Киров. "Просто вместе" в просто Театре

Выпуск №10-150/2012, В России

Киров. "Просто вместе" в просто Театре

Последний день весны и первый день лета. Пафосное закрытие сезона в одном театре города и демократичный юбилей другого - теперь уже не столько театра, сколько проекта. И на стыке, на границе - премьера в Драматической лаборатории Вятского государственного гуманитарного университета под руководством Бориса Павловича.

Новый опыт драмлаборатории, на этот раз произведенный над романом Анны Гавальды «Просто вместе», доказал - театр не там, где кулисы, штанкетное хозяйство, капельдинеры и «вход после третьего звонка в зрительный зал запрещен». Он, оказывается, может состоять из других компонентов, иногда трудно поддающихся вербализации и анализу. Театр - это алхимия. И если одни адепты этого искусства пытаются получить золото и философский камень посредством любви и преданности к русскому, репертуарному, психологическому и так далее, то другие занимаются просто Театром. Ставят новые спектакли, ездят на «Золотую Маску» (в марте этого года один из спектаклей лаборатории - «Моя война» - был показан в рамках внеконкурсной программы национального театрального фестиваля «Маска плюс» в стенах Театра.doc) и собирают полные залы - без афиш на улицах, без службы организации зрителя и прочих обязательных атрибутов профессиональных театров. Зрители и сами прекрасно организуются. Предварительно записываются на стене соответствующей группы в соц.сетях, на вахте старого корпуса «педа» сдают по 70 рублей с носа (все же для проведения драм. опытов потребны расходные материалы) и идут через филологический факультет мимо портретов бородатых дядек и кабинета декана в актовый зал.

...Сперва постояли перед закрытыми дверями, на которых висит предупреждающее: «С выпечкой и напитками не заходить», потом долго рассаживались на скамьи и стулья, выставленные рядами. Затем Борис Павлович, худрук Театра на Спасской и руководитель лаборатории, сказал, что вот сейчас мы увидим премьеру спектакля Миланы Поварницыной «Просто вместе» и что он сам будет смотреть спектакль впервые. Быть может, отчасти лукавил. Впрочем, не все ли равно?

Милана Поварницына - студентка филологического. Это ее проект. Ее спектакль. И ее роль. Роман известной француженки (все соответствующие ему эпитеты - в основном сводящиеся к «искренний», «щемящий», «пронзительный» и им подобные - можно найти, вбив имя Гавальды в любой поисковик), заключенный в спектакле в канву-схему из малярного скотча, все так же грешит изрядной долей сентиментальности (женская проза, не случайно Гавальду называют второй Саган), яркими фантиками-обрывками расхожих сюжетов про одиночество в Рождество и яркие шарфы, связанные бабушкой героя, в подарок. И уж, конечно, не обошлось без упоминания Эйфелевой башни и французского супа. Но таковы законы жанра. Се ля ви и шерше ля фам в одном флаконе. Сам же спектакль оставляет ощущение подлинности - чувств, характеров, отношений, жизни. И становится совершенно неважно, что в нем заняты два непрофессиональных актера (сама Милана и Федор Мальчиков, исполняющий роль Франка) и лишь один - профессиональный (Алексей Красный, артист Театра на Спасской). Вообще, судить о спектакле с точки зрения подобных категорий (сюда же отнесем мизансценический рисунок, сценографию и прочее) нет никакого желания и необходимости.

«Просто вместе» - это история трех человек, живущих под одной крышей, которая становится историей о Вавилонской башне. Только со счастливым концом. Опять же - по законам жанра. Три героя, каждый из которых говорит на каком-то собственном языке, строят свою башню - аккурат напротив Эйфелевой, в огромной съемной «на троих» квартире. Строят мечту. Иллюзию. Свой мир. В котором можно было бы хоть как-то жить. Дружить. Любить. Не испытывать боли. Не знать предательств. Заниматься любимым делом - рисовать, читать книги, готовить куриный бульон. Или хотя бы просто слушать любимую музыку. Это история о поиске общего языка, о попытке преодолеть невозможность коммуникации в современном мире.

Конечно, их обретенный на недолгое время Эдемский сад просто обязан исчезнуть, Вавилону не устоять (ну, не сможет Камилла выдавить из себя три очень простых слова, которых ждет от нее Франк, миссия невыполнима, тчк). И вот тогда, на руинах, на черепках и осколках мечты, вырастает хеппи-энд.

История заканчивается очень красиво и очень театрально - Филлибер, очкарик, заика, такой нелепый и несовременный в своей бабочке, с манерой обращаться непременно на «Вы» и целовать руки (Алексей Красный), обернется мимом с лицом, выбеленным гримом, и улыбкой, больше, чем мир. Превратится в доброго волшебника и теперь уже по-настоящему, уже навсегда соединит тех двоих, которых сам же и приютил под своей крышей. Под бурные аплодисменты зрителей, на глазах которых рождается чудо. Чудо любви и чудо театра - настоящего, живого, искреннего, светлого. Какие элементы потребовались, чтобы оно свершилось? Нет объяснений. Это чистой воды алхимия. Обыкновенное чудо. Просто Театр.

 

Фото Анны Агаповой

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.