Курск. "Чистая" ночь перед честным решением

Выпуск № 7-147/2012, В России

Курск. "Чистая" ночь перед честным решением

В чем секрет очередного всплеска интереса постановщиков и зрителей к драматургии Виктора Розова? «С моей точки зрения, Розов - великий мастер драматургии. Он умеет писать пьесы, исследовать жизнь человеческого духа. Пьесу «В день свадьбы» мы взяли потому, что в ней затронуты «вечные» проблемы», - такое объяснение репертуарному выбору дает художественный руководитель Курского драматического театра Юрий Бурэ. (Это второе обращение режиссера к Розову, со сцены не сходит «Традиционный сбор».)

В самом деле, пьеса, написанная в 1963 году, оказалась созвучной сегодняшнему зрителю. Это становится понятным с первых сцен.

Постановку осуществили режиссер Юрий Бурэ, художник Александр Кузнецов и музыкальный оформитель Илья Сакин.

В спектакле нет буйства режиссерской фантазии. Но за внешней простотой - точная выверенность передвижений, жестов, интонаций. Ничто не отвлекает от происходящего на наших глазах житейского общения, мы все больше втягиваемся в него, и от сцены к сцене возрастает внутреннее напряжение. Вдруг ловишь себя на мысли, что уже по-соседски, по-свойски, по-дружески хочется помочь Нюре и Михаилу, дать совет, предостеречь от ошибок.

Предельно просты декорации: разнообразная деревянная мебель многофункциональна. Нужно разрядить обстановку - по скамьям и столам легко пробегает Василий Заболотный, своеобразная пружина в общении героев. Хочется показать себя? Пожалуйста - любой деревянный предмет становится «подиумом» для Ольги, Жени или Майи. Надо душу успокоить в ее томительных предчувствиях? И Салов, кружа возле молчаливого Михаила, бесцельно переставляет табуреты, хоть внешне наводя порядок на месте будущей свадьбы.

В спектакле много запоминающихся, отлично выстроенных мизансцен. Одна из них - танцы вечером перед свадьбой (балетмейстер Галина Халецкая). Во все разгорающемся веселье вдруг зримо проступают две отрешенные фигуры в разных концах импровизированной танцплощадки - Михаил и Клавдия. И уже глаз не можешь оторвать от них, и танцы становятся фоном для этого молчаливого диалога неприкаянных душ.

Или сценка заказа продуктов, сделанная на контрасте: в Матвеевне все поет и играет в предвкушении празднества, в Салове - озабоченность и внутренняя борьба чисто крестьянской расчетливости с желанием не скупердяйничать, не ударить в грязь лицом.

Повторяются дуэтные «посиделки» на авансцене - на своего рода «исповедальных» табуретках, когда так личностно (хотя и на виду всего зала) происходят сокровенные разговоры.

Актуальность пьесы на все времена подчеркивается в спектакле нарочитым смешением внешних атрибутов разных эпох и стилей. Пивные и водочные бутылки нынешнего дизайна, брючные костюмы женщин и джинсы мужчин, серьга в ухе студента Жени - все это соседствует с юбочками и лодочками 60-х, с почти деревенским укладом частного подворья и с такой же моралью, порой грубоватой, но честной.

Олег Табаков обозначил произведения Виктора Розова как «летопись российской жизни и показ русских характеров». И надо сказать, что именно это удалось режиссеру и художнику-постановщику. Увы, умение проявить себя через розовскую драматургию оказалось по силам не всем актерам. Эмоционально слабее других выглядят герой и героиня, вокруг отношений которых и закручен сюжет, - Михаил (Сергей Репин) и Клавдия (Дарья Ковалева).

Михаил - «вещь в себе», обделенный любовью в детстве, преданный любимой в юности, но продолжающий «болеть» ею в глубине души, притулившийся к Нюркиному чувству, жалеющий ее и желающий обрести тихое семейное счастье, но вдруг взбунтовавшийся и все же сумевший обуздать себя, - такого героя, выписанного Розовым, мы у Репина не увидели. Тяжеловатый, он лишь изредка прорывается сквозь оболочку своего сценического спокойствия, и его порывы навстречу Клавдии, кстати, менее убедительны, чем ласково-дружеское отношение к Нюре. Подстать ему и Клавдия - Дарья Ковалева. Она не дает нам почувствовать ни раскаяния в содеянном ранее, ни сегодняшней страсти к Михаилу. Усугубляется это и не слишком удачным платьем: оно не создает легкости облика девушки-мечты, о которой втайне грезит Михаил.

Зато далеко не центральная фигура отца - Салова (Валерий Егоров, Евгений Поплавский) весьма значима. Хороши оба. Но образ, созданный Евгением Поплавским, более тревожит душу неприметными деталями: ненароком брошенным взглядом, вроде бы ненужным хождением по сцене, неожиданным, но так необходимым прикосновением к дочери в тяжелую для нее минуту, какими-то растерянными хлопотами по обустройству свадебного стола... Артист наполняет и нас тем смятением, что царит в душе Салова: «Дело ли Михаил делает, что идет...» (под венец).

