Калуга. Театр с идеей

Выпуск №8-148/2012, В России

Калуга. Театр с идеей

Двадцать лет тому назад в Калужском театре юного зрителя появился новый главный режиссер - Михаил Алексеевич Визгов. В то время театр не имел ни одного актера, не было даже занавеса ... В таких условиях началась работа, благодаря которой мы знаем ТЮЗ таким, какой он есть сейчас. Впервые Михаил Алексеевич пришел в этот театр в 1960-х, когда ТЮЗ еще только возник, еще только формировался. К началу же 90-х казалось, что история Калужского молодежного театра завершилась. От него уже не осталось почти ничего, кроме названия да помещений. Всеобщая разруха той поры поставила ТЮЗ на самую грань существования.

Так что Визгову довелось отстраивать родной ему театр совершенно заново. Это было очень трудно, конечно, но, пожалуй, и увлекательно. Визгов, дотоле руководивший некоторое время театральной студией Дома учителя, вернулся в ТЮЗ не с пустыми руками. Остро, напряженно, нестандартно мыслящий человек, он отстраивал новый ТЮЗ планомерно, смело и азартно. И ныне очертания этой стройки, все еще, конечно же, продолжающейся, стали уже вполне определенными, приметными и внушительными.

Нынешний ТЮЗ - театр во многих отношениях не совсем обычный. Прежде всего это театр, начисто отрицающий принцип самодостаточной театральности. Вслед за Станиславским и Брехтом Визгов видит в театральном искусстве особенную, максимально действенную форму мышления. Он ни одного спектакля не поставил просто так, лишь для удовольствия почтенной публики.

Во всякой постановке, даже и в простеньких, казалось бы, сказках, всегда заключена некая идея, причем масштабная. А за каждой такой идеей сквозит нечто и того большее - то, что принято именовать уж слишком расхожим, но все еще не стертым словом «духовность».

Казалось бы, такой масштаб мысли как-то не совмещается с самым строем тюзовского искусства. Ведь и впрямь отнюдь не философы заполняют зал молодежного театра. Напротив, тут можно увидеть и дошколят, и школьников, и пэтэушников, и ворчливых пенсионеров. Пестрая публика, чаще всего ни философски, ни эстетически не образованная. Но зато и не впитавшая в себя театральных шаблонов и канонов. Такая же примерно, как и та, что когда-то заполняла шекспировский «Глобус» - бодрая, раскованная, но с лету схватывающая все умное, дельное, подлинное...

Это вовсе не значит, разумеется, что те же дошколята или пэтэушники могут сходу выявить идею спектакля. Но, уверен, они ее практически всегда усваивают - пусть не умом своим, но чувственно, душевно.

Театр для Михаила Визгова - это ведь не какое-то обособленное от повседневной жизни место. ТЮЗ не в отдалении и в отделении от быта живет. Напротив, в нем сосредотачиваются людские потоки и самые токи живой жизни. Другое дело, что он становится чем-то вроде фильтра: мутные потоки тут очищаются, чистые - еще более чистыми становятся.

Но, разумеется, достичь такого - очень даже непросто. Надо было, прежде всего, взрастить единый в устремлениях своих актерский коллектив: чуть ли не все артисты театра - воспитанники Визгова. Все они талантливы, все они владеют своим ремеслом - и при этом умеют работать «в связке», осуществляя общие замыслы, общие цели.

Немалое мастерство требуется и для того, чтобы учить - не поучая, назидать - без назидательности... Это уже само по себе большое искусство. Визгов умеет растворить идеи - в образности. Умеет обратить реальность - в сказочность. Он не просто суммирует, а сливает в органическое единство жизнь красок и музыки, текстов и жестов.

То есть, разумеется, мастерит театральность - но отнюдь, повторюсь, не самодостаточную. А, напротив, удивительно прозрачную, не скрывающую, а раскрывающую содержательные богатства, заключенные в спектаклях. А вместе с тем завлекательную, увлекающую воображение любого зрителя.

