Добрый «Добрый театр»

Выпуск №4 - 114/2008, Содружество

Добрый «Добрый театр»

Весной в городе Энергодаре (Украина) прошел IX Международный театральный фестиваль «Добрый театр». Фестиваль этот существует 18 лет (он проходит один раз в два года), и его афиша становится все разнообразнее и интереснее, на него приезжают как старые друзья фестиваля, так и новые, впервые почувствовавшие на энергодарской земле особый аромат этого фестиваля и, прежде всего, его Доброту. Ведь недаром главный приз «Серебряный колокольчик» жюри присуждает именно за самую добрую постановку. Таковым в этом году стал спектакль Киевского национального театра русской драмы им. Леси Украинки «Солдатики» («Чморик, или Подсобное хозяйство») В. Жеребцова.

Это драма о солдатах, несущих службу в подсобном хозяйстве на свиноферме в байконурской степи Казахстана. Владимир Жеребцов, работающий корреспондентом газеты «Стерлитамакский рабочий», обращается к актуальнейшей сегодня теме — жизни армии, показывая не лучшую ее сторону. Пьеса проста, чиста, ясна, отчасти наивна, но очень человечна и искренна.

Сержант Хрустяшин (Виталий Иванченко), деревенский парень, уже повидавший виды «армейский дед», которому осталось служить всего два месяца, и вновь прибывший долговязый, тщедушный студент из Петербурга, восторженный интеллигент Новиков (Андрей Пономаренко) в нечеловеческих условиях не только борются за выживание, но и за свое «я». За право остаться людьми, не предать друг друга, они платят ценою собственных жизней. В отличие от пьесы режиссер Кирилл Кашликов поставил в финале трагическую точку — на двух могилках зажигаются свечи.

Киевский театр драмы и комедии «На левом берегу Днепра» показал «Женитьбу» Н. В. Гоголя в постановке Юрия Одинокого.

Действие спектакля, которому уже шесть лет, двигается тяжело, скучновато и прерывисто. Ничто не предвещало открытий до встречи Подколесина с Агафьей Тихоновной. И вот тут, как говорится, начались именины сердца и души.

Каждое движение Подколесина — Владимира Горянского, поворот головы, прищур наивных чистых глаз, ироничная полуулыбка, поразительная внешняя и внутренняя пластика, острые жесты — необыкновенное пиршество красок и эмоций! Актер играет то маленького человека, живущего в своем мирке, то большого ребенка. А как уморительно он говорит, как изящно двигается — стихия его виртуозного мастерства сразу заслонила все.

Режиссер Юрий Одинокий привнес в спектакль свой хэппи-энд. Подколесин, конечно, выпрыгивает из окна, но Агафья Тихоновна (Татьяна Куликовская) прибегает к нему домой, где они нежно прислоняются друг к другу, и она уводит его, вероятно, в светлое семейное будущее.

«Наш театр» из Санкт-Петербурга так же, как и на прошлом фестивале два года назад, покорил энергодарцев.

Кровавая повесть «Я — Медея!» Жана Ануя, поставленная Львом Стукаловым, поднимает сложные проблемы бытия, борьбы между здравым смыслом и бескомпромиссностью.

Непримиримая и метущаяся Медея (Марианна Семенова) восстает против того, чего больше всего хотел Язон (Сергей Романюк) — против обыденного простого мещанского счастья.

Актриса Семенова блестяще играет бунт Медеи, разрушивший ее душу, играет глубоко, темпераментно, страстно.

Сцены Язона и Медеи необыкновенно эмоциональны, ибо в них идет борьба не на жизнь, а на смерть. Не найдя себе места в мире, который она не принимает, Медея, убив своих детей, погибает в огне.

Гомельский драматический театр из Белоруссии обратился к А.Н.Островскому. Многие режиссеры считают Островского одним из самых трудных драматургов, и играть в его комедиях, которые Добролюбов назвал «пьесами жизни», — значит сдавать экзамен на профессиональную зрелость.

