свободного кроя и навсегда упразднив дамские корсеты и нижние юбки. Сегодняшнюю фэшн-индустрию просто невозможно себе представить без еще одного его изобретения - дефиле (один из первых использовал для демонстрации моделей живых манекенщиц). Ставший почти символом belle ?poque - яркой эпохи с конца XIX века и до начала Первой мировой войны - Пуаре применял маркетинговую тактику («общий стиль жизни»), которая в модной индустрии принесла ему славу «императора парижской моды»: впервые им была выпущена под своим именем линия косметики и духов, коллекция предметов интерьера и фирменных упаковок для изделий. Он первый использовал ориентальные мотивы - кимоно, персидские манные рукава, завышенную и заниженную талию. Даже короткую стрижку в начале ХХ века сделала его первая манекенщица (и жена) Дениза Буле. Всегда первый... Неудивительно, что феномен Пуаре ставят в один ряд с «Венским Сецессионом» и «Русским балетом Дягилева».

Формально приуроченная к 100-летию визита кутюрье в Москву и Санкт-Петербург (октябрь 1911), выставка отражает творческий путь мастера, начиная с ранних работ в модных Домах Дусе и Ворта и заканчивая моделями в стиле Ар Деко: дамские наряды, аксессуары, головные уборы, обувь, парфюмерия, модные иллюстрации, гравюры, счета, архивные фотодокументы - более 150 экспонатов...

Поль Пуаре (1879-1944) родился на улице Дез-Экю в Париже в семье торговца шерстяными тканями. С десяти лет экспериментировал с лепестками цветов в бабушкином саду в Биланкуре, пытаясь создать из них ароматы и красители. Обучаясь в школе Массийон (1891-1895), проявил художественные наклонности - играл на скрипке, рисовал эскизы и карикатуры. В 1896 году, получив степень бакалавра, поступил по настоянию отца в ученики к производителю зонтов. Спустя год Поль, получив в подарок от сестер куклу-манекен, создает свои первые модели платьев. Его эскизы покупают мадам Шерюи - директор модного дома сестер Раудниц, владельцы модных домов Пакен и Редферни, Ворт и Руфф.

Путь Поля Пуаре на Олимп моды начался в 1898 году в Доме Жака Дусе, у которого юноша научился бизнес-стратегии, включавшей покровительство актрисам, рекламировавшим его модели как на сцене, так и вне ее, воздействуя на моду. (В начале XX века специальных подиумов не существовало и площадкой для введения в обиход просторных и экзотических нарядов стали любимые Полем Пуаре театральные подмостки.) За несколько лет ему удалось создать имевшие оглушительный успех сценические костюмы для самых знаменитых актрис своего времени. Настоящую славу Пуаре приносят созданные им манто для актрисы Габриель Жанар к спектаклю «Заза» и костюмы для Сары Бернар к спектаклю «Орленок», в котором 56-летняя актриса блистала в роли юного сына Наполеона I.

В 1903 году он открывает собственное ателье, переманив лучшую портниху из Дома Пакен. А театр? Театр стал для него не только источником вдохновения, смелых полетов фантазии, но и давал ему возможность, переломив сложившиеся стереотипы, внедрить в моду самые авангардные и необычные модели через сценические костюмы. По утверждению Эрте, перед Первой мировой войной Пуаре был единственным парижским кутюрье, имевшим особую мастерскую, которая специализировалась на дизайне театральных костюмов.

В 1910 году он создал для ведущей актрисы театра «Варьете» Евы Лавальер сценические костюмы к комедии «Священный лес», а также ее личный гардероб, который задал тон моде этого сезона. Это был период, когда модельер часто «посылал свои платья в разные театры, даже не зная, для чего они предназначены». Вместе с художником Дюнуайе де Сегонзаком он триумфально оформил постановку «Навуходоносор» (1911). Наибольший восторг публики и прессы вызвало розовое, отделанное золотом облачение актера Эдуара де Макса. Одновременно Пуаре вводит в моду «гаремную юбку» (юбка-брюки, платье-панталоны), которую в качестве сценического костюма представила актриса мадемуазель Йан в имевшей колоссальный успех комедии «С улыбкой».

