Хвост трубой / III Межрегиональный фестиваль "Сибирский кот"

Выпуск №10-150/2012, Фестивали

Хвост трубой / III Межрегиональный фестиваль "Сибирский кот"

Первая неделя июня была посвящена в маленьком городе Северске (Томская область) спектаклям для детей. Здесь прошел III Межрегиональный фестиваль «Сибирский кот». Несмотря на жуткую жару, 1 июня площадь перед Северским музыкальным театром бурлила: детей было множество. Сначала они весело шагали по главной улице вместе с родителями, размахивая шариками и флажками, под специально сочиненный гимн фестиваля, среди них были малыши в колясках, которых везли молодые мамы, и даже дети-инвалиды. Участники демонстрации в костюмах котов или хотя бы с ушками на головках и с нарисованными усами несли плакаты с изображением всевозможных кошачьих морд, и ощущение праздника буквально заполняло город. Потом на импровизированной сцене давали концерт. С недлинными, спасибо им, приветствиями обращались к зрителям очень симпатичные официальные лица. А конферанс был отдан очаровательным Коту и Кошке, артистам Музыкального театра Антону Завьялову и Марине Филоненко, которые все следующие дни фестиваля выходили из этих ролей, разве что только чтобы сыграть в спектаклях. Также на площади бурлил фонтан, в котором ребетня безоглядно плескалась, и никто ее за это не ругал, продавались всевозможные игрушки - преимущественно коты, в том числе сшитые детьми с ограниченными возможностями, малышей катали на лошадях, давали на прокат машинки, торговали едой и питьем, и всем было по-настоящему весело. ВЕСЕЛО!

Открытие фестиваля стало праздником города. Праздником умело организованным, мастерски направляемым, без взрослого занудства и поучений.

И потом почти на всех представлениях в течение недели залы театров были полны (свои площадки предоставили фестивалю, кроме Музыкального театра, Молодежный и ДК им. Н.Островского, а на спектакль Театра «Скоморох» жюри ездило в Томск). Зрители остались довольны.

Но, конечно, фестиваль спектаклей, поставленных для детей и подростков, проводится еще и для того, чтобы ответить на вопрос: каким должен быть спектакль для детей сегодня?

В рассказе о фестивале «Сибирский кот» я буду исходить из того, что спектакли для детей должны ставиться. Не все с этим согласны - кто-то считает, что лучше бы дети ходили на взрослые хорошие спектакли с родителями, и хватит с них (исключение - сказки в театрах кукол), но все же давайте будем считать утверждение о необходимости детских спектаклей аксиомой.

И еще одно отступление, прежде чем перейти собственно к спектаклям фестиваля и к проблемам, которые они в очередной раз обнаружили.

В России не так много фестивалей, представляющих спектакли для детей. (У кукольников своя страна, свои фестивали и отношения - оставим их в стороне, хотя в программе «Сибирского кота» традиционно представлены и они.) «На пороге юности в Рязани», «Золотая репка» в Самаре, «Минифест» в Ростове-на-Дону, «Арлекин» и «Радуга» в Петербурге... Один раз прошла «Жар-Птица» в Омске, но увы, осталась разовым съездом к юбилею тамошнего ТЮЗа. Это все преимущественно фестивали детских театров. На них, особенно на питерских, все больше появляется спектаклей для взрослых, и не только на «Радуге (см. текст в этом номере), но в последнее время - и на «Арлекине». Спектакли для юношества (читай, для взрослых) представлены и на рязанском, и на ростовском фестивалях, и количество их растет. Конечно, театры для детей, особенно переименовавшие себя в молодежные, всегда ставили взрослые спектакли. Но в результате борьбы молодежных и тюзов за равенство с академиями пострадали зрители-малыши.

«Сибирский кот», во-первых, фестиваль спектаклей для детей и подростков - на него приглашаются и взрослые театры; во-вторых, держит пока возрастную границу - в положении феста определено, что «Сибирский кот» представляет спектакли для детей до 12 лет, взрослые постановки идут вне конкурса; в-третьих, представляет не только спектакли, но и социо-культурные проекты, созданные для работы с маленькими зрителями, - это очень интересно и полезно (руководитель - режиссер Наталья Шимкевич). И, наконец, в-четвертых, на фестивале автономно работают два жюри - профессиональное (председатель нынешнего - Владимир Спешков) и детское.

