Учиться на сцене / Ирина Гриценко (Таганрог)

Выпуск № 6-146/2012, Монолог

Учиться на сцене / Ирина Гриценко (Таганрог)

В разгаре 185-й театральный сезон Таганрогского мемориального драматического театра им. А.П.Чехова.

Таганрог - город театральный. Публика здесь разбирается в сценическом искусстве и не отдает зря своих симпатий. Среди ее любимцев - заслуженная артистка России Ирина ГРИЦЕНКО. 2 марта 1971 г. состоялся ввод актрисы в спектакль «Теория невероятности». Главный режиссер театра Владимир Цесляк, трижды перекрестив юную дебютантку, вытолкнул ее на сцену. Круглолицая, темноволосая, со светлой, почти детской улыбкой, «похожей на сияние», она сразу покорила коллег и публику.

За 40 лет Гриценко стала той актрисой, «на кого ходят», даже если ее роль в спектакле совсем не главная. Каждое появление на сцене вносит неожиданный ракурс в любой материал. Очень много снайперских находок. «Градус» игры точно выверен. Ольга в «Трех сестрах», Аркадина в «Чайке», Оля в «Спешите делать добро», Мария в «Двенадцатой ночи», матушка Бальзаминова, Дорина в «Тартюфе», царица Марфа в «Царевиче Алексее», Марселина в «Безумном дне», Армида в «Призраках», Памела в «Странной миссис Кронки», жена Штокмана во «Враге народа» и даже Чебурашка...

Особняком стоят Софья Ивановна из спектакля «Канары - это в Испании, мама!» и Оленька в «Душечке», названная Владимиром Лакшиным «бриллиантиком». «В этой чеховской героине, как в фокусе, сконцетрировался весь солнечный спектр человеческого и творческого характера актрисы», - писали тогда.

Роль Софьи Ивановны была признана лучшей на региональном театральном конкурсе «Мельпомена». Критики отметили: «Гриценко великолепна. Вот когда перестаешь сожалеть по поводу того, что режиссеры с маниакальным упорством «старят» актрису, навязывают ей возрастные роли. Софья Ивановна на правах шедевра заняла место в гриценковской галерее рядом с образами Серафимы Ильиничны из «Самоубийцы» и бабки Таньки из «Чио-Чио-Сани».

Ирина Гриценко рассказала о «своих университетах».

 

Возникла какая-то... собачья преданность профессии. И вот уже 40 лет выхожу на сцену с ощущением азарта! После окончания Ростовского училища искусств встала перед выбором - продолжить учебу в столичном вузе, что мне, одной из немногих, предложили. Или поехать по распределению в Таганрогский драматический театр. Я предпочла учиться... на сцене. Позже не раз убеждалась в правильности своего решения. Сначала, когда пришла в коллектив - это была доброжелательная семья, что для новичка необыкновенно важно. Этими качествами наша труппа «грешит» и сегодня. Потом судьба преподнесла мне редкий дар - репетировать и выходить на одну сцену вместе с величайшим артистом отечественного драматического театра и кино Смоктуновским! Он принимал участие в нашем спектакле «Иванов». А ведь у него вообще не было театрального образования... Когда близко видишь в работе такого Художника, то понимаешь, что перед нами была только верхушка айсберга. Внутри же такая мощь, которой хватает и ему, и публике, и нам на подзарядку! Это был бесценный опыт. Поначалу очень смущалась знаменитого партнера. Однако Иннокентий Михайлович быстро сумел наладить контакт. Его удивительная доброжелательность переменила наши взаимоотношения. Смоктуновский повторял: «Я не звезда - я ваш коллега». Более того, сумел сподвигнуть каждого участвующего в спектакле предъявить к своей работе повышенные требования и выявить нечто такое, что «запряталось» в тайниках души. Недаром позже зрители говорили: «Смоктуновский приезжал... со своей труппой! Как замечательно ВСЕ играли!»

Ни на минуту не сожалела, что уехала из города детства - Ростова. Счастлива, что попала в театр имени Чехова и в город, где всё и вся пронизано духом великого писателя. И чего греха таить, именно поэтому часто и регулярно ставились здесь его великие пьесы. Об участии в них мечтают абсолютно все актеры в этом мире. У меня же была редкая возможность воспитываться и совершенствоваться на чеховском репертуаре. Пьесы Чехова - мои университеты.

Скажу по секрету, наше здание, в котором юный Антоша частенько бывал, сохраняет нечто никому не ведомое и необъяснимое... Как только мы приступаем к репетициям именно его пьесы, в театре непременно появляются какие-то дополнительные звуки!.. Сквозняк? Нет. Мистика? Не то...

Конечно, есть и то, чего не люблю в театре: он, как какой-нибудь вампир, забирает всё. Не люблю шаблонных классификаций актеров. В театре не должно быть амплуа и... не должно быть затверженных приемов. Я уразумела, что была права, когда выбрала «учебу» на сцене. К нам приезжают режиссеры самых разных направлений, стилей и школ. Именно работа с ними и дает возможность расширять свои возможности и постоянно совершенствоваться.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.