Правила жизни и профессии Ирины Драпкиной (Белгород)
Выпуск № 7-147/2012, Лица
76-й сезон Белгородского государственного академического театра им. М.С.Щепкина стал бенефисным для заслуженной артистки России Ирины ДРАПКИНОЙ: в декабре 2011 года она отметила юбилей и подарила зрителям замечательную актерскую работу - роль нелепой, смешной, странной трагикомической клоунессы Кончетты Меле в премьерном спектакле режиссера Юрия Иоффе «Утешитель вдов». А три месяца спустя Ирина Драпкина вышла на сцену в новой роли. Петербургская интеллигентка Серафима Сергеевна, героиня спектакля «Портрет» встает на защиту не только семейной реликвии, но и домашнего очага, семейных традиций, Дома в высоком и почти забытом понимании этого слова...
«Работать с Ириной Залмановной - для меня какое-то незаслуженное счастье! - говорит режиссер спектакля «Портрет» Урсула Макарова. - На меня она производит впечатление магическое, завораживающее. Однажды на репетиции мне нужно было посмотреть, как монолог Серафимы Сергеевны сочетается с музыкой, все ли мизансценически правильно я придумала... Поэтому я попросила актрису просто пройти эту сцену, без включения эмоций... Обычно, если артистов просишь это сделать, они так и проходят сцену - формально. Но когда Ирина Залмановна стала произносить монолог - я не смогла сдержать слез. Она сама придумала его решение, которое мы не обговаривали, - через руки. Совершенно невероятные, удивительной красоты, летающие, поющие руки Ирины Драпкиной! У меня было полное ощущение, что под конец этого монолога актриса действительно взлетит! И, конечно, Ирина Залмановна очень тонко чувствует дух города, в котором происходят события спектакля, - ведь она родилась и выросла в Петербурге. И актриса очень бережно, с трепетным вниманием к мельчайшим деталям его поддерживает».
...Эту
петербургскую
выучку,
приверженность
строгим
правилам
заметили
еще
члены
приемной
комиссии
Школы-студии
МХАТ,
определив
амплуа
Ирины
Драпкиной
так:
«На
роли
героинь
XVIII
века».
В
самом
ее
облике,
действительно,
есть
что-то
не
из
нашего
времени,
не
из
нашей
жизни:
аристократическая
красота,
утонченная
женственность,
благородство
осанки.
К
тому
же
мхатовские
корифеи,
как
вспоминает
Ирина
Залмановна,
учили
студийцев
не
только
правилам
ремесла,
но
и
высоким
правилам
жизни:
«Это
были
представители
истинной
русской
интеллигенции,
что
проявлялось
во
всем:
в
манере
одеваться,
ходить,
говорить,
общаться,
существовать
на
сцене.
И
нам
хотелось
им
подражать,
выглядеть
и
вести
себя
так
же,
как
они,
- с
достоинством
и
породистостью».
После
окончания
Школы-студии
МХАТ
Ирину
Драпкину
приглашали
на
работу
в
Ленинградский
Большой
драматический
театр.
Но
молодая
актриса
отправилась
во
Владивосток
- вместе
с
мужем,
выпускником
Высших
режиссерских
курсов
Юрием
Чернышевым.
Потом
в
их
общей
судьбе
были
театры
Ростова-на-Дону,
Магадана,
Калининграда,
Кемерова,
Гродно,
Мурманска,
Луганска...
«Конечно, столько раз начинать все заново - и в профессии, и в быту - было очень сложно, - говорит Ирина Залмановна. - Но я всегда верила Юрию Васильевичу как режиссеру, а он вел меня в профессии, давал мне возможность проявить себя, раскрыться полнее и ярче, потому что знал мой потенциал и то, как добиться необходимого результата. Я счастлива, что в тридцать с небольшим уже играла возрастные роли: Лидию Васильевну в «Старомодной комедии» А.Арбузова, Евдокию Великомученицу в «Доме» Ф.Абрамова... Когда драматургия дает тебе возможность рассказать о сути женского бытия, о страданиях и радостях, через которые проходит каждая из нас, это, безусловно, очень важно для актрисы».