Напомню, «Сибирский кот» был придуман Светланой Бунаковой, тогда директором Томского ТЮЗа, учрежден Ассоциацией театров Сибири, осуществляющей деятельность для детей и юношества, поддержан Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение», СТД РФ. Первые два раза проводился в Кемерове и Улан-Удэ - у Томска денег не нашлось. Затем Светлана Бунакова вынуждена была оставить свой театр (не будем останавливаться на этой печальной истории, из-за которой проведение третьего «Кота» оказалось под угрозой), поменяла «место приписки» и стала директором Северского музыкального театра. В этом маленьком закрытом городе мэр Григорий Шамин и его администрация неожиданно проявили к межрегиональному фестивалю живой интерес и активно его поддержали. Генеральным спонсором выступил мощный Сибирский химический комбинат. К ним присоединился и новый губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Не буду перечислять всех, кто оказал фестивалю помощь - их С.Бунакова, обладающая пожароопасной энергией и деятельной фантазией, нашла много. (Среди спонсоров - и саровская фирма «Система», о чудесах которой - театральном оборудовании, призванном воплощать чудеса на сцене, рассказал на фестивале зам.директора Артур Марченков.)

В результате, несмотря на отсутствие экспертного совета и скоротечность подготовки, из-за чего не все приглашенные смогли приехать, афиша сложилась представительная. Вернее, скажем так: не столь представительная, сколько представляющая - реальное положение детского спектакля в российских театрах.

Естественно, что нынешний «Сибирский кот» получился более музыкальным, чем предыдущие, хотя программа его отличалась разнообразием.

Открывал фестиваль Музыкальный театр Кузбасса им. А.К.Боброва (Кемерово) балетом «Кошкин дом» А.Кулешова. Само по себе стремление ввести ребенка в мир балета благородно. Большой аншлаговый зал (заполнен был даже балкон) следил за происходящим на сцене со вниманием. Несмотря на то, что кемеровский театр несколько лет живет без своего здания, танцовщики в хорошей форме. Музыкальный микс из разных жанров и стилей (на мой вкус, вполне остроумный) звучит в фонограмме - понятно, театр играет на разных площадках, постоянно переезжает. Сценография очень простая - пусть так, придумана она, кстати, неплохо, но при этом блеклая и невыразительная, со странными цветовыми сочетаниями (художник Елена Чех). Задник с поэтичными деревьями - вообще будто перекочевал в «Кошкин дом» из «Жизели». Но, в отличие от волшебства вилисс, оставшихся за кулисами, здесь - никаких чудес: пожар, например, весьма примитивно передается грубыми сполохами красного света и суетливой беготней. Хореография классическая - танцевальные сценки иллюстрируют фабулу сказки С.Маршака, удачны жанровые зарисовки и пластическое решение характеров героев (балетмейстер Юрий Писаревский). Понять детям, что происходит, помогает Рассказчик (Борис Каширский), он читает текст то вживую, то с помощью той же фонограммы, в известные стихи вклиниваются чужеродные фрагменты, а главное, чтение очень уж фальшиво. Рассказчик в псевдорусском костюме, как будто взятом из подбора (при том, что большинство персонажей одеты очень даже симпатично). Иногда Рассказчик не по делу вклинивается в действие - к примеру, представляя гостей Кошки, он ведет себя как дворецкий (в картузе и сапогах). У этого спектакля часты нелады с логикой. Дама Кошка (хозяйка дома) танцует с Котом-дворником явно любовные дуэты, а котята-попрошайки, которых велено гнать взашей, исполняют свой прелестный танец, беспрепятственно прорвавшись в гостиную, полную народа.

Можно было бы не останавливаться так подробно на этом не лучшем спектакле фестиваля, имеющем, впрочем, несомненные достоинства. Достаточно сказать, что поставлен он десять лет назад и, понятное дело, немало поизносился. Как и музыкальная комедия «Конек-Горбунок», с которой кемеровский Музыкальный театр выступал на первом «Сибирском коте» четыре года назад. Но, если театр сохраняет спектакли в репертуаре, должен же он их как-то поддерживать - остались же в форме танцовщики, почему не следить, скажем, и за светом?

