Челябинск. Всё начинается с нас

Выпуск №10-150/2012, В России

Челябинск. Всё начинается с нас

В Новом Художественном театре - необычная премьера. Не по форме, пусть и решена она не столько в театральном, сколько в телевизионном жанре ток-шоу с использованием современных визуальных средств, а по содержанию.

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, которые легли в основу постановки, - материал сложный, трудный для перевода на язык сцены, требующий особого подхода, ключа. А главное смысл этих сказок настолько остр, своевременен (хоть и написаны они в середине XIX столетия), что дух захватывает от смелости и горькой правды.

Сатира Щедрина - явление вечное. Это не злободневные побасенки, вскрывающие отдельно взятые пороки отдельно взятых представителей народа и государства. Щедрин написал о нас (России и человечестве) то, что мы сами от себя стараемся скрыть, показал то, на что мы, зажмурившись, не желаем смотреть. А не желаем потому, что страшно.

Казалось бы, сатира предполагает смех, но смех сатирический, т.е. «злой» смех, отличается от смеха «доброго». Сатирический смех вообще, а у Салтыкова-Щедрина в особенности - смех безысходности. Хамство, беспредельная наглость чиновников, полная покорность народа, приспособленчество и, главное, убийство человека внутри самого человека - вот о чем щедринская проза. А это явления не сиюминутные - вечные и не одной лишь России касающиеся, особенно если говорить не о социальном, а о духовном уровне проблемы.

Актерско-режиссерская группа НХТ, кропотливо возводившая здание спектакля «Сказки», сумела выйти именно на этот обобщающий, высокий уровень щедринской проблематики.

Спектакль начинается прологом - сказкой «Карась-идеалист». Перед нами предыстория - век XIX, отчаянно пытавшийся свергнуть давящий гнет царского режима. Прекраснодушный Карась, проповедуя гуманные идеи, не учитывает, однако, жестокого и справедливого в какой-то высшей своей части закона природы: сильные пожирают слабых. Это не значит, конечно, что «сильному» надо дать полную волю, но «слабые» должны внутри себя укрепляться, чтобы становиться сильнее и научаться держать паритет. А просто свергнув «режим», мы, как правило, сажаем себе на шею новый, только еще более бесчеловечный и кровавый, чем предыдущий.

А далее перед нами века ХХ и ХХI, вернее, апогей дня нынешнего, когда, пройдя через апокалиптические картины тоталитарных режимов и мировых войн, человечество духовно выхолостилось, «вывялилось», как героиня сказки «Вяленая вобла». И это вывяливание подчас кошмарнее «атомной войны». Когда выжжен сам смысл человеческой жизни - стремление к правде, к добру, к нравственной чистоте, когда любовь подменена «молоками для приплода» и «бесконечным совокуплением», когда главным лозунгом обывателя, что в России, что в мире, может являться сентенция вяленой воблы: «выше лба уши не растут», это значит, что атомная война произошла, и произошла именно на атомном уровне - в душах людей.

Сказка «Вяленая вобла» контрапунктом проходит через весь спектакль: «воблы» объединяются в политическую партию «Вяленки», расслабляются в салоне красоты «Воблушка», устраивают сомнительные эстрадные шоу, направленные на отупление населения, зарабатывают какие-то мифические «бонусы» в рекламных целях, при этом проповедуя и проповедуя: «тише едешь - дальше будешь», «выше лба уши не растут», «дело делать надо». Мозг у них высушен, внутренности вычищены, так что «ни лишних чувств, ни лишних мыслей» у них не осталось. И этот холодный гламурный идеал стал символом нашей эпохи.

Пророчества Щедрина поразительны. То ли и вправду писатель обладал некоторым мистическим опытом и мог провидеть будущее (когда читаешь «Историю одного города», именно такие мысли невольно приходят в голову), то ли просто был настолько исторически и житейски прозорлив, что уже и в своем времени, и во всех временах прошедших и будущих видел странные законы. Те, по которым человеческое общество движется, как по замкнутому кругу, наступая на одни и те же грабли.

