Арзамас. Куда приводит ложь

Выпуск № 7-147/2012, В России

Арзамас. Куда приводит ложь

Только-только утихли аплодисменты на премьере «Свои люди - сочтемся!», открывшей 68-й театральный сезон в Арзамасском театре драмы (см. «СБ, 10»4-144-2011), а главный режиссер театра Аман Кулиев выпустил следующую постановку. На этот раз объектом его исследования стала новая драма - явление в Арзамасе малоизвестное. «Ни один театр не может обойтись сегодня без современных пьес. Мне кажется, соединение вечной классики и острой драматургии на злобу дня вполне оправдано. Это помогает выявить болезненные точки в окружающей повседневности. Очень хочется продолжить с нашим зрителем разговор о современниках, о том, в каком мире мы живем», - так объяснил свой выбор режиссер. Незамысловатая, на первый взгляд, комедия «Детектор лжи» написана молодым, но уже известным драматургом, сценаристом и кинорежиссером Василием Сигаревым.

Борис и Надежда Бызовы (Сергей Столяков и Наталья Тешина) прожили в браке 20 лет. Он - токарь, она - санитарка. Он давно пьет, она так же давно с этим смирилась. Однако в тихой и размеренной жизни семьи Бызовых назревает большая проблема: на носу день рождения свекрови, а последнюю зарплату Борис спрятал. Спрятал - и забыл куда. В отчаянии Надежда приглашает гипнотизера (Юрий Рослов).

Сюжет комедии прост и анекдотичен. Однако интерес в том, что на сцене - обыкновенная семейная пара, люди «как все». Сигарев обращается к «маленькому человеку», раскрывает внутренний мир героев в лучших традициях гоголевской «Шинели». Драматург не устает повторять, что новая драма - это «рассказ обо мне сегодняшнем», «обо мне как современном человеке, моих маленьких страстях и желаниях».

Спектакль начинается уже в фойе, где зрителей встречают песни Владимира Высоцкого. Через несколько минут они зазвучат и со сцены, из старенького радиоприемника, имевшегося 15-20 лет назад в каждой семье. Театр делает срез жизни многих семей, чьи лодки давно разбились о быт, пьянство, скуку и обман.

Итак, зрительный зал полон, свет погашен, занавес поднят. По сцене ползает луч прожектора, выхватывая из полной темноты куски декораций. Из ниоткуда звучит голос: «Иногда я становлюсь воздухом, сквозняком или тенью и хожу в гости к разным людям». Зажигается свет, и многие зрители узнают в квартире Бызовых свои квартиры, типичные для 1980-90-х годов: «рогатая» вешалка в коридоре, веревки с сохнущим бельем, ковры на полу и на стене, два потрепанных кресла в ряд, косоногий столик, напольная лампа, похожая на подъемный кран, красивый, но сломанный торшер. Слева виден проход в кухню, справа - в туалет с белыми батареями и голубой плиткой. До боли знакомо и понятно. (Художник-постановщик - Ирина Сергеева.)

Надежда в зеленом бархатном платье мечется по комнате, собирая пустые бутылки из-под пива и водки. Борис сидит в кресле, спрятавшись за газетой, видны только его широкие потрепанные шорты, разрисованные долларами, и ноги в стоптанных тапках. Входит Гипнотизер, одетый в белый костюм, белую рубашку, белую шляпу, белые ботинки. Даже носки у него белые! У Кулиева, как всегда, нет второстепенных деталей. Гипнотизер напоминает ангела, «спустившегося» к Бызовым, чтобы помочь. Однако помощь оборачивается медвежьей услугой.

С первых реплик становится понятно, что ни о какой любви и согласии в этой семье нет и речи. Супруги общаются друг с другом на языке, сильно пересыпанном жаргоном и бранью. Надежда постоянно называет мужа «алкашом» и вспоминает былые годы: «А ведь какой был мужик. Картинка! А сейчас что стало? Алкаш, одно ему название!». Борис не остается в долгу и тут же огрызается.

Гипнотизер помогает найти деньги, и на этом «мирная», в общем-то, во всяком случае привычная жизнь Бызовых продолжилась бы. Но в игру вступает женское любопытство. Надежда просит Гипнотизера задать мужу вопросы и вскоре узнает его маленькие тайны: что служил он в стройбате, а не в Кремле, что платье для нее купил на рынке за 900 рублей, а не в элитном магазине за 4 тысячи, что разницу проиграл в наперстки и что один раз изменил ей по пьянке. Когда Борис выходит из гипноза, Надежда не может сдержать гнева, бьет и супруга, и несчастного Гипнотизера, выгоняет обоих за дверь. Борис пытается утихомирить жену, а Гипнотизер успевает ввести ее в транс.

Настает очередь Бориса узнавать секреты. Но - вот беда! - он не может сходу придумать ни одного вопроса. Борис рассказывает Гипнотизеру историю их с женой любви. Он оправдывает свое вранье тем, что Надежда была красавицей и не обратила бы на него внимания, если бы знала, кто он на самом деле. Борис с нежностью вспоминает первые дни их брака. Вдруг в его голову приходит идея: Борис хочет узнать, сколько мужчин было у его жены. Этот вопрос становится роковым. В отчаянии Борис принимает решение убить жену.

Гипнотизер в ужасе от того, что натворил. Он винит себя в разрушении семьи Бызовых. Загипнотизировав и Бориса, он оставляет супругов спать, а сам потихоньку выходит за дверь. Вдруг он понимает, что не может просто так уйти и приказывает Бызовым забыть обо всем, что случилось за этот день, просит их относиться друг к другу бережнее. В благородном порыве Гипнотизер подбегает к краю сцены и призывает зрителей начать новую, чистую жизнь. «Любите друг друга, умоляю вас. И будьте счастливы. Всегда», -выпаливает он на выдохе с нескрываемым волнением. Зал взрывается громогласными овациями. Вдохновленные монологом Гипнотизера, зрители хлопают как актерам, так и своему решению стать лучше.

Сказать, что спектакль имел огромный успех - значит, не сказать ничего. Сейчас с трудом верится, что вопрос о постановке «Детектора лжи» долго не решался. «Мне говорили, что Арзамас больше любит классику. Не верю! В Арзамасе талантливый зритель, он открыт к восприятию современного искусства», - рассказывает Аман Кулиев. То, что на сцене было всего три актера, не остудило зал. Зрители высоко оценили мастерство Сергея Столякова (Борис) и Юрия Рослова (Гипнотизер), однако настоящим открытием стала Наталья Тешина, роль Надежды для которой - первая на арзамасской сцене. Заслуга режиссера, перед которым стояла серьезная задача, в том, что при всем своем драматизме комедия осталась комедией. Взрывы искреннего хохота сотрясали стены зрительного зала, даже актеры изо всех сил сдерживали улыбки.

Этот спектакль помог зрителям вынести главный урок: уметь дорожить любовью, оберегать нежные чувства - это большая и сложная наука.


Фото Андрея Канатьева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.