Единое пространство наций: традиционные ценности культуры / Международный театральный фестиваль Союза театров Европы (СТЕ)

Выпуск №9-149/2012, Фестивали

Единое пространство наций: традиционные ценности культуры / Международный театральный фестиваль Союза театров Европы (СТЕ)

Завершил свою работу Международный театральный фестиваль Союза театров Европы (СТЕ). Московские зрители увидели шесть спектаклей, привезенных из Греции, Израиля, Румынии и Италии. Греческие артисты играли спектакль еврейского драматурга, адаптированного для сцены английским автором, румынские - выступили в русской классике, итальянские - показали класс исполнения в немецкой драматургии. Израильтяне остались верны национальной теме, но показательно, что в их спектакле звучит не только иврит, но и арабская, английская, русская речь. Пожалуй, можно сделать вывод, что за двадцать лет существования Союз выполнил свою главную задачу - формирование единого театрального пространства Европы. Государственный академический Малый театр России был принят в члены этого представительного театрального сообщества недавно, но тот факт, что фестиваль СТЕ впервые проходил на его сцене, говорит о многом.

В марте показали свои работы национальные театры Израиля и Северной Греции. Израильская «Железная дорога в Дамаск» представила социально-политический разворот еврейской темы (режиссер Илан Ронен). Спектакль живо и трепетно повествует о палестинских событиях времен Второй мировой войны. «Озноб по телу, на глаза наворачиваются слезы», - таково основное зрительское впечатление от одухотворенной и страстной игры Евгении Додиной, играющей в этом спектакле главную роль. Греческий «Дибук» в постановке Сотириса Хатзакиса - это мифопоэтический разворот все той же еврейской темы. Актерский дуэт Дмитриса Папаниколау и Деспоины Корти стремится уловить и донести до зрителей мистическую заразительность непростой для исполнения ашкеназской легенды. Спектакль насыщен древними молитвами и каббалистическими заклятиями, ритуальными танцами и мгновенными метаморфозами.

В апрельских показах доминировала русская тема: театр «Буландра» (Бухарест) выступил со своими версиями русской классики. Художественный руководитель театра Александр Дарие перенес повесть Ф.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» («Из записок неизвестного») на сцену, превратив ее в историю о явлении лжемессии народу. Роль Фомы Опискина как «ловца человеков» блестяще исполнил Вирджил Огэшану. Финальное торжество его героя не может не внушать глубокой тревоги за духовное здоровье современного человека. Признанный мастер сценической чеховианы Андрей Щербан показал первую редакцию чеховского «Иванова». Он впервые взялся за эту пьесу, стремясь постигнуть загадку главного героя, которую мировой театр пытается разгадать уже более ста лет. Что случилось с Ивановым (его по какому-то странному совпадению играет однофамилец - Влад Иванов), почему он перестал жить, любить, чувствовать и погрузился в пучину мучительных недоумений? Ответ оказался ошеломительно прост: все дело в смертельной болезни его жены. Он не смог пережить самого факта смерти как неотменимого закона человеческого бытия, он оказался не готов к этому. В финале спектакля все его участники устремляют свои глаза куда-то вверх, в никуда, в ожидании хоть какого-то объяснения тому, что же с ними со всеми происходит, но их вопрошающие взгляды остаются без ответа.

Завершился фестиваль двумя итальянскими постановками Бертольта Брехта. Для итальянцев Брехт - не почтенный классик прошлого века, а жгуче современный драматург, выносящий на сцену самые злободневные проблемы европейской жизни. «Американские одежды» его сюжетов никого не могут обмануть. Великая депрессия 1920-х годов толкуется как нынешний экономический кризис, а политические карьеры вчерашнего фашизма - как сегодняшняя гнилость демократии.

«Карьера Артуро Уи» - совместная работа Театра Эмилия Романья (Emilia Romagna Teatro Fondazione) и Театра Рима (Teatro di Roma). Режиссер Клаудио Лонги поставил спектакль о бандитской карьере, которой не могло не быть. Для зонгов использована музыка Курта Вайля, язвительно отсылающая к «трехгрошовому» бандитизму Мэкки Ножа и его присных. Молодые актеры (особенно хорош Л.Микелетти в роли Дживолы) поют резко, жестко, акцентированно, виртуозно имитируя «лающий» немецкий выговор. Их пластика развинченна, жесты наглы, походка вызывающа, а хриплая речь напориста и настырна. Грубость содержания «снимается» элегантностью исполнения, щегольской актерской техникой и импровизационной игровой стихией. Во всем чувствуется большая культурная традиция, школа, навык. Подлинное наслаждение - смотреть на то, с каким артистичным шиком исполняет заглавную роль блистательный Умберто Орсини. Он награждает Артуро Уи каким-то «заваленным» голосом, в котором сип мешается с хрипотцой, а отдельные взвизги - с намеренно тихим шепотом. Он дарит ему вкрадчивую походку, легкую танцевальность движений и громадную внутреннюю собранность при внешней небрежности повадки. Не заметно никаких актерских усилий, труда, пота - а знаменитый брехтовский тиран перед нами, как на ладони.

«Святая Иоанна скотобоен» - саркастичное и едкое создание патриарха европейской режиссуры Лукки Ронкони. Актеры «Пикколо театро ди Милано» помещены в высокотехнологичную среду обитания: здесь и экран, дублирующий ключевые моменты сценического действия, и стрела башенного крана, подающего персонажей, как на блюдечке, и старинная кинокамера, фиксирующая крупные планы. Однако чикагские бойни, полностью обезличенные мясные магнаты, биржевики и убийцы скота оказались не самой интересной страницей спектакля. Все внимание взяла на себя Иоанна Дарк в исполнении Марии Паиато. Образ отмечен душевной простотой, особой внутренней ясностью и светом. Не случайно вокруг ее черного капора возникает световой ореол, особенно отчетливо видный на экране. Ее вера в Христа простодушна и чистосердечна, а призывы к человеколюбию наивны и симпатичны. Пред ними не в силах устоять сам мясной король Маулер (П.Пьеробон) с его грубовато поданной рефлексией. Но попытка перейти от уговоров к делу оказывается роковой. Преданная и проданная всеми вокруг, героиня Армии Господа Бога приходит к неожиданному и страшному отказу от Бога. Отрекаясь от католицизма, брехтовская Жанна д'Арк выбирает социализм, а политики, заглушая ее финальный монолог, цинично делают из нее новоявленную святую.

Даже краткий обзор фестивальных спектаклей убеждает, что их создатели стремятся говорить со зрителем о серьезных и глубоких проблемах человеческого бытия. При всей разности постановочных приемов, стилей и стилистик, есть в них нечто общее: социальная значимость, тяготение к проблематике духовного порядка, опора на смысловую содержательность слова. Разноязыкие и разноликие, спектакли фестивальной программы позволили скорректировать наши представления об основных тенденциях развития театрального искусства в Европе и понять одну немаловажную истину. Слухи об исчерпанности социального значения театра и близкой кончине сценического реализма большей частью несправедливы. Все-таки хоронить репертуарный театр, культивирующий традиционные ценности культуры, пока рано: его художественные, содержательные, смысловые возможности далеко не исчерпаны, о чем убедительно свидетельствует фестиваль Союза театров Европы.

Фото предоставлены Малым театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.