Сказки «Бедный волк», «Здравомысленный заяц», «Баран непомнящий» вместе со сказкой «Вяленая вобла» создают смысловое ядро композиции спектакля. Ток-шоу «Лесной дозор», на котором разрешается глубокомысленный вопрос «Волк - злодей или жертва», - средоточие всех нынешних телевизионных баталий, создающих иллюзию дискуссионности, плюрализма, свободного высказывания. Иллюзию, потому как словопрения не ведут ни к какому позитивному выводу, а способны лишь усугубить ситуацию. Медведь, по сути дела, вор, преступник, местный лесной «князек», готов осуждать волка и выносить ему приговор; овца - опустившееся, бесполезное для общества существо, тоже ищет «справедливого» возмездия; заяц, «свободный» журналист, никого не пожалеет ради красного словца; ближайший родственник волка - лис, ведущий ток-шоу, ставит вопрос о том, жить волку или не жить...

«Сказки» Нового Художественного театра не оставляют камня на камне от мира, в котором извращены все понятия, даже самые гуманные и светлые, такие, как «демократия», «либеральные ценности», «идеализм». Демократию несут перед собой как меч и именем ее творят беззаконие, устраивают войны, свергают неугодные режимы; либеральными ценностями пользуются для того, чтобы легализовать самое низкое и страшное в человеческой природе; а следование идеалам просто смешно в жестоком, прагматичном и совсем обездушенном пространстве.

Баран, видящий странные сны, погибает - он отказался от уготованной ему «месятки» в виде материальных благ. И зловещий персонаж артиста Константина Талана, предстающий в спектакле то психологом, то доктором, то ученым-волковедом, а в самом финале спектакля - правителем-Ястребом, саркастически замечает: это нам всем урок, коль родился бараном, то и живи бараном, и всего у тебя будет «вдоволь» - и «сена», и «месятки», и «овцы тебя любить будут». Журналист, «здравомысленный» заяц, гибнет от лап медиа-магната лиса, даже не попытавшись спастись, ибо чувствует, знает - спасения все равно нет.

Мощным аккордом, содержательной кульминацией спектакля звучит песня Фредди Меркьюри «Show must go on». И кадры на большом экране, где ужасы современных событий в Югославии, Ливии, Ираке, беснующиеся в храме девицы и прочие перекосы истории завершаются старым знакомым кадром падающих куполов взорванного в ХХ веке храма Христа Спасителя... Круг замыкается. А шоу нашей жизни продолжается.

Эпилог спектакля - сказка «Ворон челобитчик». Приходит Ворон к Ястребу и к Орлу, правителям птичьего мира, и говорит: гибнет вороний род. А правители в ответ ему: иди и живи, потому что никогда ничего не изменится. Да, когда-нибудь настанет время справедливости, а... впрочем, никогда этого не будет, так как «птичий ум правду вместить не в состоянии», так что, Ворон, иди и передай всему вороньему роду, что «я на него как на каменную гору надеюсь». В общем, конец.

В финале спектакля в полной темноте мерцает голубой экран. Наша главная власть сегодня - ТВ.

Так что же нам делать? НХТ дает прямой ответ: надеяться на себя, на свое внутреннее чувство справедливости, самому жить по совести, а не ждать, когда безумный мир образумится. Ведь, в сущности, все начинается с нас: мы та самая «каменная гора», на которую не орлы и ястребы, а только мы сами и должны надеяться. А когда изменимся мы, то изменится и социально-политическая атмосфера вокруг нас.

В нынешней премьере НХТ проявились в полной мере и режиссерские, и актерские способности труппы, так как спектакль во всех смыслах создан коллективно: режиссеры и артисты Евгений Гельфонд, Дмитрий Фоминых, Евгения Зензина, Александр Балицкий, Алексей Зайков вместе выстраивали смысловой стержень спектакля, споря и выкристаллизовывая правду постановки. Артисты Петр Оликер, Павел Мохнаткин, Александр Майер, Дмитрий Николенко, Ксения Бойко и другие отточенно, ясно, сильно играли. Это не просто спектакль, а высказывание, личное и общее, горькое и светлое. В духе самого Салтыкова-Щедрина, самого прямого и самого загадочного русского классика.


Фото Владимира Чернева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.