Юбилей Дмитрия Киржеманова ( Томск)

Выпуск № 5-145/2012, Юбилей

Юбилей Дмитрия Киржеманова ( Томск)

В Томском областном театре драмы состоялся бенефис народного артиста России Дмитрия Киржеманова в связи с его 70-летием. 36 лет служит он томской сцене. А перед этим сменил двенадцать театров, в том числе ушел и из Московского театра им. А.Н.Островского, и из Питерского театра им. Ленсовета. И не потому, что «не прошел». Столичные театры втягивали в суету, которая претила артисту. В провинции не всегда удавалась вписаться в труппу, не совпадало творческое кредо, мировоззрение. Не раз Киржеманов резко выступал против несправедливости руководства театров... С Томском он совпал.

На зрителей всегда магнетически действует его энергетика, обаяние. Играл ли он слесаря Егорова в «Превышении власти», Кулигина в «Грозе», Войницкого в «Дяде Ване», Инвалида в «Эшелоне», Юсова в «Доходном месте», не говоря уже о Фоме Опискине или Князе Гавриле - всегда и всюду, даже в проходных ролях, ощущается то, чем дышит его собственная душа, - судьба народная. Особенно долго и счастливо жил он с Гловом-старшим из «Игроков», с Николаем из спектакля «Верую», а в «На дне» играл Актера и Луку - в разные годы и в разных постановках, но на одной сцене.

«Первыми сюжетами» в старину называли ведущих артистов. Это словосочетание можно встретить у Островского, в пьесах которого Киржеманов играл много и успешно. Особо обаятелен в своем безобразии был артист Шмага в «Без вины виноватых» с его знаменитым девизом: «Мы артисты. Наше место - в буфете». Нет смысла перечислять огромное количество превосходных ролей, которые сыграл он в театре - причем с огромной амплитудой - от романтических героев, до подлых манипуляторов, от благородных интеллигентов до бойцов с бандитскими замашками. Дим Димыч - так зовут его друзья и коллеги - прекрасный партнер и надежный друг. Несметное число раз приходил он на помощь - кого-то укладывал в больницы, кому-то помогал в ремонте катера или строительстве бани, бессчетно ссужал деньгами без отдачи, хотя финансовые возможности актера и возможностями-то назвать язык не поворачивается. Он постоянно ездил в тюрьму с передачами к неудачливому фермеру, с которым познакомился в северных поездках. Здесь была и его извечная готовность к благотворительности, но еще и не досужее любопытству к миру, который ему недоступен. А уж когда Дим Димыча укладывали в «раковый корпус» и делали операцию, он был бесконечно азартен в освоении этого совсем нового для себя материала. Не вру. Не преувеличиваю.

А потом из этого своего знания, из этой внутренней копилки вытаскивает и предъявляет нам типы, проявления, характеры, а также походки, повадки... В молодости у него с приятелем была такая игра. Участвуя в массовках, они делали друг другу гримы, на которые можно было взглянуть только перед самым выходом на сцену. И обнаружить, что превратился в плюгавого старикашку или в знойного красавца. И тут же «обыграть» этот портрет. То есть существовать в манере предложенного персонажа. Хулиганство, конечно, но актерское и развивающее.

Особая статья - его страсть к путешествиям, причем к тем, которые теперь называют экстремальными: сплаву на плотах и лодках, освоению новых сибирских маршрутов. К этому естественно присовокупляется его умение делать почти всю простую мужскую работу...

Он награждался премиями областного конкурса «Маска» и фестиваля «Премьеры сезона», не раз получал звание «Любимца публики», губернаторские грамоты...

Обо всем этом говорили многочисленные гости бенефиса, среди которых были коллеги из других театров, а также лирики, физики, медики - всех не перечислишь. Но прежде чем услышать слова любви и уважения, получить цветы и подарки, услышать песни и стихи, бенефициант выступил в заглавной роли в спектакле «Старик» Максима Горького, специально поставленного к этому событию.


Фото Сергея Захарова

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.