...Свыше шестидесяти разных женских судеб воплотила на сцене Ирина Драпкина, около двадцати - в Белгородском драматическом театре. И многих ее героинь - и классических и современных - объединяет высокая мера отношения к жизни и самим себе, внутренняя чистота, приверженность Правилам жизни и Профессии.
Дебютом актрисы на белгородской сцене стала роль Елены в спектакле «Князь Серебряный». Ее героиня была воплощением чистоты и женственности, свечой во мраке, причастием для заблудших... А через месяц после этой премьеры Ирина Драпкина стала Розой Александровной в спектакле «Любви все возрасты...», где по-детски наивно, смешно и трогательно исполняла свой гимн Женщине... Бланш Дюбуа под «звонки» «Трамвая «Желание» улыбчиво умирала, как та птица из сказки про Соловья и Розу, что поет, нанизывая себя на острие шипа. И с этим умиранием из пространства жизни уходил воздух... А в «Царе Федоре Иоанновиче» ее Ирина, напротив, превращала вакуум вокруг государя в ореол тепла и света...
Потом были Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках», Татьяна в комедии Н.Птушкиной «Пока она умирала», графиня Альмавива в «Женитьбе Фигаро», Кручинина в «Без вины виноватых»...
За хрупкостью женщин И.Драпкиной, их трогательной несуразностью, беззащитностью или взбалмошностью чувствовалась не менее основательная сила, своя женская правда. И гнется, да не ломится - это, пожалуй, про них.
А
другая
грань
дарования
Ирины
Драпкиной
-
умение
точно,
ярко,
свежо
передать
нерв
характера
и
ситуации
-
с
блеском
проявилась
в
комедийных,
острохарактерных,
порой
гротескных
образах:
Анна
Андреевна
в
«Ревизоре»,
Сандырева
в
«Счастливом
дне»,
Лида
в
«Кадрили»,
сваха
Драга
в
«Докторе
философии»
и
ее
«коллега»
Ханума
в
одноименном
спектакле,
мадам
Аркати
в
«Неугомонном
духе»,
леди
Хэф
в
«Бале
воров»...
На
международном
фестивале
«Золотой
Витязь-2006»
Ирина
Драпкина
получила
диплом
за
лучшее
исполнение
роли
второго
плана
(Хлестова
в
«Горе
от
ума»).
По-настоящему
бенефисной
стала
для
актрисы
роль
Хильды
Шнеерберг
в
спектакле
«Кабаре
«Кармен»
по
пьесе
Михаила
Жилкина,
которую
драматург
написал
специально
для
белгородского
театра.
«Мы
никогда
еще
не
видели
такой
заслуженную
артистку
России
Ирину
Драпкину,
играющую
«железную
Хильду»
-
деспотичную
и
в
то
же
время
уставшую
от
собственного
деспотизма»,
-
писали
о
спектакле
в
белгородской
прессе.
«Мне очень близка пьеса Михаила Жилкина, - говорит Ирина Залмановна. - Ведь в центре ее сюжета - судьба человека искусства, а главная мысль - как легко убить художника. Каждый герой «Кабаре «Кармен» умирает: кто-то физически, кто-то духовно. Моя Хильда Шнеерберг - сильная женщина, знаменитый режиссер - мертва уже давно. Не зря же она говорит, что лучшие свои фильмы сняла в эпоху немого кино. А сейчас Хильда - автомат, тот самый «психофизический аппарат», в который она пытается превратить всех членов съемочной группы. Что ее сделало такой? Насилие. И она в ответ тоже, не считаясь ни с кем, творит насилие, растаптывает достоинство каждого, кто попадает под ее «железную руку». По Достоевскому, «деликатности и достоинству совесть учит», а Хильда - человек, освобожденный нацистскими вождями от «химеры под названием совесть». Но человек без совести становится духовным мертвецом. И в этом трагедия моей героини».
