"Не заштопана прореха..." / Вечер памяти Ефима Копеляна (Санкт-Петербург)

Выпуск №9-149/2012, Событие

"Не заштопана прореха..." / Вечер памяти Ефима Копеляна (Санкт-Петербург)

12 апреля в Санкт-Петербургском Доме актера им.К.С.Станиславского состоялся вечер памяти Ефима КОПЕЛЯНА. Именно в этот день выдающемуся мастеру экрана и сцены исполнилось бы 100 лет...

Все-таки непостижим бег времени - казалось бы, совсем недавно мы мчались из Москвы в Ленинград, чтобы увидеть Ефима Копеляна, услышать его неповторимый голос на сцене главного театра его жизни - Ленинградского Большого драматического, в постановках единственного для него режиссера, Георгия Александровича Товстоногова. Казалось бы, совсем недавно участие Копеляна в том или ином фильме гарантировало ленте успех, а его закадровый голос узнавался с первых секунд и невозможно было уже оторваться от того образа, что создавался за кадром - полноправного, полноценного участника экранных событий. Не зря ведь прозвали его «Ефильм Закадрович»...

Тем не менее прошло уже тридцать семь лет со дня его кончины, и только теперь, пожалуй, в полной мере осознается, что ушел он от нас в полном расцвете сил. Но не забыт - ни в театральной, ни в киносреде, ни среди многочисленных своих поклонников, разбросанных по городам и весям некогда огромной и единой страны.

На вечере, удивительно теплом, непафосном, домашнем, вели который артист АБДТ им. Г.А.Товстоногова Валерий Дегтярь и помощник художественного руководителя Ирина Шимбаревич, выступали те, кто хорошо знал Ефима Копеляна, кто работал с ним рядом на протяжении десятилетий - Олег Басилашвили, Владимир Рецептер, Георгий Штиль, режиссер Александр Белинский, кандидат искусствоведения Ирина Цимбал, приехавшая из Москвы редактор телевизионного канала «Культура» Марина Коростылева многие другие. И никто не вспоминал о каких-то тяжелых творческих или биографических моментах, которых наверняка было достаточно в судьбе Ефима Захаровича Копеляна - все говорили о нем светло, обращаясь к его удивительному чувству юмора, невероятной смешливости, но и фантастической и фанатичной работоспособности и высочайшем мастерстве.

Говорили об Артисте и Человеке так, словно он только недавно покинул нас, и помнится отчетливо, очень живо.

И мне внезапно подумалось о том, как странно наделила судьба этого человека, внешне очень напоминающего Хемингуэя, такого мужественного, сдержанного, сильного вот этой удивительной смешливостью, пронзительным чувством юмора... И вновь, уже в который раз, вспомнилась запечатленная на пленке репетиция чеховских «Трех сестер», когда Копелян-Вершинин произносит: «А все-таки жаль, что молодость прошла!..» - и вдруг начинает смеяться, прервав репетицию, а следом за ним начинают смеяться и все остальные, включая Георгия Александровича Товстоногова.

1965 год. Можно ли было предположить, что Ефиму Захаровичу отпущено еще только десять лет жизни? А ему, наверное, как и другим участникам репетиции, казалось смешным думать о том, что прошла молодость, когда так многое было еще впереди.

И когда на экране возник финал спектакля, прощание Вершинина с Машей, - защемило сердце, потому что в памяти мгновенно возник этот великий спектакль от первой до последней сцены...

Эпизоды из фильмов и спектаклей с участием Ефима Копеляна чередовались с фотографиями, выступлениями его друзей и коллег, чтением ведущими фрагментов интервью артиста разных лет и - писем. Пронзительных признаний в любви к той главной женщине его жизни, что сидела в зрительном зале и с волнением внимала происходящему, Людмиле Иосифовне Макаровой, крупной, чистейшей жемчужине в том уникальном актерском «ожерелье», что любовно собирал Георгий Александрович Товстоногов.

Важной составляющей этого замечательного вечера памяти стала презентация альбома «Ефим Копелян. Сто отражений великого артиста», составленного из фотографий, коротких воспоминаний, отрывков из интервью Ефима Захаровича Копеляна Д.Деминой, Г.Фаттаховой и И.Шимбаревич и изданной Большим драматическим театром. Когда листаешь этот превосходно, с любовью изданный альбом, подолгу вглядываешься в фотографии - какой же он был разный при почти полном отсутствии грима, как глубоко вживался в каждый образ, слепленный тщательно, детально!.. И как же не хватает таланта такого уровня, такого масштаба сегодняшнему театру!

В одном из интервью Ефим Захарович Копелян признавался: «...Хочется, чтобы мое искусство делало людей добрее.

Люблю спешить навстречу людям, люблю, когда меня ждут, когда меня весело подгоняет время. Без работы, забирающей в полон, жить неинтересно. Не правда ли?..»

В альбоме опубликовано стихотворение Владимира Рецептера «Вечер памяти Копеляна», из которого взята строка для названия этой заметки. Вспоминая Копеляна, Владимир Рецептер очень точно и просто формулирует наше общее чувство и нашу общую печаль:

Отупляет вкус успеха.

Точит память о былом.

Не заштопана прореха

В нашем небе холстяном.

Не заштопана она и в нашем общем, живом, безмятежно голубом или сумрачно грозовом небе. И не может быть заштопана. Никогда.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.