Сотканный мир театра / Выставка Таира Салахова "1001 ночь в Айдан Галерее"

Выпуск № 7-147/2012, Выставка

Сотканный мир театра / Выставка Таира Салахова "1001 ночь в Айдан Галерее"

Широкому кругу зрителей, знающих и любящих творчество известного художника Таира Салахова, театральные работы мэтра, как правило, малоизвестны. Это отчасти потому, что, во-первых, художник обращался к театру весьма редко, чуть ли не один раз в десять лет. Во-вторых, большинство спектаклей в его оформлении «прописаны» были в бакинских театрах, в Москве же его премьерная театральная работа появилась лишь в 2010 году. Шекспировские «Антоний и Клеопатра» (1964) и «Гамлет» (1968), драма Дж.Джабралы «Айдын» (1972), балет «Бабек» (1985), пьеса Дж.Алибекова «Смерть в Гюлистане» (1988), - после этих спектаклей Т.Салахов в течение двух десятилетий не возвращался к сцене...

За исключением первых двух работ, все сценические произведения связаны с национальной азербайджанской тематикой. Однако общение с Шекспиром стало важным камертоном для Салахова. В общем изобразительном ряду рождался эпический размах монументальных декораций, одновременно выявляя и укрупняя романтические пласты спектаклей. Самая крупная театральная работа Таира Салахова для сцены - опера Узеира Гаджибекова «Кер-оглы» (1975; Азербайджанский государственный театр оперы и балета им. М.Ф.Ахундова). Еще в 1962 году он работал над эскизом одноименной картины о герое народного эпоса XVI-XVII веков.

В 1967 году Салахов создает замечательный, погруженный в рассеянную задумчивость «Портрет композитора Фикрета Амирова». Но лишь спустя более 40 лет художнику довелось работать над сценографией своей «модели». Впервые балет Фикрета Амирова был поставлен в 1979 году в Баку хореографом Наилей Назировой. В 2010 году состоялась первая постановка знаменитого балета на московской сцене. В основу либретто балета «Тысяча и одна ночь» положен легендарный памятник средневековой арабской литературы, собрание сказок и притчей, объединенных историей о царе Шахрияре и красавице Шахерезаде, рассказывающей ему эти сказки. Поэтому на сцене, конечно же, господствует Восток - волшебный, причудливый, сказочный и фантастический. Здесь существуют минареты мечетей и башни с куполами, мощные крепостные стены с пилонами и воздушные дали морских побережий, манят куда-то вглубь таинственные подземелья. Этот лабиринт чудес дает основу для живописного чародейства.

Красочный художественный колорит Салахова в некотором роде чуть неожидан. Мы помним, что начинал художник как представитель сурового стиля, его кисть рисовала нефтяников, рабочих... Стилевые традиции «сурового стиля», лапидарность решений, графическая сухость, стилевая сдержанность ощущались в работе его последних лет.

Какие нюансировки цвета! Огненно-рыжие, винно-красные, пурпурные, кумачовые, бордовые, янтарно-желтые и многие другие цвета переливаются и переходят друг в друга, образуя своеобразную красочную симфонию, объединяющую всю изобразительную картину. Живопись мэтра буквально пьянит колоритом. В этой роскоши есть опасность - взор зрителя вот-вот заблудится в лабиринте разноцветия. Но чтобы не сказалось цветового однообразия, художник вводит белый, черный и синий цвета. Белый тюлевый полог нависает над царским ложем. Иногда между эпизодами сценического действия опускается черный занавес, расцвеченный звездами. Черный задник с горящими, словно маленькие звездочки, огоньками, завершает изобразительную картину. Эта цветовая система гибко меняется, приобретая разный характер в разных картинах.

В некоторых сценах мы видим появление некоего всевидящего ока. На внутреннем занавесе наряду с цифрами «1001» изображены ладони рук. Эта стилизация символических деталей вплетена в общую декоративную систему. Так листья не мешают цельности дерева, а блики на воде не отменяют мощи реки или моря.

В финале персонажи всех сказок Шахерезады соберутся вместе, будут славить Шахрияра и Шахерезаду, а влюбленные поднимутся/воспарят на волшебном ковре-самолете. Патетика Востока всегда радостна и человечна.

Сегодня легендарный балет можно увидеть в Москве... но не на сцене.

Выставка Таира Салахова «1001 ночь в Айдан Галерее» представила эскизы к балету Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь» (театр «Кремлевский балет», Кремлевский театр оперы и балета; пост. - Андрей Петров; премьера 2010), а также ковры, сотканные по этим эскизам. Наконец, снимки из балета выглядели сопровождающей документацией яркого и красочного зрелища. Как, например, Парус Синбада-Морехода.

Экспозиционное пространство «транслировало» весь восточный сказочный колорит сказок. Театральные эскизы в традиционном графично-лаконичном почерке манили, словно унося в высь черно-синего неба «Дворец принцессы Будур» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер; 70x90; Собственность автора), где над входом с архитектурной ярочной галереей нависший свод смотрится миром в иллюминаторе или подзорной трубе. Легко было оказаться в «Доме визиря» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер. 70x90; Собственность автора) с его архитектурной религиозной символикой, полумесяцем... И из пышной «Спальни Шахрияра» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер; 70x90; Собственность автора), с его розовым прозрачным пологом, нависшими вазами с цветами, каменной укладкой фундамента, так же мгновенно перенестись в скромное жилище «Дома Аладдина» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер; 70x90; Собственность автора) с висящими горшками. Чтобы затем подивиться «Пещере» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер. 70x90; Собственность автора), в огромные кувшины которой спрятались разбойники, закупоренные не тканью по горлышку, а увенчанные чалмой и свисающие с потолка в связках на канате.

Впечатляют огромные лапы или перья, вдали яйцо «Птицы Рух» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер. 70x90; Собственность автора). А эскиз к балету «Звездная ночь» (2009;. бумага, гуашь, золотой фломастер. 70x90; Собственность автора) - что-то вроде неба и вниз обрушившейся Вавилонской башни. Как и «Базар» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер. 70X90; Собственность автора) - архитектура, навесы, уходящие вверх минареты, одним словом, Восток, который придает жизни вкус рахат-лукума, чувство изобилия и наслаждения. Надо всем этим парит «Парус Синдбада-морехода» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер. 70x90; Собственность автора).

На выставке были представлены как сами эскизы, так и ковры, вытканные по театральным эскизам. Это ковер «Эскиз портала к балету Фикрета Амирова «1000 и одна ночь Дома Аладдина» (2010; шерсть, хлопок, ручная работа, 245х345) и сам эскиз «Портал» к балету «1000 и одна ночь» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер. 70x90; Собственность автора). Также летел по черному звездному небу «Ковер-самолет» (2009; бумага, гуашь, золотой фломастер. 70x90; Собственность автора) и повторял все цвета эскиза и летящее движение ковер «Эскиз Ковер-самолет» к балету «1000 и одна ночь» (2010; шерсть, хлопок, ручная работа). Все точно и изящно выверено: монументальность, язык энергичен, но немногословен, живописно-ритмическое построение, конструктивная чуткость изображения, простота композиционного построения, колористическая цельность.

Мастерство патриарха азербайджанского искусства Таира Салахова сопровождает нас вот уже больше полувека, без его живописного блеска и визуальной роскоши трудно представить современный изобразительный мир, удивляет, что мэтр, несмотря на солидный возраст, сохраняет энергию молодой поры и способен к переменам, всегда убедительным и захватывающим. Этот мир соткан из романтических чувств и способен к полету, как сказочный ковер-самолет.

 

Фотоматериалы предоставлены «Айдан галереей»

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.