Ульяновск. Полететь может тот, кто осмелится на это

Выпуск №10-150/2012, В России

Ульяновск. Полететь может тот, кто осмелится на это

В Ульяновском областном театре кукол 28 апреля состоялась премьера спектакля «История о Чайке и Коте, который научил ее летать» по одноименной повести чилийского писателя Луиса Сепульведы.

Сразу стоит сказать, что спектакль особенный. Это первый опыт работы ульяновского театра кукол с западным режиссером. Мишель Розенман (Франция) известен своими постановками в драматических и музыкальных театрах и имеет редкую способность совмещать несовместимые, на первый взгляд, вещи: оперу для ударных, хор, театр теней, живую игру музыкантов. Хотелось бы верить, что его нынешняя постановка - только начало сотрудничества с ульяновцами.

Кроме того, в основе спектакля интересный литературный материал Луиса Сепульведы, который в свое время за инакомыслие оказался в чилийских тюрьмах и, сбежав от правительственной диктатуры в Европу, создал уникальную, многоярусную повесть.

Увлекательную сказочную историю о том, как портовые коты вырастили птенца чайки и учили его летать, автор написал для своих детей, но в ней заключен и обобщающий метафорический смысл, что благодатно для любой сцены. Особенно кукольной. Когда на фестивале в Омске, где произошло знакомство Мишеля Розенмана с ульяновским театром, для постановки была выбрана эта повесть, Луису Сепульведе написали об этом. Честно сказать, не очень рассчитывая на ответ. Автор отозвался за несколько дней до премьеры: «Я очень рад, что мое произведение было выбрано для постановки. Надеюсь, оно придется по вкусу и детям, и взрослым. Ведь я писал его для тех, кто молод - от 8 до 88».

В спектакле персонажи воплощаются не только планшетными куклами (художник спектакля Дмитрий Бобрович), актеры играют и в живом плане, голосом и пластикой передавая не только повадки, но и характер героев. Здесь самое сложное - убедить зрителя, что актер и кукла - это одно и то же. Но артисты легко справляются со своей задачей, оба ансамбля - ансамбль актеров и кукол - каждый по-своему просто великолепен.

По сюжету Чайка, попав в нефтяное пятно, упала на балкон, где сидит портовый кот Зорбас. Кукла Чайки была бы не в силах передать трагизм случившегося, и актрисы (Надежда Маркова, в другом составе - Елена Кондрашина) в живом плане с помощью удивительной пластики тела передают отчаяние перед лицом неизбежности. Чайка умирает, понимая, что никогда не увидит своего птенца. И еще страшнее оставить яйцо на попечение кота. Перед смертью она берет с Зорбаса обещание, что он не съест птенца, вырастит его и научит летать. Как портовый кот, который водит дружбу с такими же, как он, хулиганами, может не съесть яйцо еще до того, как из него вылупится птенец? Кот Зорбас (Вячеслав Вишенин или Илья Фалюшин) сгоряча дает чайке обещание, до последнего надеясь, что она выживет. Но его ожидания не оправдываются, и Зорбас оказывается один на один со своей «проблемой» - яйцом. Обещание есть обещание - его надо держать. Он обращается за помощью к своим друзьям, портовым котам.

Как ни странно, ему удастся найти поддержку, потому что настоящие друзья должны помогать друг другу даже в самых необычных ситуациях. Кот-всезнайка (Андрей Козлов, Максим Бизяев), ресторанная кошка Колонелла (Ирина Рудич, Анна Кутузова) вместе с Зорбасом берут чайку под свое крыло. Высидеть яйцо оказывается не так уж трудно, еще легче вырастить птенца, но вот научить его летать оказывается для них не по силам. Чайка Афортунада боится подняться в воздух, она хочет быть котом. Зорбас убеждает ее в том, что она должна оставаться самой собой и коты любят ее именно такой. «Любить такого, как ты сам, легко. Но полюбить существо, не похожее на тебя, очень трудно. Мы любим тебя, Афортунада», - говорит мама-кот, именно так называет Зорбаса птенец. В этом коротком предложении заключена мудрость человечества - суметь принять и полюбить не такого, как ты.

Когда коты понимают, что сами не справятся, они решают нарушить главное табу - обратиться за помощью к человеку. Это решение дается им нелегко, так как они понимают все последствия. Человек часто бывает безжалостен к своим ближним, а еще чаще просто не замечает того, кто слабее. «Люди выливают в море отходы, от этого гибнут рыбы и птицы. Они чудовищно обращаются с животными. Дельфины показали себя сообразительными существами и теперь выступают в аквапарках, а попугаи сидят в клетках и болтают разные глупости», - с грустью говорят герои спектакля. Однако у них не остается вариантов, и перед котами встает вопрос, кого же из людей выбрать? Хозяин Колонеллы повар Рене добрый человек, но он знает толк только в специях и кастрюльках. Гарри, у которого живет Всезнайка, тоже ничего не понимает в полетах. А мальчик, лучший друг Зорбаса, уехал на каникулы. На ум приходит лишь поэт, живущий по соседству. Поэт, по мнению Зорбаса, лучше остальных подходит, ведь он может летать при помощи слов. Человек соглашается, в его силах сделать так, чтобы сразу несколько существ стали счастливы.

Поднявшись на крышу высокого дома, герои попадают под сильный ливень. «Дыши. Почувствуй дождь. Это вода. В твоей жизни будет много причин быть счастливой, одна из них - вода, другая - ветер, еще одна - солнце, оно всегда приходит как вознаграждение после дождя. Почувствуй дождь. Расправь крылья», - говорит кот чайке. И на краю бездны птица поняла самое главное. Полететь может лишь тот, кто осмелится сделать это.

Когда задумывался спектакль, режиссер и постановочная группа полагали, что он будет понятен зрителям от 8 лет. Они ошибались. Детей младше захватывает сюжет, а взрослых - редкая многогранность авторского посыла. Часто мы, люди, забываем о том, что в нашей власти сделать этот мир прекраснее и добрее. Надо лишь научиться любить того, кто не такой, как ты. И вместо того, чтобы «съесть», дать другому силу для полета. А еще отпускать того, кого любишь. И как бы ни было грустно, всегда выйдет солнце. Как вознаграждение.

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.