Гимн истории Российской / "Война и мир" (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко)

Выпуск №8-148/2012, Премьеры Москвы

Гимн истории Российской / "Война и мир" (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко)

Постановка грандиозной музыкальной эпопеи С.С.Прокофьева «Война и мир» в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко символична в год российской истории, каким объявлен 2012-й. Так же, как символичен сам факт того, что отметить этой постановкой 200-летие победы над Наполеоном решил именно этот театр, на сцене которого «Война и мир» прозвучала в Москве в 1957 году впервые в постановке Самуила Самосуда, Леонида Баратова, Павла Златогорова и Бориса Волкова. Нынешнюю постановку осуществили сегодняшние корифеи театра - Феликс Коробов (музыкальная часть), Александр Титель (режиссура) и Владимир Арефьев (сценография).

Масштабность партитуры Сергея Прокофьева, над которой он трудился более десяти лет, соответствующая величию замысла романа Льва Толстого, традиционно вызывала к жизни постановки столь же масштабные и стремящиеся к достоверному сценическому воплощению исторических событий. Таковы и постановка театра 1957-го, таковы и две постановки Мариинского театра. Не лишена подобного стремления и новая работа Театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко: герои ее одеты в красивые стилизованные исторические костюмы Ольги Поликарповой и вполне освоили манеры времен Александра I, массовые военные сцены впечатляют своей мощью, хотя и лишены динамичности. Но динамичность, как и точная историческая реконструкция событий романа-оперы, и не входит в замысел авторов постановки. Спектакль, тринадцать картин которого разделены на две части - мир и войну, наделен особой романтической атмосферой и полон условных символов. Его действие разворачивается в абсолютно белом пространстве, и лишь по-классицистски симметрично увлекающие в глубь сцены квадратные колонны, выделяющиеся прямо из стен, отсылают к эпохе оперного сюжета. Условно-символически наполняется это пространство хаотично расставленными стульями и огромными лежащими люстрами в первой части, где показана история взаимоотношений Наташи Ростовой и Андрея Болконского. И столь же символично решаются сцены военных действий во второй части спектакля - как сменяющие друг друга грандиозные статичные фрески, напоминающие монументальные полотна художников XIX века. Среди грандиозных военных массовок, задействовавших не менее трехсот человек, на первом плане выделяются фигуры Кутузова в величавом исполнении Дмитрия Ульянова и Наполеона в сосредоточенном исполнении Арсена Согомоняна.

Точно и рельефно артистам и авторам этого величественного сценического полотна удается «прорисовать» каждый отдельный образ из многочисленных персонажей, одно перечисление которых в программке занимает три страницы. В военной части особое внимание привлекают повар Наполеона господин де Боссе (Вячеслав Войнаровский), капитан Рамбаль (Дмитрий Степанович), генералы Бенигсен (Денис Макаров), Ермолов (Феликс Кудрявцев), Барклай де Толли (Наджмиддин Мавлянов). В первой, мирной части замечательны бесшабашные Элен (Ксения Дудникова) и Анатоль (Сергей Балашов), благородные Ахросимова (Наталья Владимирская) и Пьер Безухов (Николай Ерохин). Отдельного внимания заслуживают исполнители главных персонажей - очаровательно-женственная и утонченно-хрупкая Наталья Петрожицкая в роли Наташи Ростовой и умудренно-романтичный Дмитрий Зуев в роли Андрея Болконского. Их безупречный вокал заслуживает самых высоких эпитетов. Лирическая линия особо акцентирована интересными режиссерскими приемами. Экспозиция героев, изливающих свои романтические чувства в первой картине, дана где-то «меж небом и землей» - в кущах ночных деревьев, созданных средствами видеоарта. Звучание знаменитого лирического вальса, символизирующего чувства Наташи и Андрея, иллюстрировано в сцене знакомства во второй картине пустой белой залой, постепенно заполняющейся легко скользящими кружащимися парами, а в предпоследней картине - кульминационным вальсированием влюбленных, во время войны сливающихся в своем последнем танце...

Блистательно поставлена Феликсом Коробовым музыкальная часть спектакля: точность прочтения авторского текста сочетается в его интерпретации с необычайной легкостью и динамичностью звучания этого монументального сочинения, которое воспринимается на одном дыхании. Великолепно выверенная музыкальная архитектоника сложнейшей прокофьевской партитуры сложилась в законченное целое с лирическими и патетическими кульминациями, последняя из которых - финальный народный хор - так глубоко затронула за живое, что благодарная публика стоя приветствовала артистов.

Желающим услышать новый монументально-оперный шедевр Театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко стоить поторопиться: спектакль столь трудоемок, что принято решение сыграть его еще только восемь раз - четыре будущей осенью, и четыре следующей весной.

 Фото Вадима Лапина и Олега Черноуса

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.