Не менее важна и роль Василия Заболотного (Максим Карпович, Евгений Сетьков). Он - этакий камертон представленного нам сообщества. Слов нет, Евгений Сетьков очень органичен в своем стремлении спасти создавшееся положение и друга. Но более разнообразен в сценических красках Максим Карпович, который буквально купается в роли, являясь самым ярким персонажем в спектакле, но при этом не перетягивая одеяло на себя. Объемный, многогранный характер, вобравший самые разные человеческие проявления - разбитной, озорной, покладистый, ершистый, нагловатый, приблатненный, дурашливый... И сквозь эту феерическую шелуху актер вдруг являет нам своего героя - настоящего, истинного друга такого же обездоленного теплом Михаила, и вот уже он иной - решительный и смелый, не рубящий сплеча, а жаждущий справедливости. И этой его энергией правды заражаются даже засидевшаяся в невестах Нюра и ее отец, страстно желавший дочери семейного счастья. Такому герою веришь безоговорочно.

Вот эта грань - от собственницы, отхватившей завидного жениха, к трепетно любящей женщине, решившейся переступить через собственную любовь ради счастья любимого, - мастерски показана исполнительницей роли Нюры (Елена Гордеева).

Эта внутренняя борьба очень ярко сыграна актрисой. Настолько, что в любом проявлении мы невольно принимаем ее сторону.

«Мой он, мой!..» - кричит Нюра, и зрители соглашаются с ней: и правда, почему она должна уступить выстраданную радость?

«Люблю же ведь я тебя, Мишенька! Тебя люблю, не себя...» - рвет душу Нюра, и зрители, внутренне ахнув, тут же кивают головами: правильно, так и надо, ведь чистая ночь перед свадьбой была, честные мысли рождала, отпусти ты его, любви односторонней не бывает...

Неожиданной пособницей этого трудного решения становится и Рита (Галина Халецкая, Оксана Бобровская). Она тоже неоднозначный персонаж, с резким и критическим нравом. Но Бобровская слишком «замораживает» свою героиню, тогда как у Риты-Халецкой внутри плещется непотушенный вулкан.

Очень хороша в спектакле актриса Нина Полищук, обладающая богатством актерской палитры. Легкая приплясывающая походка, неподдельное веселье, брызжущее через край, осторожное участие в судьбе жениха и невесты и при этом - безоглядная радость от осознания собственной значимости и необходимости в организации предстоящего события... И не случайно выходы Полищук на сцену неизменно сопровождаются аплодисментами.

Четкой сыгранностью отличается дуэт Жени (Михаил Тюленев) и Оли (Светлана Сластенкина). Актриса пластична, озорна, как-то по-девичьи безоглядна. Играет-живет на сцене рядом со своим буквально светящимся спутником. Эти персонажи несут яркую печать современности.

Похоже, что по сердцу зрителям пришлась и Майка Мухина (Людмила Акимова, Елена Цымбал), хотя это отнюдь не положительная героиня, а этакая современная хищница, которая пытается быть светской львицей. Но здесь притягивает не порок, а сочная игра, особенно Елены Цымбал, для героини которой характерно удачное сочетание кошачьей пластики с неожиданной резкостью движений.

В спектакле практически нет проходных ролей. И рассудительный Менандр Николаевич (Виктор Зорькин, Николай Шадрин), и «веселенькая», но обремененная семейными заботами подружка невесты Тоня (Арина Богучарская, Елена Генералова), и портниха Алевтина Петровна, набивающая себе цену (Любовь Сазонова), и диджей (Александр Сидоров) с его бесконечным звоном бутылок в авоське - в каждом персонаже чувствуется индивидуальность актеров.

Противовесом дуэту Нюры - Михаила служит супружеская пара Николай (Эдуард Баранов, Александр Швачунов) - Рита. Именно потому, что их семейный союз, в свое время построенный на обмане, и поныне держится не на лучших чувствах. «Боится он тебя», - бросает Нюра упрек Рите. Почему - по пьесе понятно. А вот боится ли на самом деле - у каждого исполнителя своя версия.

Эдуард Баранов, признанный мастер тонкой мимики и отточенного жеста, и здесь верен себе. Но в отношении его персонажа к сценической супруге, скорее, сквозит некоторая снисходительная насмешливость, а к окружающим - превосходство с налетом виноватости за «моветон» жены. Александр Швачунов показывает нам Николая, который по-настоящему побаивается молчаливой и неизвестно на что способной Риты. Но еще более боится, что это увидят окружающие.

Столь тонкая трактовка образа очень важна для понимания сути конфликта, закладываемого грядущей свадьбой. Неслучайно Рита останавливает Нюру: «Во лжи жить - все равно, что в вонючей яме».

В день свадьбы (и накануне его) разворачивается вроде бы любовная интрига. Но и пьеса, и спектакль - не только о любви. В них затронуты этические проблемы, важные и сегодня. Это свобода истинная и мнимая, высокое чувство долга, сознание ответственности за судьбу близкого человека.

...Она-то (Нюра) его отпустила. А вот отпустит ли себя Михаил? У Розова в пьесе нет ответа, как отреагировал молодой муж на поступок Нюры. У режиссера вроде бы стоит жирная точка: сиротливая фата на авансцене и застывшая картонная фигура Михаила на фоне таких же картонных гостей.

Свадебная фотография на память... Однако «счастливый» конец у Розова, разбивший Нюркины мечты, но закаливший ее сердце, и этот «окаменевший» силуэт неожиданно рождают раздумья: а кому же в итоге достанется счастье - обновленная любовь Михаила?


Фото предоставлены Курским театром драмы

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.