Умерла Людмила Касаткина (Москва)
Выпуск № 7-147/2012, Скорбная весть
Ушла из жизни великая русская актриса Людмила КАСАТКИНА, народная артистка СССР - говоря словами мудрого Соломона Михоэлса - «Целая планета со своей неповторимой атмосферой».
Амплуа - любимица публики, и всю жизнь оставалась ею, что бы она ни играла в театре или кино.
Характер - сложнейший - все трудности искупались громадным талантом, который при умелом с ним обращении мог одарить вас стократно и щедро.
Обаяние - Божий дар, который все равно никогда и никем не бывает разгадан, а ее обаяние было воистину уникальным.
Уже были отлично сыгранные роли в театре, уже гремела всесоюзная слава кинозвезды, когда Алексей Дмитриевич Попов сделал с Касаткиной Катарину в «Укрощении строптивой» Шекспира - удачу не просто планетарного масштаба, он выпестовал актрису-личность. Собственно, с этой роли началась судьба Людмилы Касаткиной - большой актрисы.
Когда Людмила захотела работать со мной (а наш творческий и человеческий союз длился 35 лет!) - точкой отсчета для меня в ее индивидуальности была сверкающая всеми гранями женской души шекспировская Катарина.
Лучшие роли зрелой Касаткиной в театре - Лейди («Орфей спускается в ад» Т.Уильямса), Марго («Шарады Бродвея» М.Орр и Р.Денем), Елизавета Тюдор («Ваша сестра и пленница» Л.Разумовской) - опирались на открытие А.Д.Попова, на его школу, как и лучшее в кинематографе, сделанное Касаткиной совместно с боготворившим ее режиссером и супругом Сергеем Николаевичем Колосовым: «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест», «Душечка», «Помни имя свое», «Матушка Кураж». От эксцентрики до трагедии - таким оказался диапазон этой лучезарной актрисы, начавшей свой путь к славе с легкой, очаровательной «Укротительницы тигров».
Актерская судьба Касаткиной сложилась на редкость счастливо.
Она преподавала в ГИТИСе, который сама окончила, пыталась передать свое понимание создания образа, но мне не казалось это нужным, ибо ее дар был слишком индивидуален и уникален, как, скажем, гений Марии Бабановой, - обе были слишком актрисы, причем великие актрисы все-таки режиссерского театра, обе были нетерпеливы и нетерпимы к дилетантству, неумению.
У Ш.Бодлера есть строчки: «От поцелуев, от восторгов страстных, в которых обновляется душа, - что остается? - капля слез напрасных, да бледный контур в три карандаша...»
Людмила Касаткина оставила незабываемый след и в нашей жизни и в искусстве - ее победительная женственность, артистическая отвага, творческая одержимость дали зрителям театра и кино удивительные, полнокровные художественные образы, а такое не забывается, остается с нами. Может быть, навсегда.
Отправить комментарий