Лаборатория театрального искусства и любви / "Молдфест.Рампа.Ру"

Выпуск №8-148/2012, Содружество

Лаборатория театрального искусства и любви / "Молдфест.Рампа.Ру"

В Кишиневе (Молдова) прошел III Международный театральный фестиваль-лаборатория камерных театров и спектаклей малых форм «Молдфест.Рампа.Ру». Название длинное. Каждое слово говорит само за себя. Однако стоит заметить, что одно из них появилось лишь на третьем фестивальном году, несмотря на то, что точно отражало суть этого форума и раньше. Это слово «лаборатория».

Фестиваль действительно - настоящая творческая лаборатория. Мастерская, где вдохновенно в поисках точек соприкосновения обсуждались с утра и до вечера многочисленные фестивальные спектакли, где сталкивались мнения представителей современного театрального искусства самых разных направлений и стилей. Где актеры, режиссеры, критики, окунувшись с первого дня в фестивальную круговерть, забывали «вынырнуть» из нее не только за завтраком, обедом или ужином, но и далеко за полночь, засиживаясь в арт-клубе, организованном для этого в одном из гостиничных кафе. Но, в отличие от многих других веселых посиделок, принятых в фестивальной среде, здесь царила атмосфера созидания и познания как друг друга, так и театральных процессов, происходящих в Молдавии и на родине многочисленных гостей фестиваля.

Отчасти тому «виной» инициатор и организатор фестиваля - Государственный молодежный драматический театр «С улицы Роз», бессменным руководителем и главным режиссером которого является Юрий Аркадьевич Хармелин. Коллектив в большей степени молодежный, хотя в труппе состоят и артисты зрелого возраста, но главное - по духу молодой. Театр существует более 30 лет. Зарождался он на базе обычной средней школы № 55, располагавшейся на улице Роз. Так и называлась театральная студия при этой школе - «На улице Роз», а когда коллектив переехал в здание Городского театрального лицея, поменяла в названии предлог.

Теперь театр «С улицы Роз» не просто студия, а полнокровный театральный коллектив с государственным статусом. Впрочем, громкая приставка мало помогает ему. Театр, уже третий год подряд организующий фестиваль международного масштаба, до сих пор не обрел своего дома, ютится в небольшом помещении при театральном лицее, не способном вместить всех своих поклонников. При этом на спектаклях театра - неизменный аншлаг. А министерство культуры продолжает игнорировать существование и театра, и фестиваля.

Обретя профессионализм и мастерство, театр не растерял студийный дух и молодой запал. И эта его особенность отразилась на фестивальном настроении. Когда не жизнь - театр, а театр - это жизнь.

Артисты театра «С улицы Роз» не только выступали на сцене, они участвовали во всем - от встречи гостей на вокзалах, в аэропорту до обслуживаний. Все работали четко, как часовой механизм, но в то же время с искренним интересом и заботой и как-то ненавязчиво, незаметно, давая гостям возможность полностью окунуться в фестивальный водоворот, не отвлекаясь на дела насущные. Ощущение любимого и важного дела, которое прочитывалось в заботе принимающей стороны, не могло не подкупить приглашенных.

А география фестиваля простиралась от Люксембурга, через всю Европу, до России, захватив в свою орбиту Израиль. На третий форум съехалось 18 театральных коллективов из 16 городов 7 стран мира. Это только артисты, занятые в спектаклях, но еще было немало приглашенных - артистов, режиссеров, театральных критиков - из Албании, Белоруссии, Болгарии, Германии, Грузии, Израиля, Литвы, Молдовы, России, Украины.

На фестивале работало сразу два экспертных совета - основной и - впервые - молодежный, состоявший из участников семинара театральной критики СТД РФ под руководством Н.Д.Старосельской. В этом качестве ее подопечные в разных составах принимают участие уже в пятом театральном форуме.

Фестиваль «Молдфест. Рампа. Ру» открывали его хозяева премьерным спектаклем «Маскарад» М.Лермонтова в постановке Юрия Хармелина. На роль Арбенина был приглашен художественный руководитель харьковского театра «Ланжерон» Виталий Бондарев. Он старше кишиневских коллег, и главный герой явно выделяется на фоне остальных уже в силу возраста. Но по духу он един с одинаково одетой массовкой игроков, дьявольских оборотней - жестоких и в то же время ущербных. Он вполне вписывается в мир одушевленных масок - странных и пугающих своей коварной сутью, но и страшащихся быть уязвленными, стать посмешищем, а потому сбивающихся в общую стаю черных воронов. Он - король карточной клики, но на деле - такая же пешка, позиция которой всегда уязвима.