19 марта 1913 года в парижском театре «Ренессанс» состоялась премьера исторической драмы «Минарет» по пьесе Жака Ришпена. Пьеса была написана для директора и ведущей актрисы театра Коры Лапарсери, которая исполняла главную роль - Мирием. Декорации создавались под руководством Пуаре Эженом Ронсеном. В качестве дизайнеров костюмов, выполненных в модном Доме Пуаре, выступали два молодых девятнадцатилетних художника - испанец Хосе Замора (1890-1971) и российский подданный Роман Тыртов, известный впоследствии под псевдонимом Эрте.

Первый акт «Минарета» был решен в синем и зеленом тонах, второй - в красном и фиолетовом с добавлением черного и золотого, третий акт усиливал эмоциональное воздействие спектакля на зрителей посредством сочетания лишь двух цветов - черного и белого, подчеркнутых жемчугом и бриллиантами. Все костюмы были настолько оригинальны, гротескны и остроумны, что на премьере публика то и дело прерывала спектакль аплодисментами, адресованными Пуаре. Наряды, в которых появлялась на сцене Кора Лапарсери, обсуждал весь Париж. Кутюрье закрепил этот триумфальный успех, включив элементы стиля «минарет» (туники-«абажур», шаровары, собранные у щиколотки, изысканные тюрбаны) в свою новую коллекцию.

В «Минарете» были заняты известные актеры, в том числе Гарри Бор. По предложению одного из самых успешных парижских антрепренеров Габриэля Астрюка (именно он спонсировал первые выступления «Русских балетов» на Западе) в рекламных целях на юбилейное 50-е представление Лапарсери наняла популярнейшую исполнительницу восточных танцев Мату Хари. Так костюм для брачного пира в III акте «Минарета» оказался предназначен и для этой легендарной женщины.

В конце этого же года (30.12.1913) в театре «Ренессанс» состоялась еще одна премьера - спектакль «Танго» по пьесе Жана Ришпена, где Пуаре разработал костюмы. Предложенные им цветовые сочетания для постановки стали хитом весеннего сезона 1914 года, а особый оттенок оранжевого цвета вошел в историю моды как «цвет танго». Затем последовала работа над костюмами к спектаклю «Афродита» (премьера - 02.03.1914) по роману Пьера Луи. Вместо привычных шелка и бархата был использован легко поддающийся драпировке хлопчатобумажный и шерстяной креп, ранее не применявшийся для создания театральных костюмов. Индивидуальность главных героев Пуаре подчеркивал, выделяя их с помощью цветопластики. Так, в I акте во время массовой сцены героиня появлялась в ослепительно белом одеянии, контрастно оттеняя ярко-красные одежды остальных актеров. Атмосферу чувственной роскоши в сцене оргии Пуаре дополнил пурпурными и бледно-розовыми женскими костюмами. В утреннее изнеможение и усталость после оргии он ненавязчиво вносил оттенки серого, а печальный финал усиливал при помощи розово-лилового и синего цветов.

Находясь на службе в армии во время Первой мировой войны, Пуаре продолжал активно сотрудничать с театрами. Он создает сценические костюмы для французских актрис Андре Спинелли, Сары Рафаль и Ирен Касл к шоу «Мисс 1917» в нью-йоркском театре «Варьетте», а также экстравагантные наряды в средневековом стиле к комедии по пьесе Рипа «Plus qa change'» с участием Спинелли и Рэмю, будущей звезды французского кинематографа. Удачными были признаны и созданные им костюмы в восточном стиле для музыкальной комедии «Афгар» (1918), которая в течение трех лет с успехом шла в Лондоне. По окончании войны он работал над костюмами для «Принца из Отрека» с актером Эдуаром де Максом в главной роли и для Андре Спинелли к комедии «Геркулес в Париже» (1919), а также для бродвейских мюзиклов «Цветок апельсина», «Банч и Джуди» (1922) и «Капризная Золушка» (1925). В 1921 году кутюрье ввел в моду испанский стиль в связи с костюмами, созданными им к спектаклю «Мужчина с розой» - истории о Дон Жуане.

