Общение с ним было подлинным счастьем / Николай Дубинский (Воронеж)

Выпуск № 6-146/2012, Вспоминая

Общение с ним было подлинным счастьем / Николай Дубинский (Воронеж)

К 100-летию со дня рождения педагога, народного артиста России Николая Дубинского

Впервые увидев на афишах дипломных спектаклей Воронежского института искусств фамилию народного артиста России, профессора Николая Вячеславовича ДУБИНСКОГО, я представил его себе человеком солидным, внушительным и недоступным, этаким театральным колоссом, с поставленным актерским голосом и манерами сценического премьера. На самом деле Дубинский оказался совсем другим: невысокого роста, подвижным и обаятельным, с мягкой улыбкой и добрым прищуром живых и лучистых глаз, простым в общении, тактичным, открытым и очень приятным.

Он был человеком редкостной жизненной и творческой судьбы.

Родившись в Калуге в семье офицера (во время Первой мировой войны отец был полковником), Николай Дубинский начинал свой театральный путь в Ленинграде в конце 20-х годов у знаменитого мастера и в знаменитом театре - Александринке. Педагогом его стал выпускник режиссерского класса МХАТ, ученик В.И.Немировича-Данченко, Николай Васильевич Петров, будущий профессор ГИТИСа (декан режиссерского и актерского факультетов, доктор искусствоведения). В Ленинграде 20 - 30-х годов Петров уже был авторитетным постановщиком нашумевших спектаклей и руководителем Александринского театра, переименованного позднее в Театр драмы им. А.С.Пушкина.

В этом театре рядом с Певцовым и Черкасовым, Бабочкиным и Меркурьевым, Симоновым, Юрьевым, Царевым довелось учиться и работать молодому актеру Николаю Дубинскому. Кроме Петрова, режиссерами там были Сушкевич и Вивьен, Кожич, Радлов, Рашевская... Оформляли спектакли Кустодиев и Акимов. Ставил в те времена в Александринке «Смерть Тарелкина» и «Дон Жуана» Всеволод Мейерхольд...

Со многими звездными коллегами подружился тогда Николай Дубинский. Дружба эта (например, с Борисом Бабочкиным - «Чапаевым») продолжалась долгие годы. Приезжал к Дубинскому в Воронеж и другой легендарный актер - Георгий Жженов. Ленинградский период сыграл в формировании начинающего артиста определяющую роль: заложил основы профессии, отшлифовал талант, привил отменный вкус и научил спрашивать с себя всегда по большому счету, с той мерой требовательности и взыскательности, которая отличает настоящего художника от ремесленника-лицедея.

Лекции и разговоры об актерской школе, ее нюансах и особенностях в Воронежском институте искусств находили наглядное воплощение в показах и уроках Дубинского. Когда он выходил на сцену учебного театра или в любой другой институтской аудитории, от него нельзя было оторвать глаз. Педагог был так убедителен и органичен в мельчайших подробностях сценического существования, что вызывал у нас, студентов, неописуемый восторг и воодушевление. Эти его уроки филигранного актерского мастерства я запомнил на всю жизнь. И благодарен судьбе, что она подарила мне встречу с этим замечательным человеком и выдающимся актером. Учась и работая в Москве, я познакомился с людьми, которые помнили Николая Дубинского на сцене. Они неизменно восхищенно отзывались об этом уникальном артисте. Искушенные вахтанговцы (коих трудно чем-либо удивить) и актеры Малого театра, видевшие его во время гастролей, Игорь Косюра (режиссер Камерного театра на Таганке) и многие другие не скупились на похвалы нашему театральному мастеру.

Биография Дубинского, конечно, во многом совпала с биографией страны в XX веке. Войны и свершения, победы и страдания он знал не понаслышке. Довелось ему стать не только очевидцем и участником знаменитых событий эпохи, но и оставить след в отечественной театральной жизни, в людской памяти, в своих учениках. Где только ни приходилось работать актеру в силу разных (в том числе военных) обстоятельств: в Брянске и Свердловске, Орле, Ташкенте и Красноярске, на Кольцовской сцене Воронежа. Был он неподражаем в ролях царевича Федора в «Борисе Годунове» Александринки, Монахова в «Варварах», Карандышева в «Бесприданнице», Перчихина в «Мещанах». С блеском играл генерала Ватутина в одноименной пьесе Дмитерко, Ленина в «Кремлевских курантах» и «Третьей Патетической» Погодина. Запомнились созданные Дубинским образы в спектаклях «Фальшивая монета», «Алые всадники», «Соловьиная ночь», «История одной любви», «Великоманов», «Нашествие»... В кино он сыграл знаменитого Щепкина в фильме «Старый дом». Снимался в картинах «Суд должен продолжаться», «Лунный камень», «Непобедимые», «Два бойца»... Калейдоскоп сценических персонажей и характеров Дубинского велик и многообразен. Звания народного артиста республики он был удостоен еще в 1960 году!

Появившись в Воронеже вместе с женой Верой Романцевой, тоже великолепной актрисой, во второй половине 60-х по приглашению тогдашнего режиссера театра драмы Петра Монастырского, Дубинский - последователь мхатовской традиции - не мог не повлиять на общее качество и уровень кольцовской труппы, ибо являл собою образец вдохновенного мастерства. На «Дубинского и его жену» стремились попасть многие и многие зрители и даже коллеги, не занятые с ними в одних спектаклях. Вскоре Николая Вячеславовича пригласили возглавить актерскую кафедру создающегося Института искусств. Опыт Дубинского был огромен. Он охотно передавал его своим ученикам. Многие его бывшие студенты с большим успехом сегодня работают в самых разных городах России, в Воронеже, Петербурге, Москве... Все они помнят своего педагога-мастера, ушедшего из жизни в феврале 2002 года, удивительного артиста, талантливейшего и благороднейшего человека, общение с которым было подлинным счастьем.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.