Женитьба на молодой девушке - это попытка вырваться из адского круга. Влюбленность приходит позже, но по сути герой остается прежним, и злодеяние, которое он совершает, - не просто безумный шаг отчаявшегося ревнивца, а естественный исход. Он, как и вся масса пустосвятов, такое же непреложное бездушное зло, несущее лишь страдания.

А королем чертовской карточной компании становится князь Звездич (Василий Павленко), недавно понукаемый и гонимый ею. С появлением этого персонажа на бале становится немного не по себе - вдруг понимаешь, что зло имеет свою градацию. Звездич - изощренное зло. Прожженный лицемер, он доказал свое право на особое положение и, в отличие от Арбенина, не сделает ошибки: не станет бежать из братского круга, но с удовольствием займет место главного подлеца.

Восприятию спектакля мешало ощущение, что артистам неуютно в костюмах, они не всегда чувствуют текст, не в полной мере поняли дух лермонтовской эпохи. Можно было бы оправдать это тем, что созданная в спектакле история - универсальная. Но спектакль явно воссоздавал ситуацию прошлого времени в сопоставлении с современным, а значит, предполагалось полное соединение с материалом.

«Продавец дождя» Ричарда Нэша (режиссер Нугзар Лордкипанидзе) - история «обыкновенного чуда». Здесь Билл Старбак (Василий Павленко) - не примитивный мошенник, не хитрый делец и даже не обаятельный авантюрист Остап Бендер, изобретший 400 сравнительно честных способа отъема денег. Он человек-волшебник, человек-метафора. Ирреальный персонаж, творец добра, тот, кто дарует надежду и помогает обрести веру. Он приносит в семью Карри чудесное, волшебное разрешение так давно назревавших проблем, пролив на души жаждущих дождь просветления, очищения. Блистательная работа артиста. А если вспомнить, что в «Маскараде» Василий Павленко удачно сыграл героя абсолютно другой природы - рационального, расчетливого, то вызывает восхищение, какой богатой артистической палитрой он обладает.

Чудо, которое снизошло на семью Карри, не случайно. Это прекрасная семья заботящихся друг о друге, любящих людей, каждый из которых зашел в тупик, с одной стороны, жертвуя собой ради своих близких, с другой - зациклившись на своих проблемах и комплексах.

Ольга Софрикова (Лиззи) замечательно сыграла перерождение своей героини из угловатой, нелепо вытягивающей шею неказистой девчонки в обаятельную женщину, знающую себе цену, гордо и красиво несущую себя, сумевшую обратить на себя внимание того, кто ею любим.

Стоит отметить также замечательное сценографическое решение Николая Андронатия. Все предметы - стол, стулья, барная стойка, дверь сделаны добротно, по-настоящему. Они - как олицетворение крепких уз этой славной семьи. Кроме того, если бы хоть на секунду возникло сомнение в реальности обстановки, невозможно было бы и ощущение волшебства, потому что оно приходит только с искренней верой в то, что чудо существует. И правдой при этом должно быть пронизано все - каждая деталь интерьера, одежды, каждый нюанс слова, жеста и даже пролившийся, наконец-то, в финале дождь.

В «Нюре Чапай» Николая Коляды предстают, напротив, нелицеприятные реалии современного быта - семья вроде бы бездушных, зацикленных только на себе, использующих друг друга для получения собственной выгоды, жестоких людей. Эту семью впору назвать компанией, где слово «любовь» употребляется лишь в корыстных целях. Однако финал дает надежду. А для этого надо было хорошенько потрудиться и отшелушить заскорузлый налет обид, унижений, потерянных иллюзий. Режиссеру Юрию Хармелину удалось вскрыть истинное содержание семейной истории.

Спектакль этот - об отсутствии любви, вернее, о губительном неумении ее проявлять. Бабушка - женщина эмоциональная, взрывная, она всю жизнь «шашкой махала», забывая проявлять нежные чувства к своей дочери. Дочь Лана, недополучив любви, спряталась в своих взаимоотношениях с детьми за псевдопедагогическими наставлениями, и как результат - дочь и сын мало с ней считаются и обижены на весь мир.

Спектакль - настоящий бенефис Людмилы Колохиной, сыгравшей Нюру Чапай. У нее хорошие партнеры - Елена Тендель (внучка Лиляка), своим странным, дерзким смехом будто создающая музыкальный фон истории, Максим Чеботарь (внук Сашид), антипод сестре - пасмурный, вечно недовольный, и Альбина Самарцева (Лана), нервная, постоянно кружащая по сцене, будто создавая пластический образ семейного хаоса.

