Саров. От фарса до трагедии

Выпуск № 7-147/2012, В России

Саров. От фарса до трагедии

Повесть Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» не может пожаловаться на невостребованность. Самого Федора Михайловича, в драматургии не уличенного, давно уже причислили к театральным авторам. Вот и жители «Села Степанчикова...» не вымерли, несмотря на все социальные потрясения полутора веков. Другое дело, что браться за Достоевского - опасно. При всей благодатности материала режиссер рискует, если не имеет внятной концепции постановки. И не скроешься ни за декорации, ни за костюмы, ни за актерскую игру.

Спектакль «Село С.», поставленный на сцене Саровского театра драмы (Нижегородский областной театр закрытого города Сарова) молодым московским режиссером Денисом Азаровым, стал одним из самых любопытных за последние годы в этом театре для местного зрителя.

Во-первых, потому что режиссер сумел преподнести публике действительно Достоевского, с его филигранно выписанными персонажами, а не свое мнение о Достоевском. Во-вторых, потому что сценическая версия Азарова оказалась тонкого письма (так художник умеет подчеркнуть нежную акварель точной штриховкой тушью). В-третьих, удачный подбор актеров, где мастера сцены и дебютанты - вчерашние выпускники Нижегородского театрального училища им. Е.Евстигнеева - образуют единый актерский ансамбль.

Жанр своей постановки Денис обозначил как «анекдот». Но анекдот в его изложении - это не сплетение нескольких занятных реплик на современный манер, а анекдот в понимании людей XIX века - история с неожиданной развязкой, основанная на смешной нелепой ситуации.

Молодой герой Сергей Александрович, глазами которого и показана история, приключившаяся в селе С., прибывает в гости к дяде Егору Ильичу Ростаневу, чтобы исполнить его повеление и жениться на гувернантке Насте Ежевикиной. Но оказывается, что всем домом с его чудаковатыми обитателями управляет не дядя, а некий Фома Фомич. И этот Фома Фомич человек пренеприятнейший, интриган и лицемер, но сумел так поставить себя в семье Ростаневых, что из дома его выкинуть никак не удается. Всякий раз этот Фома Фомич поворачивает дело в свою пользу.

Денис Азаров, с которым мы беседовали за несколько дней до премьеры, говорил, что его задача как автора постановки - сохранить великолепный язык Федора Михайловича. И он сделал это, причем безукоризненно. Достоевский выпукло выписал обитателей Степанчикова, с их слабостями, пристрастиями и чудаковатостями. В обычной инсценировке описания автора исчезают, но режиссер их сохранил. Он задал каждому актеру строгую траекторию роли, оставив при этом широкое пространство для импровизации и дополнений. В одной постановке тонко сплетены фарс, гротеск, драма, комедия и даже трагедия. Внутренняя жизнь дома удачно передана теневым театром (постановщик - Константин Терентьев). И все вместе это образует единое живое полотно, причем режиссер проработал не только первый план, к которому обычно и приковано внимание зрителей, но и второй. Так что если отвлечься на минуту от главных действующих лиц, то обнаружишь на сцене не менее интересное взаимодействие второстепенных персонажей. Совершенно очевидно, что творческая команда работала в абсолютное удовольствие.

На главную роль Фомы Фомича Денис Азаров пригласил Анатолия Наумова, одного из самых интересных актеров нашей труппы, который имеет свой актерский почерк и свою интонацию. Фома Фомич в его исполнении - человек, который не просто мастерски выкручивается из неприятных для него ситуаций, но искренне верит в ту чушь, которую несет, в собственную высокую миссию для дома Ростаневых. Это великолепная работа, мастерство Анатолия Викторовича как хорошее вино - с годами только приобретает терпкий аромат.

Егор Ильич Ростанев в исполнении другого мастера сцены Максима Солнцева - человек нерешительный, действующий под настроение и оттого неуверенный в собственной правоте. Солнцев умеет работать в разных амплуа, всегда находит нужные выразительные средства и легко заполняет пространство роли, очерченное режиссером.

Обязательно нужно рассказать и о дебютантах. Евгений Цапаев - один из шести выпускников ННТУ, пополнивших нашу труппу. Его Сергей Александрович - хорошая заявка. Цапаев не теряется на фоне старшего поколения, обладает хорошей фактурой, точен, и за его карьерой в нашем театре будет весьма интересно наблюдать. Равно как и за другими его товарищами: Натальей Ильинской (Настя Ежевикина), Александром Лапшовым (Мизинчиков) и Александром Кочетковым (Обноскин). Дерзкие, стремящиеся выразить себя, желающие перенимать опыт у партнеров по сцене, молодые взволновали театральную атмосферу. Они поют, танцуют, выразительно двигаются и владеют речью, смотреть на них - удовольствие. Чего стоит только практически графическая роль Обноскина, исполненная Александром Кочетковым!

Да ведь все хороши: от Эммы Арсеньевой (Крахоткина) до Андрея Рудченко (Ежевикин), от Константина Алексеева (Гаврила) до Светланы Киверской (Обноскина).

Но главное достоинство премьерной постановки в том, что она открывает нашему довольно искушенному зрителю тот самый современный русский психологический театр, о котором так много говорят искусствоведы, но который так трудно постигается зрителем за скудостью образчиков. И многие саровские зрители уже стали свидетелями того, как местный театр выдает спектакли лучше столичной антрепризы: тонкие, умные и действительно современные.


Фото Елены Пегоевой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.