Киров. Исповедь как попытка

Выпуск № 6-146/2012, В России

Киров. Исповедь как попытка

Свой юбилейный 135-й сезон Кировский драматический театр открыл премьерой спектакля «Соврешь-умрешь» по пьесе Юрия Полякова «Одноклассники» в постановке художественного руководителя театра Евгения Степанцева. К драматургии Полякова театр обращается не в первый раз: в свое время в репертуаре с разным успехом шли «Халам-бунду» и «Контрольный выстрел». Но именно эта пьеса и этот спектакль стали не просто своеобразной точкой отсчета юбилейного сезона, но и знаковым событием в жизни театра.

Жанр новой постановки режиссер определил как «театральная исповедь поколения в двух актах». Именно потребность в личной исповеди каждого из героев становится главной движущей силой спектакля, которая, подобно пружине в часовом механизме, приводит сюжет в движение, закручивает интригу и неотвратимо ведет к развязке, предугадать которую, кажется, невозможно. Фабула здесь почти сразу уходит на второй план. Сорокалетие Ивана Костромитина (Павел Каныгин), героя и инвалида афганской войны, навсегда застывшего в одном времени, «теловека», по словам одного из героев, как повод для встречи бывших одноклассников - не более чем предлог, чтобы тщательно препарировать и болевые точки трех эпох (советской, лихих 90-х и «нулевых»), и социально-политические реалии жизни, сменяющие друг друга, но, в сущности, мало в чем изменившиеся, и, главное, жизнь человеческого духа. Те скрытые до поры до времени мотивы, предпосылки, надежды и мечты, тайные желания и комплексы, что заставляют героев лгать, лицемерить, предавать, обманываться в людях или доверять им, карабкаться на самый верх, ступая по головам, или, напротив, опускаться на самое дно. Не случайно именно «дерево желаний» (реальный его прототип, к слову, появился несколько лет назад в сквере у театра, стал обязательным местом паломничества новобрачных и праздной молодежи, одной из новомодных достопримечательностей Вятки), в центре которого «кора» принимает причудливые очертания и напоминает своим узором «волшебное ухо» - ему можно и душу излить, и на жизнь пожаловаться, и заветное желание загадать, - становится смысловым центром оформления спектакля (автор сценографии Анатолий Караульный). И как продолжение темы мечты и надежд, большая часть которых порушена или недосягаема, лейтмотивом проходящей через весь спектакль, художник располагает в глубине сцены сияющий город, чьи огни так манят к себе, таят столько возможностей...

Удачно выбранный, задающий тональность всему спектаклю и до самого финала выдержанный режиссером и артистами жанр театрализованной исповеди поколения не дает повода упрекнуть спектакль в избытке реприз и афоризмов, которыми драматург наполнил текст пьесы с профессиональным расчетом на успех у публики. Как, впрочем, и в подчас слишком явном желании непременно показать всю социальную лестницу разом - от олигархов и их телохранителей до пенсионеров и бомжей. В постановке Евгения Степанцева тактично снижается социальный градус пьесы, а приоритет отдается темам поколенческим, общечеловеческим, философским.

Представленные в пьесе типажи, почти полностью совпадающие с классическими школьными «ярлыками» - отличницы, двоечника, умника, школьной красавицы, хулигана и прочих, благодаря игре актеров вырастают из заданных рамок. Из «схем» превращаются в живых людей - с конкретными судьбами и характерами, обретают индивидуальность, неповторимые черты. Что, в конечном счете, не только говорит о высоком мастерстве режиссера и актеров, но и о художественном уровне всего спектакля.

Непростой, раскрывающийся постепенно, яркий образ создает Елена Одинцова. Ее героиня - Светка, Светлячок, отличница, самая «правильная» из всех, конечно же, ставшая учительницей, конечно же, создавшая семью, конечно же, не пропустившая ни одного дня рождения Ванечки, - изначально не так проста, как могло бы показаться. Смесь одиночества и чувства вины, нерастраченной любви и гордости, страха и ответственности за близких, покорность судьбе и желание ее изменить, исправить прошлые ошибки и сохранить себя - актриса, кажется, максимально обогатила этот образ, сумев вместить в него столь противоречивые черты и в то же время сделав его цельным, объемным, неповторимым.