Мне кажется, «Кошкин дом» - пример спектакля для детей, поставленного во взрослом театре по остаточному принципу, в расчете на то, что «и так сойдет», что родители детей в театр поведут (еще живы родители, а особенно - дедушки и бабушки, которые знают, что детей в театр водить надо) и свой рубль понесут, независимо от эстетического качества представления.

Какие бы технологии ни появились в современном театральном мире, как бы ни изменилась психология детей, взрослые поведут (пока что) детей на то, что есть - пусть самое усредненное и невразумительное нечто.

А вот Новосибирский театр музкомедии, напротив, привез на фестиваль спектакль эксклюзивный. Либретто по сказкам Киплинга к «Слоненку» написал Владимир Калужский, не только художественный руководитель местной филармонии, но и известный остроумец, музыку - новосибирский композитор Андрей Кротов. В ней тоже звучат популярные классические, джазовые и рок темы, но все это так весело взбито и перемешано! А главное - есть несомненно оригинальные хиты, которые распевал весь фестиваль. Незатейливый, но драйвовый, спектакль построен как ревю и играется в достаточно простых, но ярких и стильных декорациях (хотелось бы, чтобы более изобретательно использовался театр теней), великолепны костюмы, артисты прекрасно поют и двигаются. Видно, что постановочная команда работала с удовольствием: режиссер Сергей Александровский, музыкальный руководитель Марк Певзнер, художник Василий Дворцов (его жюри отметило за лучшие костюмы), балетмейстер Геннадий Бахтерев, хормейстер Татьяна Горбенко. И на совесть - без халтуры, помня, что создание легкого спектакля требует много труда. Эта качественная, но несколько эклектичная и избыточная постановка, с оттенком эротизма, адресованного взрослым, понравилась и детям (детское жюри обласкало композитора персонально и спектакль в целом). Особенно всех пленили иронично унылая опереточная прима Зебра - Татьяна Фомичева и «звезды эстрады» - лукавый Крокодил - Сергей Плашков и томный Питон - Алексей Штыков.

На музыкальном соотношении (вернее, несоответствии) построен и спектакль драматический - «День рождения Кота Леопольда» Челябинского государственного молодежного театра. Само по себе придумано здорово. Но выполнено... Честно говоря, я не поняла, звучит ли здесь еще какая-то музыка, кроме любимой по мультикам музыки Бориса Савельева, или это его хиты так до неузнаваемости аранжированы (музыкальный руководитель Анна Розенберг). Кот - обаятельный Денис Филоненко - играет на клавишных нечто проникновенно эстрадное, злобные мыши - Вячеслав Черепанов, Александр Черепанов - бацают на гитарах и ударных тяжелороковое скаканье и Кота энергетически переигрывают. Увы, в крикливой и неряшливой режиссуре Алексея Согрина мыши несимпатичны, агрессивны, но Кота забивают, и зал поддерживает именно их. Как можно было перенести из рисованного варианта торчащие зубы мышей? То, что мило в анимации, чудовищно на сцене - художник Андрей Бахирев вообще не нашел решения костюмам и гримам. Из спектакля ушла та обволакивающая нежная доброта, которая пленяла в мультиках. Энергии Кота-Филоненко не хватает на большой зал, который вышел из-под контроля беспомощных артистов еще и из-за неумело использованного дурного интерактива. В общем, история, придуманная А.Хайтом обернулась своей противоположностью. На призыв Кота: «Ребята, давайте жить дружно», кто-то в зале громко прокричал: «Давайте устроим ядерную войну!» Печально. Это пример того, как выбранный ради кассы беспроигрышный сюжет, поставленный на большую сцену, чтобы билетов побольше продать, теряет и смысл и обаяние.