Особая удача - многозначный финал спектакля, который каждый может трактовать по-своему.

Государственный театр драмы и комедии им. Н.Аронецкой из Тирасполя привез весьма сложный, глубокий спектакль «Черный квадрат», в основе которого - фрагменты из нескольких рассказов Леонида Андреева и его пьесы «Жизнь человека». Название отсылает к картине Казимира Малевича, и режиссерское решение Дмитрия Ахмадиева утверждает в этой аналогии. Спектакль - о поиске лучшей доли, счастья, любви в хаосе всеобщей истории.

Нет отдельного человека, отдельной жизни, все спаяны воедино черным квадратом, выстроенным из частиц - мелких кубов, даже кубиков. В принципе, каждый - и черный квадрат со своим смыслом и правом жизни, и единица целого многозначного квадрата, в котором переплетаются сюжетные линии, судьбы и смыслы.

В спектакле использован особый художественный прием - запредельная эмоция; мысль рождается из бешеного ритма эмоции. Сначала появляется импульс в виде слова, крика, различных звуков, движения, потом они сходятся воедино. Речь героев быстра, движения стремительны - все это дает ощущение общего нерва, общей сути бытия, пульсирующего как одно целое, эпохи, которая складывается из разных поколений.

Показался только излишним выход артистов за сцену и обращение напрямую к зрителям, которые и без того находятся под очень сильным воздействием.

Театр творится здесь и сейчас - искренне и по-настоящему. И в этом невероятном накале эмоций, который передается артистами в зал, существует правда жизни.

Самым масштабным спектаклем фестиваля стала постановка «Сочинение на тему любви» Самарского муниципального театра драмы «Камерная сцена». Художественный руководитель театра, постановщик спектакля Софья Рубина инсценировала книгу Михаэля Вика «Закат Кенигсберга».

Любовь - цементирующая основа и связь всех многочисленных персонажей этой постановки. Любовь здесь простая, неброская, без пафоса, но настоящая - именно такая, что может жить в сердцах людей, которым выпала доля родиться в страшное время войны.

Главный герой Курт Херрман (Евгений Клюев) - мальчик, живущий в Германии, его папа - немец, а мама - еврейка. К началу Второй мировой войны его изгоняют из школы, он обязан ходить со звездой Давида на груди. Двое его школьных друзей - из семей чистокровных арийцев, лишь один из них нашел в себе мужество остаться преданным дружбе с Куртом. Еще один одноклассник, в чью сестру нежно и по-юношески бесшабашно влюблен главный герой, поляк по происхождению. И Курту предстоит, видя, как его друзей-поляков отправляют на поездах невесть куда, осознать, что их везут на смерть.

Все сюжетные линии ведут к главному герою, будто концентрируя на нем ужас и дикость войны. Несмотря на то, что Курту приходится изменить своим принципам - воровать, прибегать к разного рода ухищрениям, чтобы добыть кусок хлеба для своих близких, в душе он остается тем же хорошим, добрым, славным пареньком. Это подчеркнуто и неизменностью костюма - как и в безоблачной юности, к концу спектакля герой остается в школьной форме.

Спектакль временами сентиментальный, иногда даже наивный, но в этом и его прелесть. Он сущностный. Каждому из героев этой постановки уготовано свое испытание, чей-то земной путь закончится, кому-то удастся выжить в адском месиве войны, но из разных сочинений на тему любви и войны, вобравших в себя истории многих судеб, останется одно, самое главное, самое правдивое, истинное и простое: «Любовь - это когда тебя понимают».

Практически треть постановок в фестивальной афише -моноспектакли. Не удалось увидеть «Блистательный Санкт-Петербург» Ю.Томашевского - судя по восхищенным отзывам, стоит только сожалеть, что знакомства не случилось.

«Соло» «Высоцкий. Жизнь без сна...» (Харьков) запомнился, в первую очередь, тем, что Дмитрий Макляков не пытался воспроизвести манеру Высоцкого, не дал повода упрекнуть себя в подражательстве. Он ходил на грани, «по лезвию ножа», но смог удержать свою высоту.

Московский музыкальный театр Ирины Евдокимовой привез на фестиваль сразу две постановки, предоставив публике возможность увидеть главную артистку в разных амплуа и жанрах. Театр существует благодаря интересному тандему творческих людей - певице, актрисе Ирине Евдокимовой и режиссеру Алексею Злобину. Они друг друга гармонично дополняют, кажется, будто только эти двое могут создать такие спектакли.

