Венец парада / "Идоменей" (Камерный музыкальный театр им. Б.Покровского)

Выпуск № 6-146/2012, Премьеры Москвы

Венец парада / "Идоменей" (Камерный музыкальный театр им. Б.Покровского)

Парад из четырех премьер в Камерном музыкальном театре, приуроченный к 40-летнему юбилею театра и 100-летию Б.А.Покровского, завершился постановкой «Идоменея» В.А.Моцарта в редакции Рихарда Штрауса. Точнее было бы назвать эту версию не редакцией, а реконструкцией великого немецкого романтика, который, получив в 1930 году заказ от руководства Венского оперного театра, желавшего включить в свой репертуар полузабытое к тому времени сочинение Моцарта, сократил длинную оперу-seria почти вдвое, не только переставив номера и усилив оркестровку, но и сместив смысловые акценты сюжета. Античная история о последствиях Троянской войны для критского царя-завоевателя Идоменея приобрела идейный строй, созвучный политическим событиям Европы начала 1930-х годов: основными темами сюжета оказались кровавая война и вражда народов, жестокая тирания и наказание, которое рано или поздно понесут преступные правители, жертвенная любовь и всепрощение. Именно в новом реконструированном варианте «Идоменей», почти забытый после двух представлений при жизни Моцарта, оказался наиболее востребован на оперных сценах Европы в ХХ веке. В России постановка этой оперы Камерным музыкальным театром, инициированная его старым другом и соратником Бориса Покровского Геннадием Рождественским, - первая.

Геннадий Рождественский осуществил музыкальную постановку «Идоменея» и стоял за дирижерским пультом в день премьеры. И, конечно, звучание оперы под его руководством, являющееся само по себе уникальным событием, - это потрясающее музыкальное переживание для слушателя. Масштаб музыкальной мысли великого дирижера, собирающего все пласты музыкального звучания в единую стройную вокально-симфоническую архитектонику, потрясает глубиной и феноменальным умением подчинить каждую музыкальную деталь неразрывному целому. Оркестр звучит красочно, точно и объемно, вокалисты оказываются «голосами» единого грандиозного музыкального полотна. И даже тембровая пестрота хора, размещающегося на балконах и «стереофонически» охватывающего зал со всех сторон, а также разность вокального стиля солистов, из которых наиболее примечательны работы Павла Паремузова (Идоменей) и Татьяны Федотовой (Исмена), не может испортить общего музыкального впечатления.

Соответствует торжественной мощи музыкального звучания и режиссерско-сценографическая концепция Михаила Кислярова (режиссура) и Виктора Вольского (художественная часть). Развитие сюжета античного мифа, повествующего о муках совести критского царя Идоменея, обязующегося богам во имя собственного спасения принести в жертву первого попавшегося путника, которым оказывается его собственный сын Идамант, помещено ими в практически пустое черное пространство сцены. Полумрак, царящий на сцене, очевидно, символизирует здесь душевный полумрак людей, втянутых в кровопролитные распри и испытывающих ненависть друг к другу. Герои спектакля одеты в достоверные исторические костюмы. Групповые мизансцены, явно корреспондирующие с античными барельефами и иллюстрирующие развитие сюжета, появляются из темноты, высвеченные в полутоновой фламандской манере, в разных плоскостях сцены: то на переднем плане, то на балконе, напоминающем здесь античный фриз, то в разных этажах сложной геометрической конструкции-трансформера. Особую роль играет свет, продуманный Владимиром Ивакиным, - он не только создает некий фантомный образ спектакля, высвечивая его из полумрака, но также генерирует образы воды и морской бури.

Масштаб постановки задействует все небольшое пространство сцены, зала и надсценического пространства. Сцены, в которых происходит развитие отношений Идаманта с пленной дочерью троянского царя Илией и противостоящей их союзу жрицей Исменой, радеющей за «чистоту» критской крови, чередуются с массовыми мизансценами-«полотнами», изображающими страдания пленных троянцев, суд верховного жреца, образуя неразрывное единство сценической композиции.

Спектакль «Идоменей» - блистательный и достойный торжественный аккорд, завершивший цикл юбилейных премьер Камерного музыкального театра. Изобилующий оригинальными режиссерско-сценографическими находками, демонстрирующий неразрывное музыкально-сценическое единство оперного организма, он создан в лучших классических традициях, получивших новое звучание в интерпретации Г.Рождественского - М.Кислярова - В.Вольского.

Фото Михаила Майзеля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.