Игра искусства и судьбы/XII Республиканский фестиваль профессиональных театров Удмуртии "Театральная весна"

Выпуск №8-148/2012, Фестивали

Игра искусства и судьбы/XII Республиканский фестиваль профессиональных театров Удмуртии "Театральная весна"

Во второй половине марта профессиональные театры Удмуртии двенадцатый раз демонстрировали свое искусство на сценах столицы республики в рамках фестиваля «Театральная весна - 2012».

Самому празднику уже четверть века (его периодичность - один форум в два года).

Нынешняя афиша была весьма разнообразна: Шекспир и Гоголь, Гайдар и Рощин, Поляков и Гоцци, а также балетный триптих по мотивам «Русских сезонов».

Только программу Глазовского театра «Парафраз» (фантазийное зрелище для детей «Просто игра» и романтическую драму Гоцци «Чудовище») жюри смотрело на выезде. Остальные спектакли шли в самом Ижевске, в частности, шекспировская «Зимняя сказка», которую привез на фестиваль Сарапульский театр.

Удмуртии кое-кто и в Центральной России может позавидовать: крупные коллективы края работают в новых зданиях, а другие спокойно ждут гарантированного улучшения трудовых условий. К примеру, в Театре оперы и балета давно пора поменять мебель в зрительном зале и отрегулировать акустику. Неважная слышимость и в только что открытом новом здании Русского драматического. Но хочется надеяться, что эти сложности устранимы.

Спектр острых художественных впечатлений неожиданно подарил Ижевский зоопарк. Это целое государство на одиннадцати гектарах роскошного соснового бора со сказочными дворцами, обжитыми множеством крайне общительных обезьян, с открытыми вольерами, населенными томными дикими кошками, страусами и медведями. А в закрытых бассейнах грациозно и бесшумно, подобно балетным персонажам «Русских сезонов», плавают, словно танцуя, будто паря в пространстве, изысканно пластичные морские котики.

Глубокое впечатление осталось и от Мемориального музея П.И.Чайковского в Воткинске, где не только чувствуешь присутствие «гения места», но и насыщаешься любовью, которой пронизано служение ему чудесных музейщиков, с трогательной старательностью театрализующих новеллы о жизни знаменитого рода Чайковских.

Еще одно чудо Удмуртии - архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай». Там, всего в семнадцати верстах от Ижевска, живут, сохраняя древний бытовой уклад, семьи удмуртов, для кого традиции предков не пустой звук.

Этника этого мира не экзотична, а узнаваема тайной памятью души. Просторная и ласковая земля с ее перелесками и родниками, мельницами и усадьбами наполняет сердце тихой радостью, но и провоцирует творческий дух на воплощение именно здесь великих языческих сюжетов вроде «Снегурочки».

Творческая логика фестиваля была все же иной и не всегда последовательной.

В частности, довольно сложно складывались отношения жюри с практиками театра. В Ижевске существует мощное искусствоведческое «крыло»: из 14 членов жюри фестиваля 8 - доктора и кандидаты наук, опытные филологи и «профильные» журналисты, чьи суждения по поводу тех или иных постановок были серьезны и доказательны. Но некоторые режиссеры порой воспринимают любую критику в лучшем случае снисходительно или настороженно, а часто попросту в штыки, выдавая свою невоздержанность за посильную защиту от журналистского «невежества». Столь откровенного антагонизма наблюдать давно не приходилось.

Однако началось все вполне мирно и благополучно, с русской классики.

«Женитьбу» Н.В.Гоголя в постановке приглашенного авторитетного режиссера Владимира Чигишева и декорациях художника Сергея Скоморохова показал на фестивале Русский драматический театр Удмуртии.

Спектакль получился в равной степени темпераментным и академичным. Актеры одинаково свободно чувствуют себя как в пределах классического текста, так и в «сетях» режиссерской метафорики, довольно обильной, но культурной и внятной.

Персонажи комедии метались тут из двери в дверь, но каждая, что становилось ясно в финале, вела в пустоту.

Самой яркой фигурой предстал здесь Подколесин в эффектном исполнении Михаила Солодянкина. К привычной «обломовщине» (герой нехотя поднимается с дивана и редко снимает уютный халат) добавилось сходство с Бальзаминовым. Страх женитьбы у Ивана Ильича так же бесплоден, как мечты Мишеньки про невест.

Возникло, кроме прочего, родство и сходство главного героя даже с инфернальными героями европейского абсурда.

