Барнаул. Буффонада в узком кругу

Выпуск №10-150/2012, В России

Барнаул. Буффонада в узком кругу

В Алтайском государственном театре музыкальной комедии открыли Малую сцену комической сценкой в двух действиях «Арлекинада». Малая сцена - небольшая площадка и зал на 200 мест.

Руководитель постановки и режиссер первого действия Константин Яковлев пошел на смелый эксперимент, взяв в качестве исходного материала оперу-буфф XVIII века и пьесу Людмилы Петрушевской. Впрочем, заслуга успеха второго действия, «Квартиры Коломбины», принадлежит Татьяне Бежиной, актрисе и ассистенту режиссера, которая впервые выступила в качестве режиссера-постановщика.

Опера-буфф «Служанка-госпожа» Джованни Перголези известна своим шуточным характером. Созданная два века назад, она остается популярной и сегодня благодаря комедийному содержанию, легкости для восприятия и юмору, а порой и фарсовым мотивам. Опера с оживленным сценическим действием, где арии перемежаются с речитативами, где действуют всего три персонажа, - идеальный материал для творческого эксперимента на Малой сцене музыкального театра.

Блестящий вокал продемонстрировали солисты театра Илья Зуев (Уберто) и лауреат всероссийских конкурсов Александра Карпова (Серпина). Для артистов театра, в репертуаре которого есть и классические оперетты, и мюзиклы (в том числе рок-мюзикл), и музыкальные комедии, а теперь и опера, важно уметь «перевоплощаться вокально». Илья и Александра могут похвастаться мастерством перехода от одной манеры исполнения к другой, ведь они задействованы в спектаклях всех вышеперечисленных жанров.

Александре Карповой близка оперная манера - актриса закончила Красноярскую академию музыки и театра, получив квалификацию «Оперная певица». А вот для Ильи Зуева «Служанка-госпожа» стала первым оперным опытом. Зрители привыкли видеть Илью в комедийных и характерных ролях второго плана, будь то студент Перчик в «Скрипаче на крыше», немец Отто в «Браво, конферансье!» или мафиози Феррари в мюзикле «Чао, Италия!», где артист не имел возможности в полной мере продемонстрировать диапазон своего голоса. Роль Уберто же - иного плана, она именно вокальная. Мурашки бегут по коже, когда Илья берет низкие ноты.

Александра Карпова - настоящий мастер вокала. Сезон подарил актрисе певчески интересные роли: озорная Пеппи Длинныйчулок, Настя из «Бабьего бунта». Логическим завершением стала роль служанки Серпины. Во всех своих ролях актриса совмещает лирическое и драматическое начала, ловко переходит от драматической игры к юмору.

Уберто - марионетка в руках Серпины. Это подчеркивается и хореографическим рисунком постановки: служанка дергает за ниточки нерешительного господина, и тот - вольно или невольно - делает то, что ей нужно. Спектакль полон подобных точных движений - от выразительной мимики, подчеркнутой ярким гримом, до ломаных, порой странных телодвижений. Мы словно попадаем в яркий кукольный домик, стилизованный под XVIII век. И в этом домике - три куклы-марионетки. Вдруг они, застывшие в неестественном положении, оживают... Улыбаются, играют, поют. Молчаливым остается лишь один - слуга Веспоне (работа Владимира Давыдова, блестящего характерного артиста). Веспоне молчалив, но не выключен из действия. Живая мимика, выразительная пластика и заразительная энергетика делают персонаж Владимира Давыдова едва ли не центральным в спектакле. Веспоне живо реагирует на игру Серпины, помогает ей достигнуть всего на пути к сердцу и имуществу своего господина.

Однако стоит ли говорить лишь о материальном интересе со стороны Серпины? Есть ли место чувствам? В версии Константина Яковлева и артистов театра - есть. Пусть они скрыты глубоко внутри, но в нужный момент прорываются. Уберто одновременно и хочет помочь Серпине, и боится - сделав шаг против служанки, он может быть закрыт в своих покоях на ключ. Однако визуально Уберто - далеко не ведомый: высокий крупный артист сам может поставить на место кого угодно - в этом еще больший гротеск.

Не успев отойти от века XVIII, зрители погрузились в конец XX столетия: дебют Татьяны Бежиной в качестве режиссера состоялся в спектакле «Квартира Коломбины» - втором акте «Арлекинады».

Первый блин - не комом. Пьесу Людмилы Петрушевской наложили на хиты советской эстрады, вложили в незамысловатую, но «играющую» сценографию.

Полный ярких мизансцен, спектакль ожил. Отдельные части паззла не рассыпались, а сложились в яркую картинку, на которой расцвели три разных, но по-своему интересных персонажа. В роли Коломбины выступила сама Татьяна Бежина, Арлекина сыграл Дмитрий Иванов, Пьеро - Максим Вехов. Отсылка к персонажам комедии масок не случайна: времена меняются, а людей по-прежнему больше всего волнует одна тема - любовь.

Псевдолюбовь или любовь-игра разрастается в спектакле снежным комом, захватывая, завлекая героев.

Начинающий артист Пьеро и заслуженная Джульетта (не забываем, что роль Джульетты - возрастная), уже «пожившая на свете» 26-летняя (ой ли?) Коломбина Ивановна сталкиваются в ее квартире - где она принимает молодых специалистов. Робкий, неловкий, то и дело собирающийся сбежать Пьеро - неподражаемая работа Максима Вехова, которого зрители привыкли видеть в ролях героев, успешных и сильных духом. Перевоплощение удалось на славу! А самая яркая сцена с участием Максима - исполнение песни «По ниточке» в балетной пачке - вызвала бурю аплодисментов.

Не менее яркий, но скорее привычный образ создал Дмитрий Иванов. Его Арлекин - настоящий мачо, Казанова, властелин сцены. Своей безумной энергетикой Дмитрий заряжает весь зал.

Актерская команда сложилась настолько удачно, что, кажется, никого другого в этих ролях и быть не может.

У тандема молодых и талантливых постановщиков - Константина Яковлева и Татьяны Бежиной - много творческих планов, для воплощения которых им явно мало одной сцены. Создание новой сценической площадки уже давно «напрашивалось» в Театре музыкальной комедии.

Как отметили в театре, сцены могут работать автономно, а это значит, что еще больше зрителей получит возможность увидеть спектакли Алтайского театра музыкальной комедии.


Фото Юрия Ткалича

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.