Сумел уйти от неизбежной, казалось бы, однообразности в трактовке своего героя - бывшего двоечника, а ныне олигарха Чермета, самого богатого человека в городе, метящего, кроме прочего, и в депутаты, Андрей Матюшин. Он постоянно находит для своего героя новые краски: то мы видим только железного, непробиваемого человека, не считающегося ни с кем и ни с чем, циничного и самоуверенного, то он предстает перед нами как умный, проницательный человек, товарищ, друг, готовый помочь и однокашнику - алкоголику-поэту, и матери Ивана Костромитина, и приходу, возглавляемому знакомым батюшкой, тоже бывшим одноклассником. Чермет в исполнении Матюшина может угрожать, запугивать, ворочать миллионами. И - оберегать, любить, испытывать одиночество и боль...

Несомненной актерской удачей можно считать и работу Дмитрия Левинсона, который исполняет роль Феди Строчкова, одного из центральных персонажей. Из подающего надежды мальчишки, поэта, чьи стихи даже спустя десятилетия цитируют на память одноклассники, превратившийся в алкоголика и бомжа, воспевающего свободу и патриотизм (в весьма своеобразном понимании), его герой вызывает жалость и смех одновременно. Есть в нем что-то от юродивого, от паяца, выставляющего себя - добровольно - на посмешище, и тем самым возвышающегося над всеми остальными, обычными людьми, которым не был дан такой дар... Нелепый, ничтожный герой в исполнении Дмитрия Левинсона сохраняет и чувство собственного достоинства, и спасительную способность к самоиронии. Но и он не избежит эпидемии, которая в этой истории охватывает всех и вся, - повального желания исповедаться, выплеснуть наружу, проговорить вслух - Ванечке ли, дереву ли желаний - годами хранившиеся в тайниках души боль и отчаяние, надежды и мечты. И его исповедь - одна из самых пронзительных в спектакле, отзывается в зрителях сожалением о впустую растраченных талантах...

Совсем другие чувства вызывает у зрителей отец Михаил Тяблов в исполнении Владимира Шишлянникова. Рачительный, иногда слишком «мирской», безусловно принимающий жизнь такой, какая она есть, его персонаж не плывет против течения, а во всем старается узреть промысел Божий. Временами простоватый, порой смешливый, он, пожалуй, единственный из всех одноклассников не вызывает ни в ком ни зависти, ни злости. В меру своих сил старается утешить страждущих, не «гневаться на кошек» и устроиться в этой жизни хоть с каким-то комфортом и достатком. В трактовке Владимира Шишлянникова батюшка порой вызывает умиление и какую-то нежность - кажется, несмотря на пролетевшие годы, он один ни о чем не сожалеет и в душе так и остался тем нелепым школяром, который полез в чужой сад за яблоками и, зацепившись за ветки, повис на заборе.

В общем-то, сочувствия здесь заслуживают все - и потерявшая в боях за счастье былой блеск Анна Фаликова, победившая в областном конкурсе красоты (Ольга Миронова), и вернувшийся из эмиграции Борька Липовецкий (Вячеслав Чистяков), и мать Вани Костромитина, пенсионерка-коммунистка-верующая (Галина Марина). И даже Ольга, дочь Светланы (Светлана Лаптева), вокруг которой в финале разгораются нешуточные страсти, девица вполне современная и даже разбитная. В какой-то момент становится ясно, что вся ее агрессия и спесь - лишь защита, стена, за которой так удобно прятаться от нашей нелепой жизни. Где может случиться что угодно. Где нет никакой логики. И где каждый - и бомж, и олигарх - по-своему, пусть совсем немного, но завидуют Ване Костромитину, к которому никакая грязь не прилипнет. И для которого все школьные товарищи остались такими, какими были в семнадцать - немного наивными, ждущими от жизни счастья, красивыми и талантливыми, задиристыми и смелыми, чистыми и честными... С другой стороны, никто не узнает, каким бы стал по прошествии лет сам Иван, не случись трагедии. Как никто из зрителей, наверное, не сможет однозначно ответить, над чем же смеется «теловек» - так страстно, так страшно и безудержно - в финале спектакля, который режиссер оставляет открытым. Но, быть может, эти вопросы, ответы на которые каждый должен искать сам, и есть самое главное, самое ценное в этом спектакле.


Фото Алексея Лихачева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.