Новосибирский «Первый театр», созданный выпускниками Сергея Афанасьева, когда-то покорил критиков легким озорством и глубинным современным смыслом в постановке «Доходного места» А.Н.Островского. «Вруна из Тридевятого царства» Дамира Салимзянова поставил тот же Павел Южаков. Сказка на современный лад с элементами игры в целом не задалась, не оказалось в ней необходимой легкости, хотя актеры - все те же, и приемы игровые, и есть здорово придуманные фрагменты. Но актерский разнобой - кто-то в гротеске органичен, а кто-то формален, кто-то взял интонацию, соединяющую сказочность, иронию, современную повседневность и отвязность, а кто-то - нет, просто орал дурным голосом. Даже называть юных артистов не буду по именам, надо над спектаклем еще работать и работать.

Что-то антихудожественное и антигуманное было и в спектакле любимого мною Северного театра им. М.А.Ульянова из города Тары Омской области, хотя молодые талантливые актеры работали в камерном пространстве. Зачем режиссер Константин Рехтин выбрал «Гусенка» Н.Гернет, осталось загадкой. Впрочем, что ж здесь непонятного? Город маленький, детские спектакли жизненно необходимы - надо приучать зрителя к театру с самого нежного возраста. «Гусенок» прост как азбука («Мама мыла раму», «Аленка пасла Гусенка»), в нем тот самый, кстати, придуманный именно Н.Гернет, примитивный интерактив, который очень нравится маленькому зрителю: нажал на кнопку - дети дружно в восторге завопили. Написанная в 30-е годы пьеса, учившая советских детей бдительности, требует сегодня переосмысления. Но история про девочку, которая задремывая на солнышке, просит зрителей предупреждать ее, если Гусенок приблизится к болоту или если его захочет утащить Лиса, рассказывается театром на голубом глазу. Почему спать хочется Аленке? Потому что она смертельно устала или она притворяется, проверяя детей? Или это игра такая условная? Никакого объяснения. Чудесной пластики Гусенка - Алексея Лялина для решения спектакля недостаточно. Как-то в этом ложно-оптимистическом спектакле и с юмором проблемы - он натужен, ненатурален, и сценография талантливой художницы Ольги Веревкиной какая-то вымученная - традиционно театральные деревья соседствуют с безвкусным болотом - сетью с поплавками, Лиса живет в домике - туристической палатке, а натуральный мех, использованный в шапочке-маске вызывает мысль о живодерне. Очевидно, что молодой театр просто-напросто не знает, как работать с детьми. Кстати, К.Рехтин и его актерская команда прекрасно умеют переосмыслять советские мифы - у них в репертуаре превосходная «Иркутская история».

Северский театр для детей и юношества когда-то начинал как театр кукол и теперь сделал попытку вернуться к корням. Наталья Умнова поставила румынскую сказку «Солнышко и Снежные человечки» - философскую историю про осознание, что такое смерть и самопожертвование. Вещи, про которые дети неизбежно начинают думать и про которые с ними необходимо говорить, в том числе языком театра. Снеговики, зная, что солнце их погубит, встречаются с разным лесным зверьем и понимают, что всем необходим приход весны. И вот Снежные человечки просят Солнце, чтобы оно поскорее согрело землю. В спектакле совершенно волшебный зачин - в темноте возникает фантастический танец огней и белых сполохов (свет - Наталья Гара). После этого ожидаешь чуда. Зонтики в руках танцующих артистов становятся сугробами-ширмами (сценограф Юлия Белова), на которых играют куклы, но чудо на этом и заканчивается. Куклы выразительны, но статичны (художник-конструктор Вадим Варламов), артисты не очень уверенно с ними управляются. История излагается без прозрений, но внятно, и дети следят именно за ней - следят, надо признаться, напряженно и сочувственно.

Еще один не слишком задавшийся, если судить по Гамбургскому счету, спектакль театра кукол - «Сказка про Федота-Стрельца, удалого млодца». Ее поставил в Томском областном театре куклы и актера им. Р.Виндермана главный его режиссер Сергей Столяров, выступив и режиссером, и сценографом, и художником по костюмам (художник по куклам - Виктор Чутков). История получилась спрямленная, несмотря на изобретательность С.Столярова-художника, зрелищность действа, высокий профессионализм актеров. Жюри выделило Марину Дюсьметову, сочтя ее роль Няньки лучшей женской ролью фестиваля, но, на мой взгляд, замечательно работали многие - и опытные Юрий Орлов - Царь, Николай Ежов - Генерал, и молодые Павел Иванов - Скоморох, Надежда Голикова - Царевна, да вся команда - актерски скоморошина получилась заводная. Вот только режиссерское решение - иллюстрирование текста - помешало артистам, мастерски работающим и в кукловождении, и в живом плане, быть не только умелыми, задорными, острыми, но и умными. Быть может, смыслы Леонида Филатова ушли из спектакля, потому что зрелище было рассчитано не только на взрослых, но и на подростков? Хотя в программке «Федот» обозначен как спектакль для взрослых, что вызвало вопросы: не уместнее ли было показывать его вне конкурса?