«Правда хорошо, а счастье — лучше» поставлена режиссером Виталием Барковским негромко, сдержанно, без режиссерских новаций и самовыражений. В центре спектакля — старая нянька Филицата в сочном и ярком исполнении Евгении Коньковой. Именно она задумывает и осуществляет сложную интригу, которая и ведет к благополучной развязке: воссоединению Мавры Тарасовны (Галина Широкшина) со старым веселым балагуром Силой Грозновым (Федор Иванов), без которого не видать бы счастья молодым — поэтичному Платону Зыбкину (Игорь Ламанович) и Поликсене (Виолетта Сарвирова). Необходимо отметить, что у всех актеров очень хорошая речь, это необычайно нынче редко на сценах даже многих столичных театров. Перед нами — простодушный, старый добрый театр, по которому лично я скучаю и который очень люблю. Театр «Атомик» города Энергодара показал «Русалку» А. С. Пушкина, которая не имеет сколько-нибудь значительной сценической истории.

Короткий сказочный сюжет неоконченного «романтического этюда» поставлен режиссером Михаилом Изосимовым и разыгран актерами театра с большой любовью и пиететом к миру поэзии Пушкина.

Необыкновенно яркие народные украинские наряды (действие происходит на берегу Днепра), красивые одежды князя, веселые и грустные, щемящие жалобные «русалочьи» запевы — все это создано и подобрано точно и со вкусом. Актеры органично вписываются в пушкинское действо: Мельник, а потом Ворон (Михаил Изосимов), его дочь (Виктория Баскаева), раскрывающая перед нами чувства оскорбленной, но любящей женщины, Князь (Антон Окованцев), проникновенно проживающий свою судьбу.

Особо хочется отметить юную Маргариту Подлужную — маленькую очаровательную Русалочку, которая увлекает на дно Князя — своего отца. Небольшой, но изящный спектакль энергодарцев стал украшением афиши фестиваля.

«Мертвые души» Н. В. Гоголь создавал большей частью в Париже и в Риме. Но, как он писал, «глаза мои чаще смотрят только в Россию и нет меры любви моей к ней». Эта любовь и руководила им в работе над «Мертвыми душами» так же, как и режиссером Сергеем Постным и актерами Химкинского театра «Наш дом».

В спектакле, как и в романе, предстает вся Русь во всем ее пространстве, картина жизни, в которой заняли свое место выведенные Гоголем и сыгранные актерами персонажи.

Режиссер придумал очень интересный ход — у него в спектакле три Чичикова — Ярослав Агекян, Евгений Крохин и Андрей Осипов. Каждый из них поочередно приходит к помещикам и каждый приспосабливается к характеру своего собеседника. А помещики все очень колоритные фигуры, в которых, как всегда у Гоголя, сливаются воедино смешное и грустное. Особо выделяется Плюшкин (Владимир Красовский). Он мужествен, даже деловит, скупость у него цепкая, накопительство — всеобъемлющая страсть.

Все три Чичикова — ловкие авантюристы, предприниматели, играющие на человеческих слабостях, у которых все продумано и рассчитано.

Диву даешься, насколько современно звучит текст Гоголя, написанный около полутора веков назад!

Постоянный и любимый зрителями участник фестиваля театр «Верим!» из Днепропетровска неожиданно решил посмешить его поклонников комедией Людмилы Разумовской «Бесприданник». Правда, на поверку история оказалась не очень-то и веселой.

В брачной конторе «Один плюс» собираются пять одиноких женщин с разными судьбами и разными характерами — бывшая доярка баба Паша (Фаина Церокова), бизнес-вумен Фроська (Варвара Воронина), школьный библиотекарь Томусик (Виктория Литвиненко), писательница Марго (Виктория Чернова) и сотрудница этой фирмы (Татьяна Хомаха). Все они борются за одного жениха, невзрачного мужичонку, без средств к существованию, без площади и без определенных занятий (Владимир Косоног). По ходу действия в разговорах о насущных проблемах черты сегодняшней жизни предстают в спектакле крупным планом и делают его очень современным. Известный режиссер Владимир Петренко гротесковую ситуацию доводит до абсурда.

Нижегородский областной драматический театр из города Сарова показал комедию Надежды Птушкиной «Рождественские грезы» («Пока она умирала»). Эта пьеса обошла сцены большинства российских театров, привлекая своей человечностью. Кроме того, пьесы Птушкиной — «актерские», дающие большой простор для создания образов героев — от психологических нюансов, до гротеска. Режиссер  В. Богомазов поставил бытовую мелодраму.