Театральное действо уподобляется народной песне. Нет в нем интеллектуальной напряженности, нет потуг «самовыражения». Течение театральных сцен захватывает публику, увлекает ее - к красоте и истине. Собственно, ничего нового в этом нет. Таким вот, живым и увлекательным, всегда было истинное театральное искусство.

В одном из интервью Михаил Алексеевич сказал: «Нужна какая-то сила, которая бы нам помогала, - и в театре, и в жизни. Можно вспоминать что-то, цитировать, а можно видеть то, что существует. Это самый трудный путь для режиссера - видеть то, что происходит каждый день. Что Бог разлит везде. Что в любом нашем поступке есть частица Бога. Иначе бы все давно хрюкали. Люди приходят в театр с томлением души - не хватает чего-то... Хотя купили холодильник, машину, квартиру. Так вот, моя задача - чтобы как можно больше повернуть человека к тому, чем он был в начале».

В наши времена искусство все более и более становится индустрией и бизнесом, большим капиталоемким производством. Калужский ТЮЗ идет другой дорогой.

Вот и недавно здесь поставлен спектакль «Подарок феи» (пьеса Федора Рожкова по мотивам сказки Шарля Перро «Рике с хохолком»). Спектакль этот - о любви. Причем о сказочной любви, то есть самой что ни на есть настоящей. О ней ведь современные дети мало что знают. Это при том, что, вообще-то говоря, они знают многое такое, о чем мы, взрослые, выросшие в совсем иные времена, в их годы и слыхом не слыхивали. А вот о любви, связующей не только тела, но и души, говорить ныне как-то не принято. Уж очень, видимо, такая любовь старомодна.

И ведь действительно она стара, как мир. Более того - мир на ней как раз и держится. И если дети не узнают заранее, что это за необыкновенная субстанция такая, даже представить страшно, во что они могут обратиться, став взрослыми. Вспомните самых страшных злодеев прошлого века - ведь ни один из них, уверен, не знал, что такое настоящая любовь.

В театральной сказке, поставленной главным режиссером ТЮЗа Михаилом Визговым, любовь предстает как реальное волшебство, как обыкновеннейшее чудо. Конечно, ее персонажи пребывают в совершенно особенном измерении. Это сказочный Король (роль эту поочередно исполняют Кирилл Ланцев и Владимир Киселев) и его Министр (Алексей Соколов), Королева (Евгения Гравит и Екатерина Семина) и ее фрейлина (Евгения Сухотина, Яна Потапова, Наталья Леонтьева) и, конечно же, Фея (Маргарита Четверикова, Евгения Одинцова, Дарья Труханович). А главные герои сказки - прекрасная, но уж очень неумная Принцесса (Екатерина Крохмалева, Алина Шелест, Анна Костина) и мудрый, но уж очень некрасивый Принц Рике (Станислав Горталов и Алексей Алешко). Именно их судьбы направляет и выправляет любовь. Именно она дарует красоте - ум, а мудрости - красоту.

Строя пространство чуда, соотнося с ним каждую сцену, каждое слово, каждый жест, Визгов вместе с тем постоянно демонстрирует естественность чудесного. У всякой роли - точные контуры. Любое чувство, даже и самое зыбкое, самое текучее, выверено, отточено, тщательно отгранено. Любая театральная мысль подана во множестве своих оттенков. Чудеса крепко прилажены к сказочному быту. А само действо слито с музыкальным строем спектакля - великолепно задуманным Евгенией Хозиковой и Давидом Матюхиным, проживающим ныне в Германии. Оно всецело, насквозь мелодично.

И потому - увлекательно. Скажем так, заразительно. Глядя на это веселое и динамичное действо, нельзя не поверить, что любовь вечна и что «счастье в наших руках», как говорит сказочная Фея.

Эта светлая, умная и добрая театральная сказка и впрямь стала замечательным подарком тем детям, которым посчастливилось ее увидеть. Да и впредь, уверен, увидят ее еще многие и многие юные театралы. Уже прошли - и очень удачно - премьерные показы спектакля. И он занял прочное место в репертуаре ТЮЗа: ставится часто и при этом всегда - аншлаг.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.