И все же на фестивале было как минимум три спектакля, которые можно назвать удачами, пусть они и не были безукоризненны.

На фестиваль приехал Театр «Желтое окошко» Петра Зубарева из Мариинска Кемеровской области со спектаклем «Солдат и Шут». Это спектакль-игра предельной искренности - иначе в театре Зубарева не бывает. Петр играет его вдвоем со своим сыном Дмитрием Зубаревым и со всеми зрителями - маленькими и большими, которые сидят вплотную к игровой площадке (в Северске это происходило на большой сцене). Спектакль складывается из спора Солдата, который стоит на часах у границы, - человека взрослого и сугубо серьезного, и Шута, для которого законы не писаны. Временами Шуту удается границу пересечь, и тогда серьезный и несерьезный персонажи меняются местами, каждый принимая правду другого. Это вызывает очень разные чувства в зале. Философский (но образный и очень понятный) диалог сопровождается разыгрыванием всевозможных историй и сказочных сюжетов - при этом общение со зрителями естественно, ведь правила были заданы в самом начале (как изобразить огонь, лес, зерно и проч.), вовлеченность зрителей в игру радостна и не вызывает напряжения и отторжения, осмысленна - без зрителей костер не разжечь и главный вопрос не решить. Актеры, даже по видимости устраняясь из общения с залом, всегда помнят о его присутствии и внутренне апеллируют к зрителям. Итог игры - осознание, что нельзя забывать о правде другого: взрослому - про то, каково быть ребенком, ребенку - как непросто становиться взрослым. Антагонисты (расширительно - человек правила и человек творчества) постепенно начинают восприниматься как необходимые друг другу части целого. Детям демонстрируется единство и борьба противоположностей.

Иногда актеры заигрываются и не доводят мини-сюжет до разрешения, юному Диме пока что далеко до актерского шаманства, которым обладает его отец. Кажется, что редкостно радующий гениально простым замыслом спектакль обещал больше, чем получилось в результате. Но в финале нити разных историй и рассуждений все же красиво связываются, театральное и человеческое счастье зрители на этом спектакле переживают, независимо от возраста, жизненного и театрального опыта.

Жюри благодарно наградило Петра Зубарева за лучший спектакль авторского театра. Формулировка, конечно, условна - ведь если спектакль авторский, значит он, по определению, несравним.

А просто лучшим спектаклем фестиваля была признана сказка Б.Шергина «Волшебное кольцо» Кемеровского театра для детей и молодежи в постановке Ирины Латынниковой. Вновь Светлана Нестерова создала светлый и простой мир из живых материалов: некрашеного дерева, холста, ивовых прутьев, вовсе не повторив свои прежние работы. (Как разнообразно работают одни и те же приемы, если их не только использует, но одухотворяет талантливый художник!) Артисты пластичны, достоверны, добродушно ироничны, лихо работают с импровизированными куклами - особенно хороши Собачка, которую Федор Бодянский создает, оживляя телогрейку, и Змея-Скарапея, рождающаяся из веревки с помощью Нины Роговой. Светел простодырный Ванька - Сергей Синицын, то и дело, в промежутках между походами на базар, притуляющийся в углу и выстругивающий кружевную птицу из дерева. Простонародно мудра и простодушно лукава его полнокровная, любящая все живое матушка - Ольга Червова. Игрово зол и недоуменно потрясен бесконечной чужой добротой мужик, торгующий животными, - Денис Казанцев, он же коварно-потешный Царь (представление о Царе простых душой людей). Грациозно играет Котейкой Светлана Лопина (сама кукла из меховой горжетки, к сожалению, уступает своим собратьям в выразительности и пластике). Забавна капризная ленивая Раиска - Наталья Ущеко. Чудеса в этом спектакле откровенно игровые, условные (типа волшебного моста - размотанного куска ткани), но это и вызывает счастливую радость. Спектакль не заигрывает со зрителями, сохраняя свою автономию, но втягивает в игру, заставляет всех ощутить незримую с ней связь.