Пластическая жизнь Подколесина остроумна и оригинальна.

Долговязый и костлявый, он свои руки и ноги постоянно и бессистемно разбрасывает в разные стороны, сразу же напрасно пытаясь их собрать вместе, напоминая этим странное существо вроде паука.

Внутренняя жизнь Подколесина столь же хаотична, бессвязна и обаятельна. С Агафьей Тихоновной - Зоей Останиной они душевно «параллельны», а потому соединиться им не дано.

И для каждого жениха, даже если он видит ее впервые, Агафья Тихоновна невеста уже «семнадцатая», в чем сознается самому себе только несчастный старик Жевакин, блистательно сыгранный Николаем Ротовым. Артист дарит своему моряку-отставнику неповторимо лиричные, удивительно трогательные интонации, что может превратить его «впоследствии» в Ревунова-Караулова из чеховской «Свадьбы».

Слугу Степана артист Александр Баров тоже поначалу увидел греком Дымбой из того же шедевра. Но позже Степан убедительно переквалифицировался в черта, взяв себе в сообщницы лукавую Дуняшку - Дарью Гришаеву.

В том же Русском театре пьеса «Валентин и Валентина» М.Рощина воплощена режиссером Виктором Прокоповым и художником Светланой Лукашенко как метафорическая история любви вне времени и пространства. При всей серьезности намерений постановщиков пьеса «космической» нагрузки не выдерживает, будучи привязана к конкретной эпохе, где было свое «давление обстоятельств» и своя борьба за выживание, окрашенная в тона социальной драмы.

В спектакле вперед вышли персонажи второго плана.

Темпераментно и ярко сыграна артисткой Ириной Дементовой мать Валентина Лиза - страстная, искренняя, живая. Интересно меняется характер ее случайного гостя, забулдыги Володи. Во второй части герой Андрея Демышева неожиданно предстает лиричным и человечески значительным.

Балетный триптих Музыкального театра «Виват, Дягилев!», составленный из «Весны Священной» И.Стравинского, «Половецких плясок» А.Бородина и «Шахерезады» Н.Римского-Корсакова, соревновался по сути сам с собой, а мог бы стать спектаклем открытия (или закрытия), поскольку в афише других музыкальных постановок не было.

Достойна уважения самостоятельность подхода к материалу балетмейстера Николая Маркелова, его стремление создать суверенный образный сюжетный мир на основе знаменитого балетного мифа.

Перспективным артистом заявил себя молодой солист Ильшат Умурзаков в партии Золотого лучника из «Половецких плясок». Эффектна в партиях Весны и Избранницы балерина Елена Овечкина в балете Стравинского. Загадочной и страстной предстала Зобеида Ирины Поповой из «Шахерезады».

В балете есть значительность, благородство стиля и культурный фон, существенный при воплощении замыслов подобного рода.

Смелым показалось соединение в спектакле двух оркестров. Дирижер Николай Роготнев и хормейстер Людмила Елисеева сделали многое, чтобы изысканная музыка триптиха звучала, не теряя страстности и ритмической активности.

Действие перемежалось глубоким и доходчивым историко-культурным комментарием музыковеда Юрия Толкача, что тоже редкость для балетных постановок.

Смешанные чувства вызвали два других фестивальных спектакля.

«Зимняя сказка» Шекспира в постановке режиссера Романа Родницкого и художника Натальи Зувович из Сарапула повторяла модные у нас нынче «зады» европейской режиссуры 20-летней давности.

«Перпендикулярно» классическому сюжету режиссер выстраивает свой радикалистский сюжет, призванный «обновить» действие, сместить и обострить оценки и акценты.

В Сарапуле «поверх Шекспира» придумали новогодний маскарад в казенном месте вроде больницы. Оправдано это тем, что сын короля Леонта и королевы Гермионы Мамиллий - мальчик болезненный и нелюдимый. Сумеречность лирико-философского смысла этой грустной сказки получает дополнительное обоснование: Мамиллий в исполнении юного артиста Игоря Голдина несет трагическую тему Судьбы, Рока, Совести, даже после смерти пристально «надзирая» происходящее.

Сильные сцены есть во второй части у Сергея Дувовикова - короля Леонта. Замечательно точна в роли Паулины, наперсницы королевы, Галина Есырева. Но при наличии интересных деталей спектакль кажется вымученным.

Еще более тяжелые ощущения оставила постановка Удмуртского театра «Одноклассница» по пьесе Ю.Полякова (так она названа в переводе И.Григорьевых).