Пуаре одевал танцовщиц из кордебалета и к нему часто обращались с предложениями оформить ревю. Так, для номера «Духи гарема» в «Казино де Пари» им были разработаны костюмы в виде флаконов для духов в затейливых упаковках. Темой «пленившего Париж» ревю «Вог» (1922) были игры, и Пуаре с помощью костюмов превратил танцовщиц в шашки, шахматные фигуры, игральные карты и домино. III акт ревю, в котором действие происходило в лавке торговца древностями, привел зрителей в восторг: танцовщицы предстали в виде произведений искусства. Особенно выделялся костюм «Венецианское стекло», выполненный «в манере Лонги: треуголка из черного бархата, белая маска из лайки, лиф из кружева шантильи и широкая юбка из черного бархата. Маску сопровождал влюбленный танцор в газовом костюме, усыпанном жемчужинами».

Увлечение Пуаре театром нашло яркое отражение в стилистике представлений, которые он устраивал в своем особняке XVIII века на авеню д'Антен. На самое известное из них «Тысяча вторая ночь, или Торжество по-персидски» (24.06.1911) было приглашено 300 гостей (преимущественно художников и меценатов) с предложением одеться в «восточные» костюмы. Скорее всего, это представление проходило под воздействием работ Льва Бакста для «Шехерезады» (1910), на премьере которой кутюрье присутствовал в Париже. В одном из салонов на разноцветных шитых подушках восседал великий трагик Эдуар де Макс, рассказывающий окружавшей его толпе слушателей сказки из «Тысячи и одной ночи». В глубине сада на троне восседал сам Пуаре в образе султана с белой бородой и хлыстом в руке, чтобы затем в окружении своего «гарема» проследовать к золотой клетке - там находилась любимая жена султана (супруга Пуаре Дениза) - и даровать ей свободу. Вечер завершился экзотическими танцами (одной из исполнительниц была русская балерина Наталья Труханова) и салютом, напугавшим животных, которые, порвав цепи, разбежались по всему Парижу.

С 1911 по 1917 год Поль Пуаре арендовал павильон Бютар - бывший охотничий домик Людовика XV в Ла-Сель-Сен-Клу рядом с Версальским парком, в котором устроил вечер под названием «Праздник Бахуса» (20.06.1912), вдохновленный пасторалью Люлли «Праздник Амура и Бахуса». Пуаре писал впоследствии в своих мемуарах: «Каждый из моих гостей должен был представлять какого-нибудь персонажа из мифологии...». «Праздник Бахуса» предваряли музыка Рамо, Люлли, Генделя, струнный квартет «Бютар», сочиненный Бернаром Ноденом, и балет Караваджо. Собственно спектакль, включавший шестнадцать эпизодов, составлял центральное событие вечера. Представление завершалось менуэтом «Мещанин во дворянстве».

До наших дней сохранились костюмы, в которых в тот вечер были Поль и Дениза Пуаре: это две туники в античном стиле, одна из них дополненная париком из крученой золотой нити, другая - венком с листьями из тафты и желудями из позолоченного стекла. В этих костюмах они сфотографировались в хорошо продуманных позах с поднятыми руками, где Дениза напоминала вакханку. На представлении «Праздника Бахуса» присутствовала и Айседора Дункан, которая «держалась рядом с хозяином дома. Возбужденная вином и великолепием спектакля, а также своей популярностью в этой артистической среде, она поднялась на крыльцо, служившее сценой, велела играть арию Баха и стала танцевать; это было незабываемо. Юпитер [Поль Пуаре] не мог удержаться от того, чтобы присоединиться к этой игре, и танцевал, как бог. Это была какая-то исступленная импровизация, длившаяся всего одно мгновение...».

Мгновения Игры, Фантазии, Сцены длились для Поля Пуаре почти четверть века. И каждый раз его Театр, спустившись с подмостков, тут же возносился над толпой уже в роли Моды.


Фотоматериалы предоставлены Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.