А вот «Мэри Поппинс» Северского музыкального театра - совершенно иной спектакль, традиционный мюзикл, зрелище для большой сцены. Поставила его Елизавета Бондарь, режиссер совсем молодой, неопытный, но нежный к материалу и изобретательный. Впервые за долгое время я была свидетелем того, как зал искренне зааплодировал художнику - Виктору Акимову, когда поднялся занавес. На сцене справа открылся затейливый домик - двухэтажный английский коттедж и в то же время сказочный скворечник. Задник - нечто фантазийно-белое, воздушное: облака, небо (по которому пролетает силуэт Мэри с зонтиком), а в финале - натянутые ветром паруса... Лесенка слева с бронзовым мальчикм-трубочистом... Круг, который вручную поворачивают рабочие сцены - такая открытая и трогающая душу театральность. Перспектива сцены, которая вдруг будто распахивается в массовых сценах... Которые поставлены превосходно (балетмейстер Надежда Бобрикова). И превосходно, легко, радостно зазвучал оркестр (слышала я его два года назад - как будто теперь это другой оркестр!), увлеченно, элегантно руководимый красавицей-дирижером Ольгой Алешиной. Высший класс - когда дирижер принимает участие в спектакле, а не просто машет палочкой - вслушивается, вглядывается в происходящее на сцене, реагирует, общается с артистами. Что касается артистов - они пока более естественны в пении и танцах, чем в диалогах. Мэри Поппинс - Наталья Сочнева - волшебна только в момент первого появления, потом же становится просто милой дамой, так что играть ее приходится свите. Симпатична кокетливая миссис Бэнкс - Ася Сокол, а вот ее супругу (Дмитрий Конради) не хватает озорства (та ведь еще семейка). Детей режиссер превратила в двух девочек-подростков, но не предложила им играть именно подростковый, а не детский интерес к происходящему, к тому же девочки разговаривают на разных языках - М.Филоненко хорошая характерная актриса на языке драмы, а обаятельная Л.Полякова страдает опереточным акцентом. Настоящим героем-любовником явился молодой мистер Гуд - Антон Завьялов, расточающий сильное мужское обаяние и энергию. Перед ним, обладающим еще и выразительным голосом (над которым, правда, надо работать), не устояли не только зрительницы, но и жюри («Лучшая мужская роль»). Он же, кстати, великолепен в роли учителя Мирою в «Безымянной звезде» - спектакле, показанном вне конкурса и подтвердившем, что Северский музыкальный театр, еще недавно вызывавший содрогание своей убогостью, сделала невозможный скачок и начал совершенно новую жизнь - в искусстве.

К «Мэри Поппинс» можно предъявить (и предъявили на обсуждении) множество претензий. Но это - театр. Живой, захватывающий, заставляющий сердце стучать чаще, подпевать героям и радостно улыбаться. Потому мюзикл Северского театра просто невозможно было - и было за что - наградить: его назвали «Лучшим музыкальным спектаклем» фестиваля.

Еще один спектакль - «Из жизни манекенов» тронул зрителей и жюри. В Школе-студии-театре «Индиго» из Томска играют глухие и слабослышащие актеры. Пластически талантливые ребята разыграли пантомиму о некоммуникабельности, закрытости современного человека, о его одиночестве и чуде преображения - если удается человеку прорваться к человеку. Руководителю театра Александру Постникову вручили диплом за достижения в творческой педагогике.

Среди интереснейших соципроектов были особо отмечены проекты иркутян (о них стоит рассказать позже особо) и северцев, наглядно показавших, как можно детей ввести в мир балета.

Так каким же должен быть спектакль для детей сегодня? Фестиваль не дал ответа на этот теоретический вопрос, но практически продемонстрировал, что такое плохо и что такое хорошо. Хорошо вовсе не означает безоблачно дорого, но не терпит дешевизны - прежде всего дешевизны отношения и души.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.