Испытывая дефицит национальных пьес, театр перевел пьесу русского автора, по природе своей журналистскую, репортажную, написанную в духе модных нынче «расследований». Словно в ковчеге, здесь собраны вместе «яркие представители» современного пестрого общества: олигарх, бомжующий поэт, священник, «добродетельная шлюха»... Все они изъясняются декларациями. Действие развивается как задачка из учебника, в котором ответ известен заранее. Кроме того, сюжет сдобрен мелодраматическими пассажами, что на зрителей всегда действует безотказно.

Молодой режиссер А.Ложкин, не придавая содержанию объема, разводит простые мизансцены, а роли строит, следуя легко узнаваемой типажности.

Пожалуй, лишь художнику Ольге Глуховой удалось найти свою тему. Следуя репортажной интонации автора и пользуясь аскетичной черно-белой гаммой, она создала среду драматически насыщенную, графически четкую и строгую.

Интереснее показались на фестивале театры, ориентированные на новое поколение.

В Ижевском театре «Молодой человек» молодой режиссер Андрей Опарин по своему сценарию поставил спектакль-игру «Мальчиш-Кибальчиш», где рассказ Аркадия Гайдара, написанный летом 1931 года в хабаровской... психбольнице, стал поводом для драматического исследования эпохи и судьбы предвоенного поколения «оторванных» подростков.

Спектакль поражает свободой и цельностью замысла. В нем не только трагическая патетика знаменитого сюжета, но и жесткая историческая ирония параллельного комментария.

Действие развивается в двух смысловых потоках. Детдомовская молодежь под надзором фанатичной училки играет основной сюжет, а в это время юные артисты из нынешнего детского ансамбля в чистеньких цветных костюмчиках сладостно поют «старинные» пионерские песни про счастливое детство, создавая сложный контрапункт сюжету.

Сам же Мальчиш - это тряпичная кукла, до святости простая и беззащитная, которую ребята замечательно оживляют в прологе и, явно не ведая, что творят, отпускают в финале на крестные муки.

Другая игра, на сей раз для детей от трех до шести лет, придумана в Глазовском театре «Парафраз» режиссером Дамиром Салимзяновым по своей пьесе «Просто игра» (сценография Инны Ивановой).

Театр сочинил волшебное развлечение в уютной темноте для детей, склонных верить в чудеса.

Фокусы, которые со странной улыбкой вытворяет молодой артист Иван Васильев, качаясь на облаке или зажигая звезды, изобретая неведомых зверушек или устраивая домашний театр теней, явно способны вселить творческий дух в кого угодно.

Не всякий фестиваль может предложить зрителям целых два полноценных спектакля по пьесам Карло Гоцци. В Удмуртии это случилось.

«Принцессу Турандот» в Театре кукол поставили режиссер Федор Шевяков и художник Геннадий Аверкин. Спектакль вышел избыточно красивым, что принципиально для постмодернистских фантазий Гоцци, где переплетаются роскошь, ирония и страсть.

Работая в сложной стилистике «человек - кукла», артисты виртуозно интонируют, ведя интригу, смело общаются со зрителями, ухитряясь вплетать в действие комментарии по поводу нынешних событий.

Прежде всего нам явлена изощренная борьба двух эгоизмов, где побеждает, прежде всего, саму себя, принцесса Турандот - изумительная Галина Шевякова.

Ее героиня - женщина с прекрасным лицом и мучительно чувственным мозгом - сама себе организует немыслимые препятствия, чуть ли не упиваясь отчаянием. Следить за этим «женским мазохизмом» - наслаждение.

Второй спектакль по Карло Гоцци, признанный, кстати, лучшим на фестивале, «Чудовище» Глазовского муниципального театра «Парафраз» в постановке Дамира Салимзянова.

Это романтическое зрелище покорило зрителей и жюри молодостью, свежестью интонаций, радостной свободой во владении стихом, лукавым озорством в обращении с сюжетом, где есть, однако, лирическая энергия и вовсе не шуточный баланс над бездной ужаса и смерти.

Молодые артисты с завидным и заразительным удовольствием «играются» в комедию дель арте, не заморачиваясь насчет каких-либо теоретических выкладок.

Смелую, радостную и страстную игру искусства и судьбы можно, наверное, счесть девизом любого театрального праздника.

Это в очередной раз доказала «Театральная весна - 2012» столицы Удмуртии.

Фото предоставлены СТД УР

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.