Арзамас. Ликбез классики

Выпуск №8-148/2012, В России

Арзамас. Ликбез классики

В Арзамасском молодежном театре «Делий» состоялась премьера спектакля «Обманщик» по комедии Мольера «Тартюф, или Обманщик». Спектакль вызвал живой интерес и доброжелательную реакцию зрителей. В зале были как люди старшего поколения, так и молодежь (студенты вузов, колледжей, школьники). Зал долго аплодировал молодым актерам стоя. Зрители не спешили расходиться, желая встретиться и пообщаться с исполнителями главных ролей Кириллом Филипповым и Александром Степановым. И, разумеется, с режиссером театра, почетным работником высшего образования Российской Федерации Ниной Николаевной Винокуровой.

Нина Николаевна и режиссер-постановщик, и сценарист, и заведующая литературной частью во всех смыслах молодого театра. На вопрос о своей творческой деятельности Нина Николаевна отвечает, что ее цель - «организовать досуг и тех, кто входит в состав актерской труппы, и тех, кто в зрительном зале, поднять их культурную планку».

Нина Николаевна придерживается принципов здоровой нравственности, человеколюбия и православной этики, стремится осуществлять некий «культурный ликбез» - популяризацию всемирной классической литературы хотя бы в форме спектакля. Мольер - великий морализатор и воспитатель, в совершенстве воплотивший принцип «Развлекая - поучать». «Была сохранена вторая часть авторского названия комедии, - комментирует Н.Н.Винокурова.- Во-первых, потому что современному среднему зрителю имя Тартюф, ничего не говорит, и, во-вторых, потому что сам текст пьесы несколько изменен, сокращены некоторые монологи, реплики действующих лиц, с учетом неподготовленности массового зрителя к выспренней фразе классицизма». Кроме того, «обманщик» - социальный тип нашего времени, знакомый практически любому.

Это не единственный случай в практике «Делия», когда название спектакля не соответствует названию произведения. Так, «Эмилия Галотти» Лессинга стала носить название «Иди в лучший мир!», а «Федра» Расина была переименована в «Житейскую ситуацию». Арзамасский молодежный театр ставил Аристофана, Менандра, Шекспира, Лопе де Вегу, Гоцци, Ибсена, Лорку, С.И.Виткевича... «Однако наиболее востребована комедия», - отмечает режиссер. Как и во времена Мольера. Но комедия именно «поучающая», а не пошлая «развлекаловка».

Чем же Тартюф так очаровал Оргона? Ошибки доверчивости - это сюжет драмы, трагедии. Оргон - глуп и упорствует в своем заблуждении, до самодурства, до абсурда. Сыграть роль Оргона непросто, здесь существует опасность создать фарсовое клише. Однако актер Александр Степанов сумел психологически достоверно показать переживания оболваненного отца семейства, большого ребенка, который в итоге обретает так необходимый ему опыт непредвзятой, объективной оценки людей, делает правильные выводы.

Однако Тартюф, разумеется, оказывается уязвим. Обман, ложь, двуличие - проявление страсти. Тартюф на время снимает маску в сценах домогательства Эльмиры (Алена Карпова), а с момента его разоблачения необходимость в маске отпадает. Психологически верно, хотя и гротескно, в соответствии с поэтикой комедии как жанра воссоздает поведение обманщика Тартюфа на сцене Кирилл Филиппов. Зрелищность комических сцен была подчеркнута при помощи арсенала средств народного площадного театра, неотъемлемой части эстетики театра Мольера (оплеухи, потасовки, «догонялки» и прочее). Действие было перенесено в наши дни еще и потому, что материальная база театра «Делий» не так велика, чтобы можно было позволить создание исторических костюмов, пышных декораций. «Делию» близко прочтение классики режиссером Марком Захаровым: деталь, характеризующая образ и вбирающая его в себя; гротескность лепки образов; смеховая культура, стихия веселья без пошлости и вульгарщины; сверхзадача как нравственный урок.

Какой же урок можно вынести из спектакля «Обманщик»? Нина Николавевна рассказала: «Маленькая зрительница, первоклассница, дочь преподавателя пединститута, которая была со своим отцом на спектакле, по дороге домой на его вопрос: «Ну и что ты поняла?» ответила: «Я поняла, что нельзя доверять каждому!» Этот незатейливый вывод ребенка можно уточнять, а можно принять как формулу, с помощью которой решаются многие нравственные вопросы.

Перед участниками «Делия» не было задачи доказать нужность Мольера. Мольера не нужно оправдывать. Сама история театрального искусства тому подтверждение, его драматургия вошла в сокровищницу мировой культуры.

В целом постановка оказалась успешной. Нельзя не радоваться тому, что на сцене играет молодежь, творческая и интересующаяся театром. Радует, что классика в XXI веке ставится и что провинциальному любительскому театру это по плечу.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.