В спектакле «И вот мне приснилось...», кроме Ирины, участвовали музыканты, во втором спектакле «Посвящается Я...» многоликость образов она воссоздавала без чьей-либо поддержки. В обоих случаях артистка проявила многогранность своего таланта и как певицы, и как драматической актрисы.

«И вот мне приснилось...» - музыкальное ретро, начинающееся с конца XIX века и заканчивающееся в 1980-е. Это не просто песни, каждая из них - мини-спектакль, а вместе - история развития человека, женщины, тип которой меняется от хрупкой, тонкой, томной - к строгой, жесткой, даже грубой. Смутило только исполнение пары песен в начале спектакля. Манерность, доведенная до пародии, как будто насмешка над автором, над песней. Впрочем, наверное, это дело вкуса.

«Посвящается Я...» - композиция текстов Иосифа Бродского, которые объединяет 1969 год. Спектакль многосложный, объемный, построенный на хрупкой, как будто мелкими, точечными, как у импрессионистов, мазками передаче образов, рождающих масштабное полотно ассоциаций. В нем почти отсутствуют декорации. Колокол, стул, пальто - практически весь нехитрый инструментарий, который предоставлен актрисе для работы. Однако ее самой вполне хватает (пластики тела, голоса, способности секундного перевоплощения), чтобы ощутить присутствие не одного, а нескольких персонажей. Ведь в спектакле развивается настоящая детективная история.

 

Главное, что покоряет в обеих работах - это ощущение сиюминутного перевоплощения, импровизации, тщательно продуманной и выверенной, как в джазовом произведении. В спектаклях, четко спланированных режиссером, ощущается некоторое пространство, оставленное Ирине для свободного парения, чем она с артистическим куражом и умением пользуется.

Мастерство перевоплощения в разные образы продемонстрировал и Всеволод Чубенко («Свой театр», Вологда). В его лице от «своего» имени ведет удивительный, полный захватывающих событий рассказ кот Кыся. Спектакль назван по имени пушистого героя. И поставлен он Яковом Рубиным по одноименной повести Владимира Кунина, хотя отличается от оригинала.

Кот Всеволода Чубенко обаятелен. Он очеловечен и вочеловечен, ему в пору быть достойным примером для некоторых представителей рода человеческого. Дружба для него - святое! И ради своего нерадивого хозяина он готов пуститься в любую авантюру, готов на подвиг. Его поступки восхищают самоотверженностью и преданностью. Он - существо высшего ранга, инициатор действий, мужественный, дерзкий и в делах, и на словах, тот, кто за крепким словцом не постоит и за крепким плечом которого спокойно не только его собратьям, но и человеку. Кыся - воплощение чести и достоинства, мушкетер-сорвиголова - страстный поклонник дам, но когда нужно, готов в любую секунду броситься на помощь, оставив нежности на потом. Очень интересно, увлекательно было наблюдать за актером и вместе с тем сопереживать герою.

Всеволод Чубенко, ведя рассказ от лица Кыси, разыгрывает роли персонажей, встречающихся на пути кота, а их более десятка, и у каждого своя манера разговора, своя жизненная ситуация.

Единственная декорация - гамак, растянутый от одной до другой кулисы (сценограф Яков Рубин). Многочисленные растяжки на гамаке превращаются то в кузов машины для перевозки бездомных животных, то в проволочный забор института физиологии, то в кабину фуры и т.д. и т.п.

Кыся - не просто кот, пусть и потрясающий. Это обобщение, некий идеал доброты, чести, порядочности и в то же время умения выживать в нелегких условиях конкретной жизни и общего мироустройства.

Каунасский камерный театр из Литвы представил моноспектакль «Коба» по одноименному произведению Эдварда Радзинского. Монолог старого человека - так определяет жанр писатель. Это монолог друга «вождя всех народов» по имени Фудзи (так окрестил его сам Сталин).

Актер Александр Рубиновас поначалу играет старика, но в процессе рассказа его герой будто бы забывает о своем возрасте, воспоминания о том, что пришлось пройти вместе с другом, вернули ему живость. Встав у руля страны, прежний друг не забыл о Фудзи - уготовил своему верному соратнику ужасы лагерей. Страх остался на всю жизнь. Впрочем, к нему примешана сентиментальная нотка обожания друга-палача. Фудзи словно по капле пытается «выжать из себя раба», но тщетно.

Ведя рассказ от имени Фудзи, временами артист предстает в образе Сталина.