Роль Хильды была сыграна Ириной Драпкиной блистательно - ярко, сочно, в соединении напряженного драматизма и острой характерности. Кроме того, актриса была невероятно органична в стилистике кабаретного жанра, восхитительно эффектна в роскошных костюмах художника Андрея Климова, игрива, иронична и пронзительна - когда исполняла песенку Марлен Дитрих «Джонни»... Кстати, работая над этим вокальным номером, Ирина Залмановна брала у репетитора уроки образцового немецкого произношения. И эта маленькая деталь объясняет многое в характере актрисы Драпкиной, в ее правилах жизни и профессии...
«Люблю быть ученицей в каждой новой роли», - призналась она в одном из интервью. И это отнюдь не красивая артистическая поза. Это личное кредо, которое актриса всякий раз подтверждает своей работой. Встреча с режиссером Александром Огаревым, поставившим в Белгороде спектакль «Весенняя гроза» по малоизвестной ранней пьесе Т.Уильямса, заставила Ирину Драпкину снова стать прилежной ученицей, чтобы естественно существовать в материале, сотканном в синтезе комедии и трагедии, иронии и поэзии.
Актрисе прекрасно удалось прочувствовать жанровую природу и форму спектакля. В роли Лайлы Критчфилд она блистает мастерством трагикомической актрисы, рисуя эксцентричную старую деву гротесковыми красками. Лайла то напряженно прижимает ладони к плотно сведенным коленочкам, то экспрессивно разговаривает руками. Ее речь причудливо неестественна: она говорит придушенно тоненьким голоском, растягивая слова и неимоверно повышая тон в окончаниях фраз. Пластические кунштюки, интонационные «вывихи» Лайлы поначалу смешат до колик, пока не начинаешь понимать, что под маской странного существа эта женщина прячет глубокую рану, неизбывную боль, горькую обиду. В ней, как в кривом зеркале, отражаются молодые героини «Весенней грозы». Что-то подсказывает: в юности Лайла была свободная и страстная, как ее племянница Хэвенли, и душевно утонченная, как девушка из библиотеки Герта. Мир, грубый и жестокий, заставил Лайлу Критчфилд стать юродивой, которая на протяжении всего действия высказывает абсолютно трезвые мысли, но которую давно никто не слушает и не слышит.
Продолжение «театрального» романа щепкинцев с режиссером А.Огаревым подарило Ирине Драпкиной роль Прасковьи Петровны в спектакле «Метель». И, пожалуй, именно ей лучше других актеров поддались игровая стихия спектакля, ироничность ракурса, соединяющаяся с проникновенной жизненной правдой, острый гротеск и теплые, интимные краски исполнения в картинах, рисующих быт и нравы ненарадовских помещиков с их трогательной приверженностью незыблемым правилам бытия.
У Ирины Залмановны, как и у ее героинь, тоже есть незыблемые правила жизни. Ею невозможно не любоваться, не восхищаться: осанка прямая, причесана безупречно, одета стильно и со вкусом, на лице - улыбка.
«Актерская
профессия
- публичная,
-
отвечая
на
мой
комплимент,
говорит
она.
-
Люди
узнают
нас
на
улице,
здороваются,
значит
-
надо
выглядеть
приподнято,
эстетически
соответствовать
представлению
зрителя
об
актрисе.
Я
каждое
утро
делаю
зарядку,
обливаюсь
холодной
водой.
И
очень
радуюсь,
что
это
правило
мне
соблюдать
совсем
не
сложно!»
Правилам
жизни
и
профессии
заслуженная
артистка
России
Ирина
Драпкина
старается
научить
и
студентов
Белгородского
государственного
института
искусств
и
культуры,
где
она
с
прошлого
года
возглавляет
кафедру
актерского
искусства.
И
сама
учится
у
них
- здоровому
прагматизму,
целеустремленности,
оптимизму...
И
пусть
этот
взаимный
процесс
обучения,
обмен
энергиями
опыта
и
молодости
будет
всегда
гармоничным
и
обоюдно
необходимым.
Ведь
это
тоже
правило
жизни...
Отправить комментарий