Знаете ли вы, куда нужно ложиться ногами при ядерном взрыве? / Семинар "Технологические решения в современном театре"

Выпуск №8-148/2012, Мастерская

Знаете ли вы, куда нужно ложиться ногами при ядерном взрыве? / Семинар "Технологические решения в современном театре"

Ответить на этот вопрос смогли гости семинара «Технологические решения в современном театре», прошедшего на Учебной сцене Школы-студии МХАТ. Устроителями семинара стали Факультет сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ в лице его декана Виктора Шилькрота и фирма «Система» - производитель театрального оборудования. В развернувшемся творческом диалоге приняли участие педагоги Школы-студии, сценографы, технологи, технические директора, художники по свету и те, кому предстоит в будущем внедрить в театральную практику самые свежие технические открытия, изобретения в световом, звуковом, художественном образном решении спектакля и в оборудовании сцены, - студенты театральных вузов, колледжей и училищ: будущие театральные художники, технологи, художники по свету, а также все, кто интересуется современными театральными технологиями. Семинар был посвящен новым стратегическим и, как нас заверили его организаторы, безграничным возможностям технологического оснащения театра. Не случайно время семинара совпало с открытием ежегодного смотра творческих работ московских сценографов «Итоги сезона» в Малом Манеже. На этой выставке традиционно представлены рядом работы мэтров и молодых художников, в данном случае - учеников Дмитрия Крымова и Олега Шейнциса.

День первый. «Театральный световой комплекс»

Современному художнику по свету необходимо быть настоящим знатоком новых световых приборов, создаваемых ими эффектов, световых пультов управления. Знать, как добиться поставленной цели, манипулируя цветами, эффектами, меняющейся освещенностью объектов. Световое волшебство сегодня востребовано повсеместно - будь то спектакль, концертное выступление солиста, группы, телепрограмма, оформление бара, дискотеки, просто подсветка зданий. Для воплощения творческих замыслов недостаточно создать проект, нужно понять, какие именно технические ресурсы будут использованы. И тогда на сцене возникнет атмосфера зрелища: рассвет над Москвой-рекой в опере Мусоргского «Хованщина» или сеанс черной магии в «Мастере и Маргарите» М.Булгакова.

 

Приехавшие из Сарова (Нижегородская область) специалисты фирмы «Система» - бывшие «секретные» физики, многим из которых в ходе конверсий пришлось обрести более мирные профессии. Но заниматься изготовлением кастрюль, чайников и тазиков тем, кто знает секреты ядерных реакций и ядерных взрывов, унизительно! И выход был найден. В течение 20 лет саровская компания «Система» производит и устанавливает уникальное световое, звуковое и механическое оборудование для сцены. Конструкторы и программисты «Системы» по-прежнему используют научный подход и самые современные технологические решения. Их фирма - единственный в России производитель приборов дистанционного управления светом.

Первый доклад-презентация убедил аудиторию в преимуществах светодиодного света в театральном освещении над обычными галогеновыми лампами. Оказалось, что, несмотря на высокую стоимость, их эксплуатация намного выгоднее - они компактны, меньше нагреваются, более безопасны, отличаются большим сроком службы, их регулировка намного удобнее.

Сейчас светодиодные прожектора используют преимущественно в мюзиклах. Тем не менее театров, полностью перешедших на светодиоды, у нас нет. Но все к тому идет. «Эра галогеновых ламп кончилась, - гласила надпись в одной из слайд-презентаций, - началась светодиодная революция».

Из Мюнхена специально на семинар приехал Флориан Майер, представитель компании ЕТС, занимающейся изготовлением светового театрального оборудования. Он рассказал о сетевых протоколах, которые помогают устройствам «общаться» между собой. Поскольку в зале было немало тех, кому не всегда доступна сложная информация, Флориан нашел убедительный пример: «Я - немец, вы - русские, а сейчас мы общаемся на английском. Мы нашли для себя универсальный язык. Такой же язык нужен устройствам для общения между собой».

У каждого прожектора есть свое имя, на которое пульт посылает по специальному кабелю сигнал команды. Прожектор знает, когда ему включиться, выключиться или повернуться. Для посыла такого сигнала существует определенный стандарт, однако с его помощью можно только отдавать указания, но не получать ответы. Кроме того, по одному такому кабелю можно отправить лишь 512 задач, а в современных постановках этих задач требуется более 6 тысяч (!). Поэтому была разработана новая, более современная система для дистанционного управления устройствами. Благодаря ей можно посылать команду и принимать ответ, а также получать от прожекторов предупреждающую информацию о неисправности или необходимости заменить лампу.

День второй. «Сценическая механика»

Как все изменилось за время существования театра! И за последнее время особенно. Дискуссия, захватившая зал, - какое управление сценической механикой лучше, ручное или компьютеризированное? Речь идет о механизации сцены и компьютерном управлении. И все же в современном мире заменить всю человеческую рабочую силу на механическую, машинную невозможно. Нет в мире ни одного театра, использующего только современные технологии. Человек незаменим - он чувствует, рассчитывает, подстраивается. Но театр не должен отказываться от новых удобных механизмов, которых в последнее время появилось так много!

Гости из Сарова представили наглядный пример театральных новшеств - фурку, работающую на аккумуляторе, - устройство, предназначенное для перемещения декораций, различных элементов спектакля или даже актеров. Такая фурка может двигаться без помощи ручной силы, разворачиваясь в разные стороны. Управлять ею можно дистанционно, при помощи пульта. Задав алгоритм, ее можно заставить двигаться в любых направлениях. Рассказали о видах поворотных кругов: оказывается, они могут быть разными - накладными, встроенными, кругом с кольцом, кругом-фуркой. Накладные круги легко собираются и разбираются, что позволяет театрам при выезде на гастроли играть на площадках, не оборудованных поворотным кругом. Кроме того появились новые системы подъемно-опускных площадок, которые позволяют быстро менять ландшафт сцены и люков провала, незаменимых при создании эффектов неожиданного появления или исчезновения актеров или декораций.

Участникам семинара были продемонстрированы возможности компьютерного управления системами верхней механики, а также различные типы декорационных подъемов, управляемых универсальным пультом. Для того чтобы осуществить «чистую перемену», сменить декорации, изменить визуальный образ спектакля, нужно лишь задать алгоритм.

Говорилось и о том, что компьютерные системы и новые технологии идут на нас, как стихия, неудержимая и устрашающая. В этой буре нам поможет лишь хороший капитан. Грамотный театральный инженер, разбирающийся в современной театральной технике, понимающий все нюансы сценических технологий, одним словом - заведующий постановочной частью театра.

Несмотря на то, что многие термины, которые использовали ведущие семинарские занятия специалисты, казались «птичьим языком» для некоторых присутствующих, раскрывать технические тайны театра было интересно и совсем не скучно. Тем более, что презентации сопровождались шутками, неожиданными веселыми картинками и музыкой, что создавало замечательную атмосферу.

Ядерщики из закрытого городка поделились интересными фактами из жизни театра. После семинара те, кому ничего не было известно об оборудовании и свете в театре, по-новому взглянут на подмостки, будут с интересом вглядываться в техническое оснащение сцены. А те, кому это близко и знакомо, теперь вместе с новейшими технологиями шагнут в мир новой театральной техники.

...А при ядерном взрыве никакого значения не имеет, в какую сторону вы будете лежать ногами...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.