Колонка редактора

Выпуск №9-149/2012, Колонка редактора

Колонка редактора

Май и июнь - поют соловьи, грохочут сапоги. Майский номер запоздал с выходом: День Победы, которому посвящены многие материалы, будто подтянулся вперед, перекочевал в следующий месяц и совместился с 22 июня, днем скорби - началом Великой Отечественной. Вроде июнь после мая, а получилось наоборот, более раннее прошлое совместилось со своим окончанием, как река течет от истока к устью, но вода везде одна, а вступить в одну воду дважды нельзя. Наверное, так и в жизни: празднуя победный финал, помним о начале испытаний, все существует вместе, сразу. Но предшествующее окрашивает последующее, подправляет, переосмысляет - играет с ним. А не только наоборот.

Помним о тех испытаниях, а сколько их еще было за прошедшие годы? И сколько будет? Течет река памяти, все проходит, но все остается, с каждым днем она полноводнее.

Нет ничего иллюзорнее, но и конкретнее прошлого - оно материально в нашей памяти и порождает реальные воплощения в искусстве. Игры со временем реальны в нашем сознании. Пока сознание живо.

Что такое классика, если не воплощенное в современности прошлое, которое стало настоящим? Не случайно классику предпочитают сегодня ставить в российских театрах: Шекспира, Мольера, Пушкина, Островского, Достоевского, Чехова, Булгакова. Они, как истоки, подтягиваются, «текут» к драматургам, которые уже ощущаются нами как классика, не вполне укорененная в своем, прошедшем, времени. Но язык для прочтения их пьес как классики пока что только ищется: Володин, Вампилов... Классика на сцене их опережает, а они уже подтягиваются к современной драме, спрашивая: а это что? как это ставить? Макдонаха или Ханоха Левина, Флорида Булякова или Ярославу Пулинович?

Как ставить Жана Кокто, который обратился к античному мифу? Булгакова, примеряющегося к Мольеру? Нину Садур, играющую с Гоголем?

Театр - институт времени. И рассказ о вечере Ефима Копеляна в БДТ перекочевал из рубрики «Вспоминая» в другую - «Событие». Еще и потому, что в память о великом артисте театр издал книгу с живыми, говорящими фотографиями. (Живописцы, окуните ваши кисти... Фотографы, будьте художниками! Помните, что вы выхватываете и останавливаете мгновения для вечности, прошлое для будущего. Театры - не экономьте на фотографиях, помните о смерти, то есть о жизни.)

Самые «обложечные» - эффектные, графичные, осмысленные - фотографии в этом номере, как назло, оказались к спектаклям политическим. Вернее сказать, конечно, не просто политическим, отнюдь, но осмысляющим весьма мрачные этапы жизни человечества. Актуальны спектакли по Брехту на фестивале Союза театров Европы или, к примеру, метафорически-визуальная вереница образов советской идеологии с ее ключевыми мифологемами в «Горках-10» Дмитрия Крымова. И снимки выразительны, вот только на них - то Артур Уи - вылитый Гитлер, то Ленин сотоварищи. Пусть память о войне и прочих мировых катаклизмах со слезами на глазах, но ведь весна, цветение, победа! И выбрали мы классику - комедию Островского, которого небытово читают в маленьком городе Братске.

Но помним всех. Не только Гитлера с Лениным, но и Островского с Достоевским. И артистов-фронтовиков - ушедшего от нас легендарного Анатолия Папанова и здравствующего, слава Богу, артиста Театра Армии Александра Петрова, и пережившего в детстве блокаду Алексея Ушакова из Красноярской драмы. И родившегося после войны прекрасного артиста из Дзержинска Николая Стяжкина, скончавшегося внезапно и для всех неожиданно. И трех сестер, и полоумного Журдена, и жизнелюбивого Фальстафа, и гибнущего Зилова, и Наташу с ее мечтой.

Ведь театр - единое пространство для времен.

Читать номер на сайте

Читать номер в PDF (5.55 mb)

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.