Удивило в этом спектакле то, что в нем ничего не удивило. Блистательный материал в постановке, к сожалению, потускнел, многое казалось предсказуемым. Даже лампочка, которая зажигается в начале спектакля и ожидаемо - в конце. А хотелось чего-то большего.

Зато как оригинально высветил столь же затертый образ свечи Вячеслав Рыбников в моноспектакле «Семен Захарыч из «Преступления и наказания» Достоевского» таллиннского Русского драматического театра «Глагол» из Эстонии. С ее сиротливого горения посредине сцены начинается спектакль, когда зрители только заходят в зал. Она встречает их, создавая атмосферу, и вскоре к ней приходит тот, кто свет своей души оставил во мраке черного кабинета сцены. Это Семен Захарыч Мармеладов. Ее он унесет под конец с собой, наверно, уже в чистилище своей души.

Заходит Рыбников в зал вместе со зрителями, но тихо, украдкой, походкой уличного артиста, чтобы не помешать, возможно, прохожему (читать - преходящему, непостоянному зрителю), он подходит к нескольким людям, будто прислушивается к биению их сердца, к душе, пытаясь понять, какой человек в зале, насколько случайно его присутствие здесь. И только наладив интимные, доверительные отношения с публикой, он переходит к своему шутовскому и трагическому рассказу.

 

Образ маленького человека , несчастливого и несчастного от того, что приносит столько горя и страданий своим близким, создан артистом с такой скрупулезностью, так искусно, что не видно швов, тонко соединивших внутренний мир артиста с плотью и душой персонажа. Актер до такой степени, что называется, попал в образ, что точно видится сияние «одушевленных глазок» Мармеладова сквозь свет поблескивающей свечи. И описание Достоевским образа Семена Захаровича вдруг на время спектакля становится явным, наглядным.

Рыбников-Мармеладов замкнул внимание и чувства зрителей. Он сам сокрушается, сетует на себя, на свою бесхарактерность, безбожность, ничтожность духа и в то же время будто ищет сочувствия у окружающих, а еще - прощения так измучивших его грехов. В какой-то момент даже возникает ощущение просветления Мармеладова, пришедшего к истине и готового ее нести.

История рассказана, артист уходит в зал, так же, как и зашел. Проходя мимо зрителей, он подходит к некоторым из них, что-то нашептывает, быть может, одно лишь слово: «Спасибо!».

Одним из самых ярких впечатлений на фестивале стал и спектакль «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ израильского театра «Zero». На сцене - всего двое: он и она - Олег Родовильский и Марина Белявцева.

Режиссеру-постановщику и сценографу Олегу Родовильскому удалось «втиснуть» философский роман в узкое пространство сцены и чуть более чем в час действия, при этом не потерявшись в песчаных тайфунах метафизики, а предложив свой, не менее глубокий и метафоричный сценический рассказ о жизни, о любви.

Коварный песок проникает всюду. Он попадает в глаза, в уши, смешиваясь с потом, прилипает к телу. Ему в спектакле найден замечательный аналог - кусочки ткани. Они из всех частей одежды вылезают, как неутомимый песок просачивается из всех отверстий. И действительно начинаешь его ощущать, становится трудно дышать. Жуткое ощущение безысходности создает адский беспросветный труд, когда мужчина и женщина с точным ритмом одинаковых движений отгребают песок, словно рабы на рудниках. В песке увязают их мечты и надежды. Но все-таки остается любовь. Она становится основной темой спектакля, обосновывая другую, идущую параллельно тему свободы. Мужчина и женщина сосуществуют в тесном кругу ямы-тюрьмы. Борются с песком, несмотря на то, что он все равно беспрестанно засыпает их убогое жилище. Женщина уже свыклась с заданностью ситуации, а мужчина пытается идти против стихии, чтобы отвоевать право быть хозяином своей жизни, свободу своего выбора. Но позже так же смиряется с непреклонной волей кого-то свыше.

И именно чувство, вскормленное и вспоенное женщиной, заставляет мужчину, уже сумевшего выбраться из капкана песка, вернуться назад. Родина - это то место, где ты живешь, где живет любимый тобою человек. А родину, как известно, не выбирают. «Человека нельзя посадить на цепь», - говорит главный герой в начале. Можно. Можно посадить и на цепь, и в яму, но цепь можно разорвать, а из ямы вылезти, что ему и удалось сделать. А вот от любви к ставшему родным человеку, от места, где родилось это божественное чувство, не сбежишь и позволишь себя, как «мешок», снова опустить в яму. Вот такая жестокая непреложная истина.


Фото Евгения Слава

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.