Добрый молодой человек / "Злая девушка" (ТЮЗ им. А.Брянцева)

Выпуск № 7-147/2012, Премьеры Санкт-Петербурга

Добрый молодой человек / "Злая девушка" (ТЮЗ им. А.Брянцева)

«Каким чудесным казался мир в детстве! Как много прекрасного он обещал! И все сбылось».
Захар Прилепин

Питер. Пионерская площадь. Каток перед ТЮЗом им. А.А.Брянцева. Несколько молодых людей катаются, пока немногочисленные зрители входят в театр. Люди на катке кажутся бездельниками, может быть, даже агрессивными.

Дмитрий Волкострелов поставил «Злую девушку», очередную пьесу Павла Пряжко, но впервые в большом стационарном театре, сплотив тюзовскую труппу и своих верных соратников-актеров. Вернее, у Пряжко, как всегда, получился скорее сценарий для фильма, чем пьеса.

Восемь молодых людей рассказывают историю четырех персонажей, один квартет играет главные роли, четверо остальных - эпизодические и читают ремарки. Они не заботятся о ритме фраз и протяженности пауз во время действия. Их задача - зафиксировать в камерном театральном пространстве повседневную, ничем не выдающуюся жизнь. О «Современнике» когда-то иронически отзывались как о театре «шептального реализма». Подобное можно сказать и о Волкострелове, только его персонажи шепчут и мямлят слова Пряжко ни о чем, а не о самом главном. Тот редкий случай, когда новое поколение актеров входит с новым поколением персонажей.

В белой комнате ТЮЗа, как и на черной площадке ОN-театра, есть экран, только здесь не показывают ожившие ремарки на пленке (или теперь уже надо говорить «на цифре»?). В новом спектакле Волкострелова ремарки и действие входят между собой в причудливые отношения. Например, актер скрупулезно воспроизводит движение, описанное драматургом как мелькание полосок на штанах персонажа, когда он просовывает ноги под одеяло перед сном. А второй сидит на диване и молча смотрит в одну точку, когда кто-то другой описывает его прогулку по подземному переходу, во время которой стройный ряд просящих получает по справедливости одну монетку. Кто в футляр, кто в руку в варежке, кто в руку без варежки, в руку без пальцев.

Одна из самых частых ремарок (говорю по ощущению от спектакля): «Ждут». Девушку, друзей, маршрутку, гостей. Мы сами становимся гостями, приходящим зрителям перед спектаклем предлагают выпить чаю или очистить себе мандарин. Актеры играют обаятельную компанию, к которой немедленно хочется присоединиться, с ними будет весело, но довольно скоро станет скучно. И отсюда ирония по отношению к своим героям у исполнителей. Все они относятся к своим персонажам довольно снисходительно, особенно смешно оценивает заглавную героиню Ольгу Алиса Золоткова.

«Лук режут, Господи», - говорит она, на секунду вплывая на кухню с тем выражением лица, которое не принято называть добрым. Ее выделяешь сразу, злое лицо, привычку держать руки в карманах, прическу деловой женщины, холодный взгляд. Ее проблема - что делать со стирающимися наклейками клавиатуры ноутбука. Она, по авторским словам, «сканирует» при встрече как салат, так и других людей. При этом ее окружение - не пустые люди, они смотрят хорошее кино и читают несколько потертые выпуски старого журнала «Театр». Вряд ли это обыкновенный бездумный подбор из кладовых ТЮЗа, в спектакле Волкострелова нет случайных деталей. Напротив, именно детали важнее целого.

Дима (Иван Николаев) - молодой человек Оли - ее полная противоположность. Он - добрый. По крайней мере, он часто улыбается и почти светится. Он радуется даже злости своей подруги. Пряжко настаивает, что он осматривает внимательно все, что его окружает (не сканирует!): улицу, чебуречную в советском стиле. Его хобби - фотографировать непримечательные городские пейзажи. Заборы, серые здания в пасмурный день, бледные стены с номером ближайшего ПК, иногда в его объектив может попасть полиция, работающая на митинге, который происходит на одной из таких непримечательных улиц. Улица, комната, спортзал - обыкновенные места действия, где трудно о чем-либо думать. И сценография у спектакля такая - предметы интерьера, купленные в «Икее» - то ли дом, то ли офис. Но ведь, с другой стороны, где еще думать? Когда? Ведь вся жизнь и состоит из этих незначительных моментов в закусочных с гречкой. Рано или поздно мы все начинаем смотреть на мир глазами Димы, доброго молодого человека, почти ребенка.

Питер. Пионерская площадь. Каток перед ТЮЗом им. А.А.Брянцева. Несколько молодых людей катаются, пока немногочисленные зрители выходят из театра. Люди на катке кажутся счастливыми. И добрыми.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.