Роль второго плана / Олег Задорин (Москва)

Выпуск № 6-146/2012, Лица

Роль второго плана / Олег Задорин (Москва)

Эти слова звучат на всех мировых кинофестивалях: «За роль второго плана приз присуждается...» И очень часто получать такой приз выходят самые известные артисты, звезды мирового кинематографа, великие театральные актеры. И удивляться тут нечему: ведь иногда «роль второго плана» в исполнении талантливого артиста - как в кино, так и в театре - может затмить и главную роль. Однако не в этом состоит цель исполнителя так называемой второстепенной или эпизодической роли. Театр, как и кино, искусство ансамблевое, и каждый инструмент в этом ансамбле должен донести свой звук, не перекрывая звуки других инструментов. Не перекрывать, не «тянуть» на себя - одна из самых важных и очень нелегкая задача актера второго плана. И среди основных для такого актера качеств должны быть такт и чувство меры. Эти качества в высшей степени присущи замечательному артисту, «мастеру эпизода» Олегу ЗАДОРИНУ.

Олег Задорин - один из старейших актеров Театра на Юго-Западе, он работает здесь с момента основания театра и является одним из создателей этого уникального коллектива. Все основоположники театра, они же первые актеры, были в пору его создания очень молоды, а Олег Задорин, наверное, моложе всех. Во всяком случае, именно так он выглядел. Этот-то его «детский вид», соответствовавший образу 14-15-летнего подростка, определил его амплуа. Роли, которые он играл в первых спектаклях, были роли мальчишек, подростков. Театру не пришлось для воплощения этих ролей переодевать худеньких актрис маленького роста в мальчишеские штанишки и футболки, актрисы-травести здесь не понадобились. Роли мальчиков и подростков успешно и очень достоверно играл Олег Задорин. Его Витя в «Старом доме» А.Казанцева и Дима Корешков в «Самозванце» Л.Корсунского были, как теперь говорят, «реальные пацаны». Не вызывали сомнения не только их пол (не девчонки играли) и возраст, но и манера поведения. И причина этой достоверности была не только в том, что Олег Задорин того времени еще не очень далеко отошел от своих героев-мальчишек по возрасту и не успел забыть их повадки и манеры, но главным образом в том, что он уже был артистом и эти мальчишеские повадки и характерные черты умел обобщать, умел превращать «реальных пацанов» в типы, в образы. Конечно, легче было играть юных современников, чем героев, пришедших из других исторических эпох, других социальных групп и даже других миров: Глова-младшего из гоголевских «Игроков», Алешка из «На дне» М.Горького, Мальчика из сказочного «Дракона» Е.Шварца. Тут уже от артиста требовалась не только хорошая память и способность к обобщению, но и фантазия, творческое воображение. Этими качествами таланта также щедро одарен Олег Задорин.

Шли годы, и Олег рос - и профессионально, и физически. Роли мальчиков-подростков уходили в прошлое, и артист перешел в другую категорию - он стал великолепным актером второго плана. В новой постановке «Дракона» Задорин уже не Мальчик (так и хочется сказать - «но муж» - и это действительно так), а Первая голова Дракона. Это серьезная роль, которая требует глубокого проникновения в текст и большой убедительности, чтобы очень важный для всей концепции спектакля текст донести до зрителя. В «Сне в летнюю ночь», спектакле по мотивам комедии Шекспира, Задорин - Фавн. Поэтичность и тонкость этого необыкновенно красивого спектакля во многом зависит от роли, в которой лиризм сочетается с комизмом и где от актера требуется особая, очень мягкая пластика. И он словно бы рисует свою роль легкими штрихами и светлыми красками. Все эпизодические роли, в которых выходит на сцену Театра на Юго-Западе Олег Задорин, становятся важными, а эпизоды, в которых он участвует, - значительными.

Существуют, однако, такие спектакли, в которых невозможно выделить главных героев, где их в сущности и нет. Такова последняя премьера Театра на Юго-Западе - «Баба Шанель» Н.Коляды. Все героини этой пьесы - одинаково главные, и Нина Андреевна в исполнении Олега Задорина порой кажется «первой среди равных», настолько ярко он преподносит зрителю образ этой бабушки из художественной самодеятельности.

Талант Олега Задорина многогранен: ему одинаково хорошо удаются и комические роли (Добчинский - «Ревизор»), и драматические (Хромой - «Собаки» К.Сергиенко), и лирические (Воскресенье - «Белоснежка и семь гномов»).

Многогранность - одно из определяющих качеств актера Театра на Юго-Западе. Здесь всегда ценилось умение легко переходить от комического к трагическому, одинаково убедительно и с полной отдачей играть и драматические, и комические роли. Способность к быстрому переходу от драмы к комедии, от лирики к фарсу, от легкого юмора к гротеску, естественная пластика, подвижность всегда были и остаются отличительными чертами актера Театра на Юго-Западе, как бы фирменным знаком школы Валерия Беляковича. Эту школу с первого дня на сцене театра проходил Олег Задорин, и он один из лучших представителей югозападной школы.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.