Игра  Л. Романовой (Софья Ивановна) и А.Дорониной (Татьяна) несколько монотонна, и основным стержнем спектакля становится К. Алексеев (Игорь). Он играет живо, тонко, деликатно, с юмором. Пьеса написана репризно, и актеры отрабатывают эти репризы, нигде не переигрывая, хотя часто ситуации дают такую возможность.

Культура чувствуется и в сценографии. Она очень проста — комнаты, кухня, передняя, вдали светящиеся окна соседних домов (художник В. Ширин), но функциональна. Элегантно музыкальное оформление — песни в исполнении Вероники Долиной неназойливо проникают в грезы каждого героя.

Драматический театр из подмосковного города Королева, созданный в 1924 году, только с 2006 года стал профессиональным. Новый главный режиссер Андрей Крючков ориентируется на мировую европейскую драматургию и русскую классику. На фестиваль он привез нечасто играемый трагифарс Славомира Мрожека «Мужчины и женщины» (по пьесе «Вдовы»).

Спектакль, поставленный и оформленный сценографически и музыкально Андреем Крючковым в красно-черных тонах, очень стильный, элегантный, с красивыми костюмами и обстановкой, рассказывает веселую и грустную историю, такую же абсурдную, как вся наша жизнь.

Киевский камерный театр-студия «Дивный замок» обратился к творчеству американского писателя, родоначальника детективного жанра Эдгара По и по его новеллам «Вильям Вильсон», «Король Чума» и «Маска красной смерти» по сценарию Елены Иванченко и в ее же режиссуре создал мистический детектив «Маска красной смерти» — яркое, красочное действо, в котором главный герой не может решить вопрос: что же настоящая реальность — ты или твое отражение? Спектакль киевлян дает ответ — человеку не укрыться от своей судьбы.

На фестивале с большим успехом были сыграны сказки для детей — «Великий лягушонок» Л. Устинова (Драмтеатр, Королев), «Жаба» Е. Иванченко (Театр «Дивный замок», Киев), «Клубничное королевство» В. Зимина (театр «Наш дом», Химки), «Серебряная сказка» М. Бартенева (театр «Верим!», Днепропетровск).

Студенческий театр Университета искусств имени И. П. Котляревского из Харькова показал на фестивале экспериментальный этюд «Весна, похожая на осень» О. Гринива и музыкально-силуэтный этюд «Иллюзия действительности» А. Солоняка. В рамках фестиваля прошли мастер-классы Е. Т. Русаброва, заведующего кафедрой актерского мастерства и режиссуры анимации Харьковского университета искусств им И.П.Котляревского; А. И. Веселовской, профессора кафедры театроведения Киевского театрального института им. Г.Карпенко-Карого и Э.Г. Макаровой, заведующей кабинетом театральной критики Союза театральных деятелей России.

На закрытии IX Международного фестиваля «Добрый театр» были вручены премии фестиваля.

Главный приз «Серебряный колокольчик» за самый добрый спектакль — «Солдатики», Театр русской драмы им. Леси Украинки, Киев.

За лучшую режиссуру — Лев Стукалов «Я — Медея», «Наш театр», Санкт-Петербург.

За лучшую мужскую роль — Владимир Горянский за роль Подколесина в спектакле «Женитьба», театр драмы и комедии «На левом берегу Днепра», Киев.

За лучшую женскую роль — Марианна Семенова за роль Медеи в спектакле «Я — Медея», «Наш театр», Санкт-Петербург.

За лучшую женскую роль второго плана — Фаина Церокова за роль Бабы Паши в спектакле «Бесприданник», театр «Верим!», Днепропетровск.

За лучшую мужскую роль второго плана — Владимир Красовский за роль Плюшкина в спектакле «Чичиков и К», театр «Наш дом», Химки.

Специальные призы: Театр «Атомик», Энергодар. «За творческое осмысление драматургического наследия А. С. Пушкина в спектакле «Русалка».

Приз «Надежда фестиваля» — Маргарите Подлужной за роль Русалочки в спектакле «Русалка», театр «Атомик», Энергодар.

Приз кафедре мастерства актера и режиссуры театра анимации Харьковского университета искусств им. И.П.Котляревского — «За успехи в воспитании современного синтетического актера».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.